Основания прекращения полномочий судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания прекращения полномочий судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Дисциплинарная ответственность судей" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Ссылка административного истца на статью 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о дисциплинарной ответственности судей является ошибочной, поскольку основанием прекращения его полномочий судьи в данном случае является не факт дисциплинарного проступка, указанного в пункте 5 этой статьи, за совершение которого на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, а выявленный факт несоблюдения судьей запретов и ограничений, а именно занятие политической деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для прекращения полномочий судьи на основании подпункта 7 пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Прекращение полномочий судьи" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Афанасьева Т.И. по собственному желанию реализовала свое право на отставку, обратившись в квалификационную коллегию судей с письменным заявлением о прекращении полномочий судьи, указав соответствующее основание, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Закона о статусе судей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи могут быть прекращены в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ). Некоторые основания для прекращения полномочий судьи по осуществлению правосудия (уважительные или нейтральные основания) объединены законодателем в понятие "отставка судьи" (п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", далее - Закон о статусе судей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи могут быть прекращены в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ). Некоторые основания для прекращения полномочий судьи по осуществлению правосудия (уважительные или нейтральные основания) объединены законодателем в понятие "отставка судьи" (п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", далее - Закон о статусе судей).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако на практике не всегда очевидно отграничение "дисциплинарного" основания прекращения полномочий судьи от иных предусмотренных законом оснований. Например, заявление Г. об отмене решения о прекращении его полномочий судьи на основании п. 7.1 ст. 6 Закона о статусе судей (назначение на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям закона) было принято к производству Дисциплинарной коллегии, а в дальнейшем дело передано для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ, которая изменила основание прекращения полномочий судьи на подп. 13 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (совершение дисциплинарного проступка) <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако на практике не всегда очевидно отграничение "дисциплинарного" основания прекращения полномочий судьи от иных предусмотренных законом оснований. Например, заявление Г. об отмене решения о прекращении его полномочий судьи на основании п. 7.1 ст. 6 Закона о статусе судей (назначение на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям закона) было принято к производству Дисциплинарной коллегии, а в дальнейшем дело передано для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ, которая изменила основание прекращения полномочий судьи на подп. 13 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (совершение дисциплинарного проступка) <1>.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"5. Положения частей 2, 3 и 4 настоящей статьи распространяются на предусмотренные ими основания досрочного прекращения полномочий судей независимо от участия судей в конкурсе при отборе кандидатов на вакантные должности в первоначальном составе Верховного Суда Российской Федерации.
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"5. Положения частей 2, 3 и 4 настоящей статьи распространяются на предусмотренные ими основания досрочного прекращения полномочий судей независимо от участия судей в конкурсе при отборе кандидатов на вакантные должности в первоначальном составе Верховного Суда Российской Федерации.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) имеются основания для прекращения полномочий третейского судьи, установленные федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)2) имеются основания для прекращения полномочий третейского судьи, установленные федеральным законом.
Статья: Прекращение отставки судьи как мера юридической ответственности
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)Приобретение правового статуса судьи в отставке Закон о статусе судей связывает с четко поименованными основаниями прекращения полномочий действующего судьи, не позволяя признавать таковым лишение судьи полномочий в связи с иными обстоятельствами. Из самого понятия отставки как почетного ухода или почетного удаления судьи с должности можно сделать вывод о том, что основаниями для отставки являются события, не связанные с виновным поведением судьи. Анализ оснований для отставки (п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей) позволяет признать их коррелирующими с определением отставки и, соответственно, разделить на две группы:
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)Приобретение правового статуса судьи в отставке Закон о статусе судей связывает с четко поименованными основаниями прекращения полномочий действующего судьи, не позволяя признавать таковым лишение судьи полномочий в связи с иными обстоятельствами. Из самого понятия отставки как почетного ухода или почетного удаления судьи с должности можно сделать вывод о том, что основаниями для отставки являются события, не связанные с виновным поведением судьи. Анализ оснований для отставки (п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей) позволяет признать их коррелирующими с определением отставки и, соответственно, разделить на две группы:
Статья: Досрочное прекращение полномочий председателя суда: отечественный опыт
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)В настоящей статье автор раскрывает практику применения такой меры дисциплинарной ответственности, как досрочное прекращение полномочий в отношении председателей судов. По итогам анализа решений квалификационных коллегий судей автор выделяет признаки и особенности (в сравнении с основаниями прекращения полномочий судей, не обладающих властно-распорядительными полномочиями) привлечения к дисциплинарной ответственности председателей судов. В данном случае автор акцентирует внимание на том, что риск и основания привлечения к такой исключительной мере дисциплинарного воздействия наступают при совершении виновными деяний/бездействия, совершенных в ходе осуществления организации работы суда, или при несоблюдении/пренебрежении иными административно-хозяйственными, организационными и другими полномочиями, находящимися в ведении председателя суда.
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)В настоящей статье автор раскрывает практику применения такой меры дисциплинарной ответственности, как досрочное прекращение полномочий в отношении председателей судов. По итогам анализа решений квалификационных коллегий судей автор выделяет признаки и особенности (в сравнении с основаниями прекращения полномочий судей, не обладающих властно-распорядительными полномочиями) привлечения к дисциплинарной ответственности председателей судов. В данном случае автор акцентирует внимание на том, что риск и основания привлечения к такой исключительной мере дисциплинарного воздействия наступают при совершении виновными деяний/бездействия, совершенных в ходе осуществления организации работы суда, или при несоблюдении/пренебрежении иными административно-хозяйственными, организационными и другими полномочиями, находящимися в ведении председателя суда.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 14 Закона о статусе судей предусматривает следующие основания прекращения полномочий судьи:
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 14 Закона о статусе судей предусматривает следующие основания прекращения полномочий судьи:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
Статья: Досрочное прекращение полномочий председателя суда Советом Федерации по представлению Президента РФ
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судей. Можно их разделить на общие, которые могут наступить в отношении любого судьи, добросовестно исполняющего свои полномочия и соблюдающего Кодекс судейской этики. К числу таких можно отнести основания, связанные с истечением срока полномочий, достижением предельного возраста, наступлением смерти (объявлением умершим), невозможностью совмещения работы судьи с иной деятельностью. К числу специальных стоит отнести совершение виновного деяния, повлекшего применения такой меры дисциплинарной ответственности, как досрочное прекращение полномочий судьи. Причем решение принимается коллегиально квалификационной коллегией судей в порядке, установленном законодательством. Подобная мера является исключительной, когда квалификационная коллегия судей приходит к выводу, что порочащие деяния судьи не позволяют ему осуществлять свою деятельность и умаляют авторитет судебной власти.
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судей. Можно их разделить на общие, которые могут наступить в отношении любого судьи, добросовестно исполняющего свои полномочия и соблюдающего Кодекс судейской этики. К числу таких можно отнести основания, связанные с истечением срока полномочий, достижением предельного возраста, наступлением смерти (объявлением умершим), невозможностью совмещения работы судьи с иной деятельностью. К числу специальных стоит отнести совершение виновного деяния, повлекшего применения такой меры дисциплинарной ответственности, как досрочное прекращение полномочий судьи. Причем решение принимается коллегиально квалификационной коллегией судей в порядке, установленном законодательством. Подобная мера является исключительной, когда квалификационная коллегия судей приходит к выводу, что порочащие деяния судьи не позволяют ему осуществлять свою деятельность и умаляют авторитет судебной власти.
Статья: Открытость и прозрачность информации о судебной деятельности в аспекте формирования судейского корпуса
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)В статье указывается, что доверие общества к судебной власти в правовом государстве обеспечивается соблюдением важнейших принципов организации государственной деятельности - открытости и прозрачности. Однако при формировании судейского корпуса указанные принципы не закреплены ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике. Цель исследования - установить теоретические основы принципов открытости и прозрачности информации при формировании судейского корпуса, а также выявить направления их практической реализации в аспекте формирования судейского корпуса. Методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой и системного анализа. Автором выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной открытостью и прозрачностью формирования судейского корпуса. Сделаны выводы, что в целях повышения доверия общества к судебной власти необходимо изменить порядок проведения квалификационного экзамена; систематизировать свободные вакансии и обеспечить их своевременную публикацию; установить в законодательстве перечень обязательных проверок претендентов; утвердить шкалу объективных критериев оценивания кандидатов; ограничить полномочия Комиссии при Президенте Российской Федерации (далее - РФ) по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий; установить критерии отграничения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, от иных поступков, не влекущих досрочное прекращение полномочий судьи; дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей.
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)В статье указывается, что доверие общества к судебной власти в правовом государстве обеспечивается соблюдением важнейших принципов организации государственной деятельности - открытости и прозрачности. Однако при формировании судейского корпуса указанные принципы не закреплены ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике. Цель исследования - установить теоретические основы принципов открытости и прозрачности информации при формировании судейского корпуса, а также выявить направления их практической реализации в аспекте формирования судейского корпуса. Методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой и системного анализа. Автором выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной открытостью и прозрачностью формирования судейского корпуса. Сделаны выводы, что в целях повышения доверия общества к судебной власти необходимо изменить порядок проведения квалификационного экзамена; систематизировать свободные вакансии и обеспечить их своевременную публикацию; установить в законодательстве перечень обязательных проверок претендентов; утвердить шкалу объективных критериев оценивания кандидатов; ограничить полномочия Комиссии при Президенте Российской Федерации (далее - РФ) по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий; установить критерии отграничения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, от иных поступков, не влекущих досрочное прекращение полномочий судьи; дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей.
Статья: О некоторых аспектах конституционной ответственности (импичмента) судей
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)В целях устранения вышеуказанных коллизий конституционных и законодательных норм представляется также необходимым разграничить основания для прекращения полномочий судей на 3 группы:
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)В целях устранения вышеуказанных коллизий конституционных и законодательных норм представляется также необходимым разграничить основания для прекращения полномочий судей на 3 группы:
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 14.1 Закона о статусе судей основанием для прекращения полномочий судьи является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, но также нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 14.1 Закона о статусе судей основанием для прекращения полномочий судьи является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, но также нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.