Основы государственной политики регионального развития
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы государственной политики регионального развития (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние и перспективы конституционно-политического развития России в контексте внутригосударственных и международных интеграционных процессов (канун первой четверти XXI века)
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" даны определения однокоренных слов: "б) макрорегион - часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования; в) регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации".
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" даны определения однокоренных слов: "б) макрорегион - часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования; в) регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации".
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания, также относятся основы государственной политики. Основы государственной политики в различных сферах утверждаются указами Президента РФ. В качестве примеров таких документов можно привести Указы Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" <29>, "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания" <30>, широко обсуждаемый сегодня в средствах массовой информации и более известный под названием "Ядерная доктрина России", и др. Отдельно Федеральный закон N 172-ФЗ выделяет основы государственной политики регионального развития РФ <31>, в соответствии с которыми разрабатывается стратегия пространственного развития РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания, также относятся основы государственной политики. Основы государственной политики в различных сферах утверждаются указами Президента РФ. В качестве примеров таких документов можно привести Указы Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" <29>, "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания" <30>, широко обсуждаемый сегодня в средствах массовой информации и более известный под названием "Ядерная доктрина России", и др. Отдельно Федеральный закон N 172-ФЗ выделяет основы государственной политики регионального развития РФ <31>, в соответствии с которыми разрабатывается стратегия пространственного развития РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению.
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению.
Статья: Реализация устойчивого экономического роста (конституционно-правовые аспекты)
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Вместе с тем устойчивому развитию уделено больше внимания в российских экономической и правовой доктринах <21>. Это связано прежде всего с закреплением данного термина в нормативных правовых документах и документах стратегического планирования, например в Указах Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" <22>, от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2021 г. N 2765-р, и др.
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Вместе с тем устойчивому развитию уделено больше внимания в российских экономической и правовой доктринах <21>. Это связано прежде всего с закреплением данного термина в нормативных правовых документах и документах стратегического планирования, например в Указах Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" <22>, от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2021 г. N 2765-р, и др.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Правовую основу развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с неблагоприятным климатом, составляют положения Конституции РФ, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, а также Указы Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и другие нормативные акты <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Правовую основу развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с неблагоприятным климатом, составляют положения Конституции РФ, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, а также Указы Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и другие нормативные акты <1>.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<17> Действующая редакция ст. 361.1 НК РФ не закрепляет ни одной налоговой льготы, а посвящена лишь порядку реализации права налогоплательщика на налоговую льготу, установленную законодательством субъектов РФ о налогах и сборах. Данный подход соответствует Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденным Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13, согласно которым сбалансированность бюджетов субъектов РФ должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты. В отдельных субъектах РФ налоговая льгота по транспортному налогу уже предусмотрена региональным законодательством. Статья 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге" освобождает ветеранов боевых действий от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства. Аналогичная норма закреплена ст. 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", ст. 5 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 636-КЗ "О транспортном налоге на территории Краснодарского края", ст. 5 Закона Калужской области от 26 ноября 2002 г. N 156-ОЗ "О транспортном налоге на территории Калужской области" и др.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<17> Действующая редакция ст. 361.1 НК РФ не закрепляет ни одной налоговой льготы, а посвящена лишь порядку реализации права налогоплательщика на налоговую льготу, установленную законодательством субъектов РФ о налогах и сборах. Данный подход соответствует Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденным Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13, согласно которым сбалансированность бюджетов субъектов РФ должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты. В отдельных субъектах РФ налоговая льгота по транспортному налогу уже предусмотрена региональным законодательством. Статья 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге" освобождает ветеранов боевых действий от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства. Аналогичная норма закреплена ст. 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", ст. 5 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 636-КЗ "О транспортном налоге на территории Краснодарского края", ст. 5 Закона Калужской области от 26 ноября 2002 г. N 156-ОЗ "О транспортном налоге на территории Калужской области" и др.
Статья: Социальное и правовое назначение правового института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)<1> См., например, Указы Президента РФ: от 11.03.2019 N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // Собрание законодательства РФ. 2019. N 11. Ст. 1106; от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 42 (ч. 2). Ст. 6447; от 25.04.2018 N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 18. Ст. 2614; от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901; от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 4. Ст. 637; от 05.12.2016 N 646 "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2016. N 50. Ст. 7074.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)<1> См., например, Указы Президента РФ: от 11.03.2019 N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // Собрание законодательства РФ. 2019. N 11. Ст. 1106; от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 42 (ч. 2). Ст. 6447; от 25.04.2018 N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 18. Ст. 2614; от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901; от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 4. Ст. 637; от 05.12.2016 N 646 "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2016. N 50. Ст. 7074.
Статья: Преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности: проблемы регулирования и направления совершенствования законодательства
(Белоусов А.Л.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Далее стоит сказать о том, что ОЭЗ стали по-настоящему первым, но не единственным правовым режимом, направленным на расширение притока инвестиций в определенные сферы экономики. В частности, в выпущенных в начале 2017 г. Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года закреплено положение о том, что "привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков" <9>.
(Белоусов А.Л.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Далее стоит сказать о том, что ОЭЗ стали по-настоящему первым, но не единственным правовым режимом, направленным на расширение притока инвестиций в определенные сферы экономики. В частности, в выпущенных в начале 2017 г. Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года закреплено положение о том, что "привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков" <9>.
Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)На индустриальные парки возлагаются большие надежды в части обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики. Так, в Основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г. закреплено, что привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков <6>.
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)На индустриальные парки возлагаются большие надежды в части обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики. Так, в Основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г. закреплено, что привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков <6>.
Статья: О консолидации населения муниципальных образований России
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В 2017 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. <18> (далее - Основы региональной политики), направленные на повышение обеспечения устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов; обеспечение равных возможностей для повышения качества жизни в субъектах России; повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также направленные на максимальное привлечение населения к решению региональных и местных задач (п. 6 Основ региональной политики).
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В 2017 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. <18> (далее - Основы региональной политики), направленные на повышение обеспечения устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов; обеспечение равных возможностей для повышения качества жизни в субъектах России; повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также направленные на максимальное привлечение населения к решению региональных и местных задач (п. 6 Основ региональной политики).
Статья: Административно-правовое регулирование оценки эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации
(Медведев Б.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)<8> См.: Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 4. Ст. 637.
(Медведев Б.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)<8> См.: Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 4. Ст. 637.
Статья: Создание федеральной территории "Сириус" в управленческой парадигме принятия решений: от появления "территории знаний" к строительству "страны умных и договороспособных людей"
(Сычев В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В России в настоящее время существует большое количество документов стратегического планирования, в которых закреплены целевые ориентиры для самых разных направлений реализации государственной политики. В контексте исследования ФТ "Сириус" среди таких документов хотелось бы упомянуть Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и др. <40> Если попытаться соотнести мнения экспертов о создании первой федеральной территории в России, цели, обозначенные в Уставе ФТ "Сириус", и ориентиры, прописанные в документах стратегического планирования, можно сформулировать три стратегические задачи наделения статусом федеральной территории инновационно-технологического центра "Сириус":
(Сычев В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В России в настоящее время существует большое количество документов стратегического планирования, в которых закреплены целевые ориентиры для самых разных направлений реализации государственной политики. В контексте исследования ФТ "Сириус" среди таких документов хотелось бы упомянуть Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и др. <40> Если попытаться соотнести мнения экспертов о создании первой федеральной территории в России, цели, обозначенные в Уставе ФТ "Сириус", и ориентиры, прописанные в документах стратегического планирования, можно сформулировать три стратегические задачи наделения статусом федеральной территории инновационно-технологического центра "Сириус":
Статья: Эколого-правовые проблемы и подходы к стратегированию в области пространственного развития Российской Федерации
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Так, в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. <10>, в соответствии с которыми разработана Стратегия пространственного развития, экологическая составляющая отсутствует. Основы ограничиваются выделением в числе факторов и условий регионального развития, оказывающих влияние на формирование и реализацию государственной политики в этой сфере, только географических, природно-климатических особенности регионов.
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Так, в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. <10>, в соответствии с которыми разработана Стратегия пространственного развития, экологическая составляющая отсутствует. Основы ограничиваются выделением в числе факторов и условий регионального развития, оказывающих влияние на формирование и реализацию государственной политики в этой сфере, только географических, природно-климатических особенности регионов.