Основные направления бюджетной и налоговой политики
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные направления бюджетной и налоговой политики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)На сайте Минфина опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Целью документа является определение условий, учитываемых при составлении проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 - 2025 годы. Рассмотрим в статье вопросы, касающиеся налогообложения деятельности хозяйствующих субъектов и граждан.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)На сайте Минфина опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Целью документа является определение условий, учитываемых при составлении проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 - 2025 годы. Рассмотрим в статье вопросы, касающиеся налогообложения деятельности хозяйствующих субъектов и граждан.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)4. Правовое регулирование предоставления межбюджетных кредитов. Данный компонент ввиду отсутствия емкого и разнообразного содержания не подвержен высокой степени законотворческих изменений. Основным направлением развития межбюджетных отношений в этой части также является расширение финансово-правовых инструментов с учетом пространственного развития страны. Прежде всего это межбюджетное кредитование "по горизонтали". С 2023 г. законодательно установлена возможность предоставления бюджетных кредитов из бюджета субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ со сроком до трех лет. На первый взгляд мера носит побуждающий характер, расширяющий возможности субъектов РФ к обеспечению своей финансовой устойчивости за счет свободных финансовых ресурсов других субъектов РФ. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики данная мера отнесена к разряду законодательных изменений, направленных "на обеспечение возможности регионов принимать гибкие и оперативные решения по поддержке экономики, предоставление большей самостоятельности в управлении бюджетными ресурсами, донастройку бюджетного процесса на реализацию антикризисных мер". Однако следует учесть следующее. В правоприменительной практике и науке финансового права вопрос правовой природы бюджетных правоотношений по предоставлению бюджетного кредита является дискуссионным <23>. Положения БК РФ прямо отсылают правоприменителя к положениям гражданского законодательства (п. 1 ст. 93.2 БК РФ), что порождает конкуренцию двух правовых режимов - разрешительного и дозволительного. Обладает ли субъект РФ, имеющий имущественную самостоятельность, гарантированную ему Конституцией РФ и поддерживаемую положениями БК РФ, свободой договора в ситуации с межбюджетным кредитованием? При положительном ответе на поставленный вопрос законодательная мера по установлению "горизонтальных" межбюджетных кредитов до трех лет является ограничением его финансовых возможностей. При отрицательном ответе - расширением. Именно публично-правовое понимание межбюджетного кредитования как элемента бюджетного регулирования отражено в Основных направлениях бюджетно-налоговой политики, тогда как правоприменительная (судебная) практика, разрешающая правовые споры, возникающие из межбюджетных правоотношений по поводу предоставления, возврата или обслуживания бюджетного кредита, может складываться с учетом гражданско-правового понимания бюджетного кредита.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)4. Правовое регулирование предоставления межбюджетных кредитов. Данный компонент ввиду отсутствия емкого и разнообразного содержания не подвержен высокой степени законотворческих изменений. Основным направлением развития межбюджетных отношений в этой части также является расширение финансово-правовых инструментов с учетом пространственного развития страны. Прежде всего это межбюджетное кредитование "по горизонтали". С 2023 г. законодательно установлена возможность предоставления бюджетных кредитов из бюджета субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ со сроком до трех лет. На первый взгляд мера носит побуждающий характер, расширяющий возможности субъектов РФ к обеспечению своей финансовой устойчивости за счет свободных финансовых ресурсов других субъектов РФ. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики данная мера отнесена к разряду законодательных изменений, направленных "на обеспечение возможности регионов принимать гибкие и оперативные решения по поддержке экономики, предоставление большей самостоятельности в управлении бюджетными ресурсами, донастройку бюджетного процесса на реализацию антикризисных мер". Однако следует учесть следующее. В правоприменительной практике и науке финансового права вопрос правовой природы бюджетных правоотношений по предоставлению бюджетного кредита является дискуссионным <23>. Положения БК РФ прямо отсылают правоприменителя к положениям гражданского законодательства (п. 1 ст. 93.2 БК РФ), что порождает конкуренцию двух правовых режимов - разрешительного и дозволительного. Обладает ли субъект РФ, имеющий имущественную самостоятельность, гарантированную ему Конституцией РФ и поддерживаемую положениями БК РФ, свободой договора в ситуации с межбюджетным кредитованием? При положительном ответе на поставленный вопрос законодательная мера по установлению "горизонтальных" межбюджетных кредитов до трех лет является ограничением его финансовых возможностей. При отрицательном ответе - расширением. Именно публично-правовое понимание межбюджетного кредитования как элемента бюджетного регулирования отражено в Основных направлениях бюджетно-налоговой политики, тогда как правоприменительная (судебная) практика, разрешающая правовые споры, возникающие из межбюджетных правоотношений по поводу предоставления, возврата или обслуживания бюджетного кредита, может складываться с учетом гражданско-правового понимания бюджетного кредита.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)При официальном отсутствии перечня так называемых "защищенных статей" бюджетов (отказ или сокращение финансирования которых не допускаются) сохраняется концептуальная приоритетность, система иерархии расходных обязательств публично-правовых образований, расходов соответствующих бюджетов. Ежегодно в процессе бюджетного планирования принимаются основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на очередной финансовый год и последующий двухлетний плановый период. В этом документе определяются ключевые, особо значимые направления финансирования текущего периода, отражающие цели и задачи реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, сокращение расходов по которым при исполнении бюджета "не приветствуется", является крайне нежелательным.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)При официальном отсутствии перечня так называемых "защищенных статей" бюджетов (отказ или сокращение финансирования которых не допускаются) сохраняется концептуальная приоритетность, система иерархии расходных обязательств публично-правовых образований, расходов соответствующих бюджетов. Ежегодно в процессе бюджетного планирования принимаются основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на очередной финансовый год и последующий двухлетний плановый период. В этом документе определяются ключевые, особо значимые направления финансирования текущего периода, отражающие цели и задачи реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, сокращение расходов по которым при исполнении бюджета "не приветствуется", является крайне нежелательным.
Статья: Режимно-правовое регулирование процедуры составления проектов бюджетов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Составление проекта бюджета основывается на целой системе финансово-экономических документов: Бюджетном послании Президента РФ; иных актах соответствующей территории на очередной финансовый год, в том числе прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики <11>. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Порядок ежегодного формирования указанных прогнозов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией. Начиная с 2008 г. прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Составление проекта бюджета основывается на целой системе финансово-экономических документов: Бюджетном послании Президента РФ; иных актах соответствующей территории на очередной финансовый год, в том числе прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики <11>. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Порядок ежегодного формирования указанных прогнозов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией. Начиная с 2008 г. прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
Ситуация: Как облагается НДФЛ продажа доли в уставном капитале ООО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от НДФЛ не применяется в отношении соответствующих доходов налогоплательщика в части, превышающей 50 млн руб. за календарный год (ст. 216, п. 17.2 ст. 217 НК РФ; п. 3 Приложения 2 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг., утв. Минфином России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от НДФЛ не применяется в отношении соответствующих доходов налогоплательщика в части, превышающей 50 млн руб. за календарный год (ст. 216, п. 17.2 ст. 217 НК РФ; п. 3 Приложения 2 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг., утв. Минфином России).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
Информация: Комитет по бюджету и налогам утвердил рекомендации по итогам парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)12. Повышение качества и статуса Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики как документа для прогноза и планирования экономической деятельности.
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)12. Повышение качества и статуса Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики как документа для прогноза и планирования экономической деятельности.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований), которые разрабатываются Минфином России (финансовыми органами субъектов РФ и муниципалитетов);
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований), которые разрабатываются Минфином России (финансовыми органами субъектов РФ и муниципалитетов);
Статья: Правительственные поправки в НК РФ прошли второе чтение
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)В "ЭЖ-Бухгалтер" N 40, 2023, мы уже писали об отдельных положениях законопроекта N 448566-8, разработанного Правительством РФ в рамках Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. Ко второму чтению в законопроект было внесено много дополнений. О наиболее важных из них мы расскажем в этом материале.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)В "ЭЖ-Бухгалтер" N 40, 2023, мы уже писали об отдельных положениях законопроекта N 448566-8, разработанного Правительством РФ в рамках Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. Ко второму чтению в законопроект было внесено много дополнений. О наиболее важных из них мы расскажем в этом материале.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 3)Налоговые поправки затронут обе части НК, будут касаться как организаций и ИП, так и физлиц: планируется уточнить нормы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественным налогам, спецрежимам. Одна из заявленных целей - устранить проблемы, выявленные в результате анализа действующих налоговых норм. Другая - реализация мер, перечисленных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2023 - 2025 гг. <3>
("Главная книга", 2023, N 3)Налоговые поправки затронут обе части НК, будут касаться как организаций и ИП, так и физлиц: планируется уточнить нормы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественным налогам, спецрежимам. Одна из заявленных целей - устранить проблемы, выявленные в результате анализа действующих налоговых норм. Другая - реализация мер, перечисленных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2023 - 2025 гг. <3>
Информация: В Госдуму внесен законопроект, упрощающий налогообложение имущества организаций
("Официальный сайт ФНС России", 2025)В рамках реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ в Госдуму внесен законопроект, который упростит налогообложение имущества организаций.
("Официальный сайт ФНС России", 2025)В рамках реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ в Госдуму внесен законопроект, который упростит налогообложение имущества организаций.