Основания признания безработным
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания признания безработным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Председатель профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)...с момента избрания на должность председателя профсоюзной организации и внесения об этом записи в ЕГРЮЛ правоотношения между этой организацией и... [истцом - ред.] возникли, при этом независимо от того, оформлены с ним трудовые отношения или свои обязанности он выполняет без заключения такого договора на безвозмездной основе, он осуществляет текущее руководство некоммерческой организацией в пределах компетенции единоличного исполнительного органа. Принятие добровольно... [истцом - ред.] как избранным председателем общественной профсоюзной организации решения не оформлять трудовые отношения и осуществлять обязанности исполнительного органа некоммерческой организации на безвозмездной основе не отменяет того факта, что в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" он относится к категории занятых граждан и... основания для признания его безработным с учетом положений статьи 3 указанного закона отсутствуют..."
(КонсультантПлюс, 2025)...с момента избрания на должность председателя профсоюзной организации и внесения об этом записи в ЕГРЮЛ правоотношения между этой организацией и... [истцом - ред.] возникли, при этом независимо от того, оформлены с ним трудовые отношения или свои обязанности он выполняет без заключения такого договора на безвозмездной основе, он осуществляет текущее руководство некоммерческой организацией в пределах компетенции единоличного исполнительного органа. Принятие добровольно... [истцом - ред.] как избранным председателем общественной профсоюзной организации решения не оформлять трудовые отношения и осуществлять обязанности исполнительного органа некоммерческой организации на безвозмездной основе не отменяет того факта, что в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" он относится к категории занятых граждан и... основания для признания его безработным с учетом положений статьи 3 указанного закона отсутствуют..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""В кассационной жалобе ответчик указал, что пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий. Выплата пособия по безработице гражданину, признанному безработным согласно статье 3 Закона о занятости, не ставится в зависимость от оснований увольнения работника и нарушения работодателем при увольнении трудового законодательства. Выплаты производились Центром занятости в силу прямого указания закона, поэтому они не могут рассматриваться как понесенные убытки. Причинно-следственная связь между произведенными истцом выплатами и действиями работодателя по увольнению работника отсутствует, так как основанием для выплат, произведенных Центром занятости, послужил факт признания гражданина безработным, а не его увольнение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли обжаловать отказ в признании безработным и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основания для отказа в признании безработным
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основания для отказа в признании безработным
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)10. Непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных законодательством о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)10. Непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных законодательством о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Незаконное получение гражданином, признанным безработным, пособия по безработице является основанием для взыскания незаконно полученных сумм в качестве неосновательного обогащения в судебном порядке.
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Незаконное получение гражданином, признанным безработным, пособия по безработице является основанием для взыскания незаконно полученных сумм в качестве неосновательного обогащения в судебном порядке.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, развитие цифровизации и выработанная Конституционным Судом РФ правовая позиция, определяющая конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости, позволили отказаться от процедуры предоставления гражданами в ОСЗН документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработных, и закрепить в Законе о занятости иной более простой механизм, предусматривающий признание граждан безработными на основании их заявлений (заявление подается вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (т.е. резюме) в форме электронного документа) и документов, полученных ОСЗН от других государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия. Механизм регистрации в электронной форме получил закрепление и в Федеральном законе N 565-ФЗ.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, развитие цифровизации и выработанная Конституционным Судом РФ правовая позиция, определяющая конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости, позволили отказаться от процедуры предоставления гражданами в ОСЗН документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработных, и закрепить в Законе о занятости иной более простой механизм, предусматривающий признание граждан безработными на основании их заявлений (заявление подается вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (т.е. резюме) в форме электронного документа) и документов, полученных ОСЗН от других государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия. Механизм регистрации в электронной форме получил закрепление и в Федеральном законе N 565-ФЗ.
Статья: Формальный подход к оценке занятости как фактор неэффективности мер защиты от безработицы
(Белозерова К.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)А.В. Трутаева, говоря о неэффективности механизма содействия занятости, социальной поддержки, отмечает, что меры, разработанные с целью усовершенствования такого механизма, на практике нередко, наоборот, приводят к ухудшению жизненных обстоятельств граждан <13>. Применение рассмотренных в настоящей статье оснований отказа в признании гражданина безработным, вопреки целям полной и адресной помощи нуждающимся, зачастую влечет оставление гражданина государством в тяжелой жизненной ситуации и провоцирует поиск им неправомерных путей выхода из нее, отказ от правомерного и социально значимого поведения.
(Белозерова К.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)А.В. Трутаева, говоря о неэффективности механизма содействия занятости, социальной поддержки, отмечает, что меры, разработанные с целью усовершенствования такого механизма, на практике нередко, наоборот, приводят к ухудшению жизненных обстоятельств граждан <13>. Применение рассмотренных в настоящей статье оснований отказа в признании гражданина безработным, вопреки целям полной и адресной помощи нуждающимся, зачастую влечет оставление гражданина государством в тяжелой жизненной ситуации и провоцирует поиск им неправомерных путей выхода из нее, отказ от правомерного и социально значимого поведения.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Основанием для начала предоставления гражданину меры поддержки является признание гражданина безработным или согласование безработным гражданином изменений индивидуального плана.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Основанием для начала предоставления гражданину меры поддержки является признание гражданина безработным или согласование безработным гражданином изменений индивидуального плана.