Основания прекращения права оперативного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания прекращения права оперативного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)1. Каковы основания прекращения права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)1. Каковы основания прекращения права оперативного управления
Готовое решение: Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Право оперативного управления прекращается по таким основаниям (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Право оперативного управления прекращается по таким основаниям (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимо также отметить, что находящееся в оперативном управлении у учреждения имущество может быть изъято по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ), однако данный механизм к рассматриваемой ситуации (изъятие государством имущества у учреждения и его последующая передача компании в собственность) вряд ли применим, поскольку изъятие имущества собственником у учреждения не влечет прекращения деятельности самого учреждения. Кроме того, при переходе права собственности на имущество к другому лицу учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (п. 2 ст. 300 ГК РФ). В данном же случае федеральные учреждения, реорганизуемые в ППК "Единый заказчик" и ППК "Роскадастр", прекращают свою деятельность. Полагаем, что, по сути, имеет место особое основание прекращения права оперативного управления учреждения в связи с прекращением деятельности учреждения в качестве юридического лица.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимо также отметить, что находящееся в оперативном управлении у учреждения имущество может быть изъято по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ), однако данный механизм к рассматриваемой ситуации (изъятие государством имущества у учреждения и его последующая передача компании в собственность) вряд ли применим, поскольку изъятие имущества собственником у учреждения не влечет прекращения деятельности самого учреждения. Кроме того, при переходе права собственности на имущество к другому лицу учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (п. 2 ст. 300 ГК РФ). В данном же случае федеральные учреждения, реорганизуемые в ППК "Единый заказчик" и ППК "Роскадастр", прекращают свою деятельность. Полагаем, что, по сути, имеет место особое основание прекращения права оперативного управления учреждения в связи с прекращением деятельности учреждения в качестве юридического лица.
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В последние десятилетия в гражданско-правовой литературе сложился общий подход, в соответствии с которым право оперативного управления может быть прекращено по общим основаниям, установленным в отношении вещных прав, а также по специальным, подразумевая под последними решение собственника об изъятии имущества (п. 3 ст. 299 ГК РФ), которое возможно с согласия организации (п. 3 ст. 299 ГК РФ) или без него (п. 2 ст. 296 ГК РФ) <6>. Д.А. Сумской, ссылаясь на п. 2 ст. 296 ГК РФ, делает вывод о том, что собственник правомочен изъять имущество, которое он ранее закрепил за кем-либо, как и имущество, приобретенное организацией на средства собственника, в следующих случаях: когда это имущество лишнее, не используется либо используется не по назначению <7>. Однако подобное основание для прекращения права оперативного управления основано на волеизъявлении самого собственника и не связано напрямую с проблематикой отказа от имущества по воле организации - обладателя ограниченного вещного права. Вместе с тем неэффективное управление имуществом или иные причины могут привести к тому, что переданная в управление собственность не может использоваться по объективным причинам ввиду своего состояния, непригодности, существующей конъюнктуры и т.п. В этом случае оперативный управляющий, не способный к управлению или обремененный излишними обязанностями и непроизводительными расходами, стремится избавиться от переданного ему имущества, отказавшись от него. Подобная же потребность может возникнуть и при вполне эффективном управлении, когда субъект права оперативного управления выявляет имущество, которое не требуется ему для осуществления деятельности или оно требует существенных затрат по содержанию, что может привести к неисполнению обязательств, связанных с основной деятельностью.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В последние десятилетия в гражданско-правовой литературе сложился общий подход, в соответствии с которым право оперативного управления может быть прекращено по общим основаниям, установленным в отношении вещных прав, а также по специальным, подразумевая под последними решение собственника об изъятии имущества (п. 3 ст. 299 ГК РФ), которое возможно с согласия организации (п. 3 ст. 299 ГК РФ) или без него (п. 2 ст. 296 ГК РФ) <6>. Д.А. Сумской, ссылаясь на п. 2 ст. 296 ГК РФ, делает вывод о том, что собственник правомочен изъять имущество, которое он ранее закрепил за кем-либо, как и имущество, приобретенное организацией на средства собственника, в следующих случаях: когда это имущество лишнее, не используется либо используется не по назначению <7>. Однако подобное основание для прекращения права оперативного управления основано на волеизъявлении самого собственника и не связано напрямую с проблематикой отказа от имущества по воле организации - обладателя ограниченного вещного права. Вместе с тем неэффективное управление имуществом или иные причины могут привести к тому, что переданная в управление собственность не может использоваться по объективным причинам ввиду своего состояния, непригодности, существующей конъюнктуры и т.п. В этом случае оперативный управляющий, не способный к управлению или обремененный излишними обязанностями и непроизводительными расходами, стремится избавиться от переданного ему имущества, отказавшись от него. Подобная же потребность может возникнуть и при вполне эффективном управлении, когда субъект права оперативного управления выявляет имущество, которое не требуется ему для осуществления деятельности или оно требует существенных затрат по содержанию, что может привести к неисполнению обязательств, связанных с основной деятельностью.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у казенного предприятия или учреждения по решению собственника.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у казенного предприятия или учреждения по решению собственника.
Статья: Оперативное управление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Статья: Право оперативного управления: пределы реализации имущественной самостоятельности учреждения
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Или еще один интересный вопрос, связанный с имущественной обособленностью субъектов права оперативного управления: вправе ли субъект права оперативного управления отказаться от имущества и прекратить право оперативного управления? Как закреплено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Согласно ст. 236 ГК РФ можно отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Казалось бы, нет никаких препятствий к отказу от права оперативного управления. Однако на практике собственник государственного учреждения (РФ в лице соответствующих государственных органов) не принимает в казну имущество, не используемое государственным учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637). Более того, в судебной практике встречается подход, согласно которому учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, что, по мнению суда, следует из ст. 298 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2017 N Ф07-12466/2017 по делу N А13-2776/2017). Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 вышеприведенное Постановление отменено, поскольку суд признал наличие у учреждения права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления согласно ст. 299 ГК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.03.2023 N Ф01-182/2023 по делу N А17-11934/2021 также подтвердил право учреждения на отказ от имущества. Тем не менее показанные случаи судебной практики решения вышеобозначенного вопроса свидетельствуют о не вполне урегулированной ситуации: что первично (применимо) в рассматриваемом вопросе - нормы, связанные с распоряжением имуществом учреждением (где имеются специальные правила), или все-таки правила об основаниях прекращения права оперативного управления?
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Или еще один интересный вопрос, связанный с имущественной обособленностью субъектов права оперативного управления: вправе ли субъект права оперативного управления отказаться от имущества и прекратить право оперативного управления? Как закреплено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Согласно ст. 236 ГК РФ можно отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Казалось бы, нет никаких препятствий к отказу от права оперативного управления. Однако на практике собственник государственного учреждения (РФ в лице соответствующих государственных органов) не принимает в казну имущество, не используемое государственным учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637). Более того, в судебной практике встречается подход, согласно которому учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, что, по мнению суда, следует из ст. 298 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2017 N Ф07-12466/2017 по делу N А13-2776/2017). Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 вышеприведенное Постановление отменено, поскольку суд признал наличие у учреждения права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления согласно ст. 299 ГК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.03.2023 N Ф01-182/2023 по делу N А17-11934/2021 также подтвердил право учреждения на отказ от имущества. Тем не менее показанные случаи судебной практики решения вышеобозначенного вопроса свидетельствуют о не вполне урегулированной ситуации: что первично (применимо) в рассматриваемом вопросе - нормы, связанные с распоряжением имуществом учреждением (где имеются специальные правила), или все-таки правила об основаниях прекращения права оперативного управления?