Основы Конституции РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы Конституции РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Солидарное взыскание по исполнительному производству (в т.ч. по исполнительному листу) в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Довод... заявителя о том, что удержание в солидарном порядке, при том что причиненный непосредственно ею ущерб выплачен, не справедливо и противоречит основам Конституции Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, поскольку по смыслу статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга... приговором установлена солидарная ответственность... в связи с чем оснований для изменения порядка исполнения приговора в части гражданского иска с изменением солидарной обязанности возмещения ущерба не имеется..."
(КонсультантПлюс, 2025)Довод... заявителя о том, что удержание в солидарном порядке, при том что причиненный непосредственно ею ущерб выплачен, не справедливо и противоречит основам Конституции Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, поскольку по смыслу статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга... приговором установлена солидарная ответственность... в связи с чем оснований для изменения порядка исполнения приговора в части гражданского иска с изменением солидарной обязанности возмещения ущерба не имеется..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституционное право России: Учебное пособие"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Нормативные акты
показать больше документов"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, установление законодателем определенного порядка реализации права на судебную защиту не влечет нарушения самого этого конституционного права. Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок; указанное конституционное право не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной защиты, - они определяются федеральными законами на основе Конституции РФ <106>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, установление законодателем определенного порядка реализации права на судебную защиту не влечет нарушения самого этого конституционного права. Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок; указанное конституционное право не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной защиты, - они определяются федеральными законами на основе Конституции РФ <106>.
Статья: Правовые позиции суда как источник права
(Лю С., Василевич Г.А., Ван Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Относительно правоприменения судами общей юрисдикции, то для них значительную роль имеют постановления Пленума Верховного Суда. Согласно ст. 112 Конституции Республики Беларусь, судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
(Лю С., Василевич Г.А., Ван Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Относительно правоприменения судами общей юрисдикции, то для них значительную роль имеют постановления Пленума Верховного Суда. Согласно ст. 112 Конституции Республики Беларусь, судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Основная часть. В Основном законе КР нашли отражение идеи и принципы правового, демократического государства, среди которых важное место занимает положение о том, что "граждане КР осуществляют свою власть через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов КР" <3>.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Основная часть. В Основном законе КР нашли отражение идеи и принципы правового, демократического государства, среди которых важное место занимает положение о том, что "граждане КР осуществляют свою власть через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов КР" <3>.
Статья: Признание прав природы: латиноамериканский ответ на экологические вызовы
(Васильева Т.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Прежде всего суд отметил, что в основе Конституции лежит концепция социального правового государства и традиции судебной практики, сформировавшие так называемую экологическую конституцию более чем за два десятилетия. Реализация социального правового государства предполагает признание этнокультурного разнообразия, защиту окружающей среды и природных ресурсов. У этнических сообществ, по утверждению Суда, развиваются глубокие связи с той территорией, где реализуются их культура, традиции и стиль жизни, базирующийся на уважении окружающей природной среды и биоразнообразии, поэтому охрана их территории является ключевым условием сохранения культурной идентичности. При этом природа должна пониматься не только как окружающая людей среда, но и как субъект, обладающий правами, которые должны защищаться и гарантироваться.
(Васильева Т.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Прежде всего суд отметил, что в основе Конституции лежит концепция социального правового государства и традиции судебной практики, сформировавшие так называемую экологическую конституцию более чем за два десятилетия. Реализация социального правового государства предполагает признание этнокультурного разнообразия, защиту окружающей среды и природных ресурсов. У этнических сообществ, по утверждению Суда, развиваются глубокие связи с той территорией, где реализуются их культура, традиции и стиль жизни, базирующийся на уважении окружающей природной среды и биоразнообразии, поэтому охрана их территории является ключевым условием сохранения культурной идентичности. При этом природа должна пониматься не только как окружающая людей среда, но и как субъект, обладающий правами, которые должны защищаться и гарантироваться.
Статья: Осуществление правосудия по гражданским делам в контексте традиционных российских ценностей
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Конституция РФ в гл. 2 закрепляет основные права человека и устанавливает гарантии их реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, закрепляя права и свободы человека, Основной Закон возлагает на государство и обязанность по обеспечению этих прав, одной из которых является судебная защита, осуществляемая посредством реализации судебной власти. Судебная власть способствует становлению правового государства, формированию гражданского общества, выполняет функцию политико-правового регулирования социальных отношений, защиты прав граждан на основе Конституции, нормативных актов России и международного права, а также принципов состязательности, диспозитивности, справедливости, разумности, равноправия сторон, взаимности. Реализация судебной власти в гражданском процессе осуществляется в том числе путем выполнения задачи, поставленной законом перед гражданским судопроизводством, - правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Конституция РФ в гл. 2 закрепляет основные права человека и устанавливает гарантии их реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, закрепляя права и свободы человека, Основной Закон возлагает на государство и обязанность по обеспечению этих прав, одной из которых является судебная защита, осуществляемая посредством реализации судебной власти. Судебная власть способствует становлению правового государства, формированию гражданского общества, выполняет функцию политико-правового регулирования социальных отношений, защиты прав граждан на основе Конституции, нормативных актов России и международного права, а также принципов состязательности, диспозитивности, справедливости, разумности, равноправия сторон, взаимности. Реализация судебной власти в гражданском процессе осуществляется в том числе путем выполнения задачи, поставленной законом перед гражданским судопроизводством, - правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
Ситуация: Как физическое лицо может быть признано иностранным агентом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, соцобслуживания, соцподдержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам РФ, основам публичного правопорядка РФ, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ (ч. 2, 4, п. 7 ч. 5 ст. 4 Закона N 255-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, соцобслуживания, соцподдержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам РФ, основам публичного правопорядка РФ, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ (ч. 2, 4, п. 7 ч. 5 ст. 4 Закона N 255-ФЗ).
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о партиях закрепляет особый правовой статус политических партий на основе Конституции РФ, конкретизируя положения ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 13 (ч. 3) и 30 (ч. 1), признает ее единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий (п. 1 ст. 36 Закона о партиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о партиях закрепляет особый правовой статус политических партий на основе Конституции РФ, конкретизируя положения ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 13 (ч. 3) и 30 (ч. 1), признает ее единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий (п. 1 ст. 36 Закона о партиях).
Статья: Категория "национальная идентичность" в контексте конституционных ценностей Российского государства
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Бесспорно, в условиях нового миропорядка с целью сохранения самостоятельности и суверенитета государства, самобытных социально-культурных ценностей важность защиты национальной конституционной идентичности возрастает. Исследователи утверждают, что "в процессе развития и формирования конституционной культуры общество учреждает устойчивую и непротиворечивую систему фундаментальных правовых принципов, основанных на признанных этим обществом ценностях. Такие прочные опоры позволяют в дальнейшем комплексно развиваться и осуществлять самонастройку, логически и нравственно выверенное совершенствование национальной правовой системы и прежде всего ее основы - конституции" <13>.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Бесспорно, в условиях нового миропорядка с целью сохранения самостоятельности и суверенитета государства, самобытных социально-культурных ценностей важность защиты национальной конституционной идентичности возрастает. Исследователи утверждают, что "в процессе развития и формирования конституционной культуры общество учреждает устойчивую и непротиворечивую систему фундаментальных правовых принципов, основанных на признанных этим обществом ценностях. Такие прочные опоры позволяют в дальнейшем комплексно развиваться и осуществлять самонастройку, логически и нравственно выверенное совершенствование национальной правовой системы и прежде всего ее основы - конституции" <13>.
Статья: Конструкции запрета деструктивной пропаганды в конституционных актах республик Российской Федерации
(Тогузаева Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)На основе анализа действующих конституций субъектов РФ в статье рассматриваются проблемы правового регулирования запрета различных видов деструктивной пропаганды в конституциях республик Российской Федерации. Формулируются недостатки различных подходов, избранных региональными правотворцами; предпринята попытка классифицировать эти подходы; приведено критическое осмысление закрепления тех видов пропаганды, которые не урегулированы на уровне Конституции РФ; высказана авторская точка зрения на предмет соотношения и отождествления, в частности, понятий "распространение" и "пропаганда".
(Тогузаева Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)На основе анализа действующих конституций субъектов РФ в статье рассматриваются проблемы правового регулирования запрета различных видов деструктивной пропаганды в конституциях республик Российской Федерации. Формулируются недостатки различных подходов, избранных региональными правотворцами; предпринята попытка классифицировать эти подходы; приведено критическое осмысление закрепления тех видов пропаганды, которые не урегулированы на уровне Конституции РФ; высказана авторская точка зрения на предмет соотношения и отождествления, в частности, понятий "распространение" и "пропаганда".