Основания проведения внеплановой проверки физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания проведения внеплановой проверки физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия контрольного органа в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)"...Частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ определены полномочия контрольного органа в сфере закупок, в числе которых указано проведение внеплановой проверки на основании полученного контрольным органом в сфере закупок заявления, сообщения от физического лица, юридического лица, общественного объединения или объединения юридических лиц, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (подпункт "а" пункта 2).
(КонсультантПлюс, 2025)"...Частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ определены полномочия контрольного органа в сфере закупок, в числе которых указано проведение внеплановой проверки на основании полученного контрольным органом в сфере закупок заявления, сообщения от физического лица, юридического лица, общественного объединения или объединения юридических лиц, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (подпункт "а" пункта 2).
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...на момент выдачи оспариваемого по настоящему делу предписания ответчик... не имел достаточных оснований для выдачи предписания..."
(КонсультантПлюс, 2025)...на момент выдачи оспариваемого по настоящему делу предписания ответчик... не имел достаточных оснований для выдачи предписания..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли в отношении ООО в 2022 г. налоговым органом принято решение о проведении внеплановой проверки ККТ (контрольная закупка), если основанием послужила единственная жалоба физического лица?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Правомерно ли в отношении ООО в 2022 г. налоговым органом принято решение о проведении внеплановой проверки ККТ (контрольная закупка), если основанием послужила единственная жалоба физического лица?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Правомерно ли в отношении ООО в 2022 г. налоговым органом принято решение о проведении внеплановой проверки ККТ (контрольная закупка), если основанием послужила единственная жалоба физического лица?
Статья: Закупки у единственного поставщика в соответствии с Законом N 46-ФЗ. Проблемы, риски и последствия
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)Так, например, были выявлены нарушения Закона N 44-ФЗ в действиях одного из региональных заказчиков, заключившего на основании регионального правового акта государственный контракт с единственным поставщиком на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок. По обращению физического лица территориальное управление ФАС России провело внеплановую проверку. Заказчик попытался безуспешно оспорить решение антимонопольного органа в судебном порядке, но суд оставил решение УФАС в силе <9>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)Так, например, были выявлены нарушения Закона N 44-ФЗ в действиях одного из региональных заказчиков, заключившего на основании регионального правового акта государственный контракт с единственным поставщиком на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок. По обращению физического лица территориальное управление ФАС России провело внеплановую проверку. Заказчик попытался безуспешно оспорить решение антимонопольного органа в судебном порядке, но суд оставил решение УФАС в силе <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований орган государственного контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вопрос: Может ли обращение физического лица в контрольный орган в сфере закупок о включении в план мероприятий на 2025 г. проверки определенного юридического лица являться основанием для включения его в план проведения плановых проверок?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Обращение гражданина не является основанием для включения в план проведения плановых проверок на очередной год, но может являться основанием для проведения внеплановой проверки органом контроля.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Обращение гражданина не является основанием для включения в план проведения плановых проверок на очередной год, но может являться основанием для проведения внеплановой проверки органом контроля.
Интервью: Ответственность ляжет на собственника
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)6. Наличие финансового обеспечения - обязательное условие эксплуатации объекта, может являться основанием для проведения внеплановой проверки со стороны МЧС России, применения административных мер.
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)6. Наличие финансового обеспечения - обязательное условие эксплуатации объекта, может являться основанием для проведения внеплановой проверки со стороны МЧС России, применения административных мер.
Статья: Арбитражные суды и презумпция невиновности в антимонопольных разбирательствах
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Другим аспектом презумпции невиновности является право обвиняемого лица не свидетельствовать против себя и даже молчать. Антимонопольное законодательство до недавнего времени полностью игнорировало этот аспект презумпции невиновности, и антимонопольные органы требуют информацию у обвиняемого хозяйствующего субъекта под угрозой административных штрафов. С декабря 2022 г. появилась новая норма ст. 25.4-1 Закона о защите конкуренции, в которой прямо закреплена обязанность антимонопольного органа при получении объяснений разъяснять лицу, у которого берутся разъяснения, его права и обязанности, в том числе право не свидетельствовать против себя на основании ст. 51 Конституции РФ. Арбитражная практика применения этой новой нормы в настоящее время только складывается. ФАС России полагает, что положения ст. 25.4-1 Закона о защите конкуренции о разъяснении лицам прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, применяются только при получении объяснений при проведении плановых и внеплановых проверок, а также что положения ст. 25.4-1 упомянутого Закона применимы только к физическим лицам, но не к юридическим лицам <8>.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Другим аспектом презумпции невиновности является право обвиняемого лица не свидетельствовать против себя и даже молчать. Антимонопольное законодательство до недавнего времени полностью игнорировало этот аспект презумпции невиновности, и антимонопольные органы требуют информацию у обвиняемого хозяйствующего субъекта под угрозой административных штрафов. С декабря 2022 г. появилась новая норма ст. 25.4-1 Закона о защите конкуренции, в которой прямо закреплена обязанность антимонопольного органа при получении объяснений разъяснять лицу, у которого берутся разъяснения, его права и обязанности, в том числе право не свидетельствовать против себя на основании ст. 51 Конституции РФ. Арбитражная практика применения этой новой нормы в настоящее время только складывается. ФАС России полагает, что положения ст. 25.4-1 Закона о защите конкуренции о разъяснении лицам прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, применяются только при получении объяснений при проведении плановых и внеплановых проверок, а также что положения ст. 25.4-1 упомянутого Закона применимы только к физическим лицам, но не к юридическим лицам <8>.