Основания для проведения внеплановой проверки прокуратурой
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения внеплановой проверки прокуратурой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Организация и проведение внеплановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для согласования проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Последующие изменения были связаны с введением в порядок организации и осуществления контроля (надзора) исключений, с расширением перечня оснований проведения внеплановых проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без уведомления контролируемого лица (в частности, к таким основаниям было отнесено возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Последующие изменения были связаны с введением в порядок организации и осуществления контроля (надзора) исключений, с расширением перечня оснований проведения внеплановых проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без уведомления контролируемого лица (в частности, к таким основаниям было отнесено возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия).
Статья: Мораторий на плановые проверки хозяйствующих субъектов продлен
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В частности, при условии согласования с органами прокуратуры таким основанием является необходимость проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуации природного и (или) техногенного характера.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В частности, при условии согласования с органами прокуратуры таким основанием является необходимость проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуации природного и (или) техногенного характера.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особого осознания требует введенное в 2022 г. и продленное на 2024 г. ограничение проведения муниципального контроля. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 (в ред. от 29 февраля 2024 г.) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ограничено проведение плановых контрольных мероприятий, установлен перечень оснований, по которому возможно по согласованию с прокуратурой проведение внеплановых проверок (мероприятий) до конца 2024 г. Это прежде всего относится к случаям угрозы для жизни граждан, чрезвычайным ситуациям, а также к поручениям Президента РФ, Правительства РФ, требованиям прокуратуры или к выявлению индикаторов риска нарушения обязательных требований. Таким образом, властное влияние и принуждение не обязательно связано с возможностью привлечения к ответственности, поскольку оно не является самоцелью муниципального контроля, призванного обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию их нарушений. Временный мораторий на проверки бизнеса показал состоятельность перехода на рискориентированный подход, более широкое применение профилактических мер, когда акцент делается на предотвращении нарушений, а не на выявлении и наказании. Однако практика показывает, что на сегодняшний день освоение именно рискориентированного подхода требует специальных знаний. Учитывая особое значение внедрения в механизм осуществления муниципального контроля системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, позволяющей выявить приоритеты по снижению рисков в соответствующих сферах деятельности и сконцентрировать в дальнейшем усилия органов местного самоуправления на превентивных мерах, обеспечивающих правопорядок и безопасность, государственным органам, осуществляющим взаимодействие с органами местного самоуправления в рамках контрольно-надзорных мероприятий, целесообразно систематически проводить методическое обучение муниципальных служащих.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особого осознания требует введенное в 2022 г. и продленное на 2024 г. ограничение проведения муниципального контроля. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 (в ред. от 29 февраля 2024 г.) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ограничено проведение плановых контрольных мероприятий, установлен перечень оснований, по которому возможно по согласованию с прокуратурой проведение внеплановых проверок (мероприятий) до конца 2024 г. Это прежде всего относится к случаям угрозы для жизни граждан, чрезвычайным ситуациям, а также к поручениям Президента РФ, Правительства РФ, требованиям прокуратуры или к выявлению индикаторов риска нарушения обязательных требований. Таким образом, властное влияние и принуждение не обязательно связано с возможностью привлечения к ответственности, поскольку оно не является самоцелью муниципального контроля, призванного обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию их нарушений. Временный мораторий на проверки бизнеса показал состоятельность перехода на рискориентированный подход, более широкое применение профилактических мер, когда акцент делается на предотвращении нарушений, а не на выявлении и наказании. Однако практика показывает, что на сегодняшний день освоение именно рискориентированного подхода требует специальных знаний. Учитывая особое значение внедрения в механизм осуществления муниципального контроля системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, позволяющей выявить приоритеты по снижению рисков в соответствующих сферах деятельности и сконцентрировать в дальнейшем усилия органов местного самоуправления на превентивных мерах, обеспечивающих правопорядок и безопасность, государственным органам, осуществляющим взаимодействие с органами местного самоуправления в рамках контрольно-надзорных мероприятий, целесообразно систематически проводить методическое обучение муниципальных служащих.
Статья: Институт предупреждения причинения вреда в российском гражданском праве: текущее состояние и направления совершенствования
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме того, в настоящее время существует множество правовых механизмов и мер, направленных на незамедлительную защиту прав и интересов граждан, организаций и общества. Например, законодательством о порядке осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок, регламентированы вопросы их согласования с органами прокуратуры, сроки и порядок проведения и пр. Процессуальное законодательство также предоставляет участникам оборота возможность подачи в суд заявления о принятии мер по обеспечению иска, в частности в виде запрещения ответчику совершать определенные действия, которое подлежит рассмотрению в сокращенные сроки (ст. 91 АПК РФ, ст. 140 ГПК РФ и ст. 85 КАС РФ). Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме того, в настоящее время существует множество правовых механизмов и мер, направленных на незамедлительную защиту прав и интересов граждан, организаций и общества. Например, законодательством о порядке осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок, регламентированы вопросы их согласования с органами прокуратуры, сроки и порядок проведения и пр. Процессуальное законодательство также предоставляет участникам оборота возможность подачи в суд заявления о принятии мер по обеспечению иска, в частности в виде запрещения ответчику совершать определенные действия, которое подлежит рассмотрению в сокращенные сроки (ст. 91 АПК РФ, ст. 140 ГПК РФ и ст. 85 КАС РФ). Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
Типовая ситуация: Трудовая инспекция: полномочия, проверки, штрафы
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую выездную проверку могут провести, если у ГИТ появились достоверные сведения о нарушениях, например, из жалобы работника. Такую проверку проводят по согласованию с прокуратурой. Другие возможные основания внеплановой проверки: требования прокуратуры, уклонение от обязательного профилактического визита, неисполнение предписания. Внеплановую проверку проводят в том же порядке, что и плановую (ст. 66 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения).
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую выездную проверку могут провести, если у ГИТ появились достоверные сведения о нарушениях, например, из жалобы работника. Такую проверку проводят по согласованию с прокуратурой. Другие возможные основания внеплановой проверки: требования прокуратуры, уклонение от обязательного профилактического визита, неисполнение предписания. Внеплановую проверку проводят в том же порядке, что и плановую (ст. 66 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения).