Основания для отстранения от должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отстранения от должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности судебной практики об отстранении от должности в уголовно-процессуальном производстве
(Процевский В.А., Горлов Е.В., Запорожец С.А.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Применение отстранения от должности законодатель относит к мерам процессуального принуждения, что дает возможность усилить его значение в обеспечении правопорядка. На практике случаи отстранения от должности во времени предшествуют вынесению судом постановления об избрании соответствующей меры пресечения. Считаем необходимым расширить перечень оснований применения этой меры, а не ограничиваться лишь указанием в ст. 114 УПК РФ словосочетания "при необходимости". Для решения этой проблемы считаем возможным закрепить в уголовно-процессуальном законе перечень оснований отстранения от должности. Например, совершение преступления, связанного с выполнением трудовых обязанностей; факты, затрудняющие ход расследования в связи с использованием лицами, имеющими соответствующий правовой статус, должностных обязанностей; и другие основания. В числе лиц, подлежащих отстранению от должности, зачастую в судебных решениях указываются работники, непосредственно подчиненные или подконтрольные подозреваемому или обвиняемому, а также другие лица, которые своими действиями могут затруднить ход расследования соответствующего преступления.
(Процевский В.А., Горлов Е.В., Запорожец С.А.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Применение отстранения от должности законодатель относит к мерам процессуального принуждения, что дает возможность усилить его значение в обеспечении правопорядка. На практике случаи отстранения от должности во времени предшествуют вынесению судом постановления об избрании соответствующей меры пресечения. Считаем необходимым расширить перечень оснований применения этой меры, а не ограничиваться лишь указанием в ст. 114 УПК РФ словосочетания "при необходимости". Для решения этой проблемы считаем возможным закрепить в уголовно-процессуальном законе перечень оснований отстранения от должности. Например, совершение преступления, связанного с выполнением трудовых обязанностей; факты, затрудняющие ход расследования в связи с использованием лицами, имеющими соответствующий правовой статус, должностных обязанностей; и другие основания. В числе лиц, подлежащих отстранению от должности, зачастую в судебных решениях указываются работники, непосредственно подчиненные или подконтрольные подозреваемому или обвиняемому, а также другие лица, которые своими действиями могут затруднить ход расследования соответствующего преступления.
Готовое решение: Как уволить работника за хищение имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Так, вы должны отстранить работника от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц. В частности, в вашу организацию может поступить постановление суда о временном отстранении подозреваемого от должности. Основанием для вынесения такого постановления может быть ходатайство следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора (абз. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 1 - 3 ст. 114 УПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, вы должны отстранить работника от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц. В частности, в вашу организацию может поступить постановление суда о временном отстранении подозреваемого от должности. Основанием для вынесения такого постановления может быть ходатайство следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора (абз. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 10 ч. 2 ст. 29, ч. 1 - 3 ст. 114 УПК РФ).
Нормативные акты
Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1
(ред. от 08.08.2024)
"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"6. Назначение наблюдателя не является основанием для отстранения от должности выборных должностных лиц потребительского общества или союза и членов исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными настоящей статьей.
(ред. от 08.08.2024)
"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"6. Назначение наблюдателя не является основанием для отстранения от должности выборных должностных лиц потребительского общества или союза и членов исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными настоящей статьей.
Статья: Защита права кредиторов на информацию в процедурах банкротства
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)В США считается, что обязанность управляющего по предоставлению сведений о конкурсной массе и управлению ею является одной из особых задач управляющего, происхождение которой можно усмотреть непосредственно в его фидуциарной обязанности перед кредиторами (fiduciary obligation to protect the interests of all of creditors), если только суд по особому приказу не освободит управляющего от этой обязанности (11 U.S.C. § 704(a)(7)) <35>. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для отстранения его от должности. При этом считается, что требование кредитора о предоставлении информации не требует демонстрации особого (разумного) интереса к информации. Ранее действовавшее регулирование этого вопроса исходило из обратного. оно требовало, чтобы запрос информации имел "разумную цель", однако в Банкротном кодексе США такое ограничение не было воспринято. Для запроса информации достаточно двух составляющих: запрошенная информация должна касаться конкурсной массы должника и (или) относиться к вопросам продолжения деятельности компании-должника <36>.
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)В США считается, что обязанность управляющего по предоставлению сведений о конкурсной массе и управлению ею является одной из особых задач управляющего, происхождение которой можно усмотреть непосредственно в его фидуциарной обязанности перед кредиторами (fiduciary obligation to protect the interests of all of creditors), если только суд по особому приказу не освободит управляющего от этой обязанности (11 U.S.C. § 704(a)(7)) <35>. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для отстранения его от должности. При этом считается, что требование кредитора о предоставлении информации не требует демонстрации особого (разумного) интереса к информации. Ранее действовавшее регулирование этого вопроса исходило из обратного. оно требовало, чтобы запрос информации имел "разумную цель", однако в Банкротном кодексе США такое ограничение не было воспринято. Для запроса информации достаточно двух составляющих: запрошенная информация должна касаться конкурсной массы должника и (или) относиться к вопросам продолжения деятельности компании-должника <36>.
Готовое решение: Как оформить увольнение руководителя (генерального директора) при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)В период ликвидации руководителя организации можно уволить и по иным основаниям, например в связи с отстранением от должности согласно законодательству о банкротстве либо в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица или собственником имущества организации (уполномоченным им лицом) решения о прекращении трудового договора.
(КонсультантПлюс, 2025)В период ликвидации руководителя организации можно уволить и по иным основаниям, например в связи с отстранением от должности согласно законодательству о банкротстве либо в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица или собственником имущества организации (уполномоченным им лицом) решения о прекращении трудового договора.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Отстраните работника от работы в связи с отказом от прививки, в том числе против коронавируса, если он не представил документы о противопоказаниях или, не имея противопоказаний, отказался (с письменным подтверждением) от прививки. Для этого вам нужно издать соответствующий приказ. Форму приказа можете разработать самостоятельно. Укажите в нем, в частности, Ф.И.О., должность работника, основания и срок отстранения от работы. Ознакомьте работника с приказом под подпись (п. п. 3, 5, 11 Письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, п. п. 6, 8 Рекомендаций действий для работодателей).
(КонсультантПлюс, 2023)Отстраните работника от работы в связи с отказом от прививки, в том числе против коронавируса, если он не представил документы о противопоказаниях или, не имея противопоказаний, отказался (с письменным подтверждением) от прививки. Для этого вам нужно издать соответствующий приказ. Форму приказа можете разработать самостоятельно. Укажите в нем, в частности, Ф.И.О., должность работника, основания и срок отстранения от работы. Ознакомьте работника с приказом под подпись (п. п. 3, 5, 11 Письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, п. п. 6, 8 Рекомендаций действий для работодателей).
Готовое решение: Как поступить работодателю, если работник находится под следствием, арестом, стражей
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей).
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Законодательство многих зарубежных федеративных государств также предусматривает возможность отстранения от должности глав регионов и распределяет соответствующие полномочия между населением и легислатурой субъекта, а также федеральной властью в формах отзыва, импичмента и федерального вмешательства соответственно. Изучение и анализ зарубежного опыта <74> позволяют говорить о необходимости установления жестких оснований отстранения от должности в рассматриваемых ситуациях.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Законодательство многих зарубежных федеративных государств также предусматривает возможность отстранения от должности глав регионов и распределяет соответствующие полномочия между населением и легислатурой субъекта, а также федеральной властью в формах отзыва, импичмента и федерального вмешательства соответственно. Изучение и анализ зарубежного опыта <74> позволяют говорить о необходимости установления жестких оснований отстранения от должности в рассматриваемых ситуациях.
Статья: Права человека и "юриспруденция ценностей"
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)Гарантии независимости и беспристрастности судебной власти, в свою очередь, требуют правил прежде всего в отношении состава судебного органа, порядка назначения, срока пребывания в должности, оснований для отвода, отстранения и увольнения от должности его членов, которые позволяют развеять любые разумные сомнения отдельных лиц относительно как неподверженности этого органа влиянию внешних факторов, так и его нейтральности по отношению к интересам, представленным перед ним. Для того чтобы считать условие о независимости соответствующего органа выполненным, необходимо среди прочего, чтобы увольнение от должности его членов определялось в соответствии с четко сформулированными законодательными положениями. Требование независимости также предполагает, что дисциплинарный режим, которому подчинены лица, разрешающие судебные споры, должен предоставлять гарантии от любого риска его использования в качестве системы политического контроля за содержанием судебных решений. Необходимы правила, определяющие поведение, рассматриваемое в качестве дисциплинарного проступка, и применимые наказания, а также предусматривающие вовлечение независимого органа в соответствии с процедурой, которая полностью защищает права, закрепленные в статьях 47 и 48 Хартии, и возможность возбуждения судебных разбирательств с целью оспаривания решений дисциплинарных органов <115>.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)Гарантии независимости и беспристрастности судебной власти, в свою очередь, требуют правил прежде всего в отношении состава судебного органа, порядка назначения, срока пребывания в должности, оснований для отвода, отстранения и увольнения от должности его членов, которые позволяют развеять любые разумные сомнения отдельных лиц относительно как неподверженности этого органа влиянию внешних факторов, так и его нейтральности по отношению к интересам, представленным перед ним. Для того чтобы считать условие о независимости соответствующего органа выполненным, необходимо среди прочего, чтобы увольнение от должности его членов определялось в соответствии с четко сформулированными законодательными положениями. Требование независимости также предполагает, что дисциплинарный режим, которому подчинены лица, разрешающие судебные споры, должен предоставлять гарантии от любого риска его использования в качестве системы политического контроля за содержанием судебных решений. Необходимы правила, определяющие поведение, рассматриваемое в качестве дисциплинарного проступка, и применимые наказания, а также предусматривающие вовлечение независимого органа в соответствии с процедурой, которая полностью защищает права, закрепленные в статьях 47 и 48 Хартии, и возможность возбуждения судебных разбирательств с целью оспаривания решений дисциплинарных органов <115>.