Основания установления публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания установления публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Исходя из указанного, положения Закона N 341-ФЗ закрепляют в ЗК РФ основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФМежду тем, данная справка не является надлежащим доказательством, свидетельствующим о социальной значимости газификации именно объекта ООО "ГеоПак". Данная справка не явилась основанием для установления публичного сервитута применительно к пунктам 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<9> Игнатьева И.А. Земельные споры при размещении объектов электроэнергетики на основании установления публичного сервитута: особенности, проблемы, тенденции // Российский юридический журнал. 2019. N 3. С. 150.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<9> Игнатьева И.А. Земельные споры при размещении объектов электроэнергетики на основании установления публичного сервитута: особенности, проблемы, тенденции // Российский юридический журнал. 2019. N 3. С. 150.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 1 сентября 2018 г., в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) включена глава V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Названным законодательным актом произведена значимая модернизация института публичного сервитута на земли, земельные участки. Стоит признать, что главой V.7 ЗК РФ и следующим в ее кильватере отраслевым законодательством о публичном сервитуте для инфраструктуры конструируется новый для российского права институт обременения чужой собственности, хотя и имеющий в наименовании слова "публичный сервитут" и тем самым предполагающий в его осмыслении некоторые общие черты с публичным интересом, но фактически направленный на обеспечение интереса обременителя чужой собственности, конкретного лица, действующего как в общественно значимом интересе, так и в интересе экономической деятельности, т.е. - прибыли. В литературе отмечается, что именно таким и должно быть восприятие нового публичного сервитута - так называемого сервитута в отдельных целях <1>. Как указано, названный сервитут получает развитие в законодательстве России. Так, основания к установлению публичного сервитута для отдельных целей дополнены положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 1 сентября 2018 г., в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) включена глава V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Названным законодательным актом произведена значимая модернизация института публичного сервитута на земли, земельные участки. Стоит признать, что главой V.7 ЗК РФ и следующим в ее кильватере отраслевым законодательством о публичном сервитуте для инфраструктуры конструируется новый для российского права институт обременения чужой собственности, хотя и имеющий в наименовании слова "публичный сервитут" и тем самым предполагающий в его осмыслении некоторые общие черты с публичным интересом, но фактически направленный на обеспечение интереса обременителя чужой собственности, конкретного лица, действующего как в общественно значимом интересе, так и в интересе экономической деятельности, т.е. - прибыли. В литературе отмечается, что именно таким и должно быть восприятие нового публичного сервитута - так называемого сервитута в отдельных целях <1>. Как указано, названный сервитут получает развитие в законодательстве России. Так, основания к установлению публичного сервитута для отдельных целей дополнены положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Исходя из положений главы V.7 ЗК РФ, такое соглашение должно быть заключено между обладателем публичного сервитута и каждым правообладателем земельного участка, расположенного в его границах. Исключение из указанного правила предусмотрено только нормой пункта 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ. Так, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 указанной нормы, заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута является правом, а не обязанностью его обладателя.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Исходя из положений главы V.7 ЗК РФ, такое соглашение должно быть заключено между обладателем публичного сервитута и каждым правообладателем земельного участка, расположенного в его границах. Исключение из указанного правила предусмотрено только нормой пункта 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ. Так, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 указанной нормы, заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута является правом, а не обязанностью его обладателя.
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
Статья: Сервитут вида: понятие и признаки с учетом концептуального признака единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости
(Васючкова О.А., Вороньжев А.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Главное отличие двух видов сервитутов заключается в основании установления сервитута. Так, публичный сервитут есть ограничение прав собственника в силу закона, а частный сервитут есть ограничение прав в силу договора. В данном случае такие сервитуты признаются положительными, так как содержат в своей правовой природе презумпцию дозволения в пользовании чужим имуществом.
(Васючкова О.А., Вороньжев А.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Главное отличие двух видов сервитутов заключается в основании установления сервитута. Так, публичный сервитут есть ограничение прав собственника в силу закона, а частный сервитут есть ограничение прав в силу договора. В данном случае такие сервитуты признаются положительными, так как содержат в своей правовой природе презумпцию дозволения в пользовании чужим имуществом.
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.
Статья: Сервитуты в земельном праве
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Вопрос разграничения целей установления сервитутов и иных оснований использования земель вызывает споры в правоприменительной практике. Предметом споров, в частности, выступает вопрос о квалификации оснований размещения временных и вспомогательных сооружений. Данная деятельность в силу ст. 39.37 ЗК РФ является основанием установления публичного сервитута. Одновременно для названной цели предусмотрено такое основание, как разрешение на использование земель (ст. 39.33 ЗК РФ). В законодательстве также предусмотрено в качестве основания использования земель право аренды земельного участка, которое предоставляется с соблюдением процедуры торгов. В практике Крымского УФАС России сформирована позиция об определении оснований использования земель для установки и эксплуатации рекламных конструкций на остановочных павильонах наземного пассажирского транспорта. Действующее законодательство не предусматривает критерии квалификации данной деятельности, что обусловило необходимость толкования соответствующих норм. Выдача разрешения на использование земель для данной целей квалифицирована в качестве нарушения законодательства о защите конкуренции. По мнению УФАС России, выдача разрешения на использование земель для названной цели фактически предполагает предоставление права на земельный участок, размещение остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта с последующей установкой и эксплуатацией на них рекламных конструкций в нарушение установленного порядка, последствием чего является ограничение конкуренции, выразившееся в создании дискриминационных условий функционирования товарного рынка в результате предоставления отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий. Размещение рекламных конструкций, по мнению УФАС России, подлежит осуществлению на основании права на земельный участок, возникающего на основании договора аренды или сервитута <16>. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 1 апреля 2023 г. по делу N А83-19024/2021 отказано в признании недействительным данного решения.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Вопрос разграничения целей установления сервитутов и иных оснований использования земель вызывает споры в правоприменительной практике. Предметом споров, в частности, выступает вопрос о квалификации оснований размещения временных и вспомогательных сооружений. Данная деятельность в силу ст. 39.37 ЗК РФ является основанием установления публичного сервитута. Одновременно для названной цели предусмотрено такое основание, как разрешение на использование земель (ст. 39.33 ЗК РФ). В законодательстве также предусмотрено в качестве основания использования земель право аренды земельного участка, которое предоставляется с соблюдением процедуры торгов. В практике Крымского УФАС России сформирована позиция об определении оснований использования земель для установки и эксплуатации рекламных конструкций на остановочных павильонах наземного пассажирского транспорта. Действующее законодательство не предусматривает критерии квалификации данной деятельности, что обусловило необходимость толкования соответствующих норм. Выдача разрешения на использование земель для данной целей квалифицирована в качестве нарушения законодательства о защите конкуренции. По мнению УФАС России, выдача разрешения на использование земель для названной цели фактически предполагает предоставление права на земельный участок, размещение остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта с последующей установкой и эксплуатацией на них рекламных конструкций в нарушение установленного порядка, последствием чего является ограничение конкуренции, выразившееся в создании дискриминационных условий функционирования товарного рынка в результате предоставления отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий. Размещение рекламных конструкций, по мнению УФАС России, подлежит осуществлению на основании права на земельный участок, возникающего на основании договора аренды или сервитута <16>. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 1 апреля 2023 г. по делу N А83-19024/2021 отказано в признании недействительным данного решения.