Основания уменьшения лимитов бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания уменьшения лимитов бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в качестве убытков заявлено вознаграждение за предоставление банковской гарантии на срок, продленный в связи с уменьшением лимитов бюджетного финансирования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в качестве убытков заявлено вознаграждение за предоставление банковской гарантии на срок, продленный в связи с уменьшением лимитов бюджетного финансирования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2024 N 13АП-11274/2024 по делу N А26-5811/2023
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа об устранении нарушений, связанных с нецелевым расходованием средств, а также причин и условий, вызвавших эти нарушения.
Обстоятельства: По результатам проверки соблюдения заявителем законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд выявлены многочисленные нарушения, допущенные заявителем при исполнении государственных контрактов.
Решение: Отказано.Судом первой инстанции принято во внимание, что дополнительными соглашениями к указанным государственным контрактам в качестве основания для изменения существенных условий указан пункт 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При этом в ходе проверки не были подтверждены факты уменьшения лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых приняты бюджетные обязательства на основании вышеуказанных государственных контрактов.
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования получателя бюджетных средств: О признании недействительным представления уполномоченного органа об устранении нарушений, связанных с нецелевым расходованием средств, а также причин и условий, вызвавших эти нарушения.
Обстоятельства: По результатам проверки соблюдения заявителем законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд выявлены многочисленные нарушения, допущенные заявителем при исполнении государственных контрактов.
Решение: Отказано.Судом первой инстанции принято во внимание, что дополнительными соглашениями к указанным государственным контрактам в качестве основания для изменения существенных условий указан пункт 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При этом в ходе проверки не были подтверждены факты уменьшения лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых приняты бюджетные обязательства на основании вышеуказанных государственных контрактов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уточнении значений результатов предоставления субсидии и их характеристик при заключении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22676)Согласно пункту 2 Общих требований к согласованию новых условий договоров (соглашений) в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им договоров (соглашений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 339 (далее - Общие требования N 339), главный распорядитель бюджетных средств в случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств по согласованию с получающим на основании договора (соглашения) средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации лицом определяет возможность или невозможность достижения результата на основании такого договора (соглашения) при уменьшении размера средств, предусмотренных указанным договором (соглашением) без изменения иных его условий.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22676)Согласно пункту 2 Общих требований к согласованию новых условий договоров (соглашений) в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им договоров (соглашений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 339 (далее - Общие требования N 339), главный распорядитель бюджетных средств в случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств по согласованию с получающим на основании договора (соглашения) средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации лицом определяет возможность или невозможность достижения результата на основании такого договора (соглашения) при уменьшении размера средств, предусмотренных указанным договором (соглашением) без изменения иных его условий.
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Так, из решения следует: доводы Абакумова о том, что денежные средства в качестве лимитов бюджетных обязательств были доведены организации за пределами сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, отвергнуты судом со ссылкой на то, что оплата фактически выполненных работ производится после подписания акта о приемке выполненных работ, а предоставление средств ("доведение лимитов до Генподрядчика") до выполнения работ фактически является авансированием. Тогда как а) отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту и б) в соответствии с государственным контрактом в случае уменьшения государственному заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения государственным заказчиком обязательств, следующих из контракта, стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему выполняемых работ. Однако в нарушение ст. 716 ГК РФ подрядчик не предупредил об этом заказчика, дополнительных соглашений о переносе сроков выполнения работ не заключалось, работы не приостанавливались в соответствии с п. 1 ст. 716 ГК. Поэтому, заключил суд, нет оснований полагать, что отсутствует событие или состав административного правонарушения. Кроме того, также отмечено в анализируемом решении Мосгорсуда по делу N 7-797/2020 что, в условиях отсутствия собственных средств для осуществления строительства в целях своевременного исполнения обязательств по государственному контракту могли быть привлечены кредитные средства.
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Так, из решения следует: доводы Абакумова о том, что денежные средства в качестве лимитов бюджетных обязательств были доведены организации за пределами сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, отвергнуты судом со ссылкой на то, что оплата фактически выполненных работ производится после подписания акта о приемке выполненных работ, а предоставление средств ("доведение лимитов до Генподрядчика") до выполнения работ фактически является авансированием. Тогда как а) отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту и б) в соответствии с государственным контрактом в случае уменьшения государственному заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения государственным заказчиком обязательств, следующих из контракта, стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему выполняемых работ. Однако в нарушение ст. 716 ГК РФ подрядчик не предупредил об этом заказчика, дополнительных соглашений о переносе сроков выполнения работ не заключалось, работы не приостанавливались в соответствии с п. 1 ст. 716 ГК. Поэтому, заключил суд, нет оснований полагать, что отсутствует событие или состав административного правонарушения. Кроме того, также отмечено в анализируемом решении Мосгорсуда по делу N 7-797/2020 что, в условиях отсутствия собственных средств для осуществления строительства в целях своевременного исполнения обязательств по государственному контракту могли быть привлечены кредитные средства.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 N 1769
(ред. от 28.12.2023)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1430"б) главные распорядители средств федерального бюджета на основании дополнительных соглашений к государственным контрактам (соглашениям), подписанных в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, обеспечивают отзыв лимитов бюджетных обязательств в размере бюджетных ассигнований, предлагаемых к уменьшению, в целях осуществления Федеральным казначейством резервирования указанных лимитов бюджетных обязательств на лицевых счетах главного распорядителя средств (распорядителя) федерального бюджета, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета.
(ред. от 28.12.2023)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1430"б) главные распорядители средств федерального бюджета на основании дополнительных соглашений к государственным контрактам (соглашениям), подписанных в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, обеспечивают отзыв лимитов бюджетных обязательств в размере бюджетных ассигнований, предлагаемых к уменьшению, в целях осуществления Федеральным казначейством резервирования указанных лимитов бюджетных обязательств на лицевых счетах главного распорядителя средств (распорядителя) федерального бюджета, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 N 2050
(ред. от 02.08.2025)
"Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества"в пункте 2 слова "в соответствии с порядком составления и ведения сводной росписи, установленным Министерством финансов Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами" заменить словами "на основании заявки на изменение сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах) и объектах недвижимого имущества (далее - заявка), формирование, согласование и утверждение которой осуществляется в соответствии с порядком и типовой формой, которые установлены Правительством Российской Федерации";
(ред. от 02.08.2025)
"Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества"в пункте 2 слова "в соответствии с порядком составления и ведения сводной росписи, установленным Министерством финансов Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами" заменить словами "на основании заявки на изменение сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах) и объектах недвижимого имущества (далее - заявка), формирование, согласование и утверждение которой осуществляется в соответствии с порядком и типовой формой, которые установлены Правительством Российской Федерации";
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, уменьшение лимитов бюджетных обязательств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по оплате стоимости работ, выполненных предприятием на основании муниципального контракта от 13.09.2008 N 112, и не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением (органом местного самоуправления) обязательств сверх этих лимитов (пункт 15.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23)..."
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, уменьшение лимитов бюджетных обязательств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по оплате стоимости работ, выполненных предприятием на основании муниципального контракта от 13.09.2008 N 112, и не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением (органом местного самоуправления) обязательств сверх этих лимитов (пункт 15.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23)..."
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Статья: О правилах списания неустоек по государственным и муниципальным контрактам
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Важно, что, рассматривая иски заказчиков о взыскании с организаций неустоек, арбитры часто делают вывод об обязанности заказчика списать неустойки, в том числе несмотря на то, что стороны заключали допсоглашения об изменении существенных условий контракта или он был расторгнут либо подрядчик отказался от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Судьи против формального подхода к применению Правил N 783. Подрядчик может рассчитывать на списание неустоек при условии, что изменение условий контракта или его прекращение обусловлены не виной подрядчика, а иными обстоятельствами, например изменением лимитов бюджетных обязательств.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Важно, что, рассматривая иски заказчиков о взыскании с организаций неустоек, арбитры часто делают вывод об обязанности заказчика списать неустойки, в том числе несмотря на то, что стороны заключали допсоглашения об изменении существенных условий контракта или он был расторгнут либо подрядчик отказался от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Судьи против формального подхода к применению Правил N 783. Подрядчик может рассчитывать на списание неустоек при условии, что изменение условий контракта или его прекращение обусловлены не виной подрядчика, а иными обстоятельствами, например изменением лимитов бюджетных обязательств.
Вопрос: Каков порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения Агентству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения Агентству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли отсутствие финансирования являться основанием расторжения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли отсутствие финансирования являться основанием расторжения контракта по Закону N 44-ФЗ