Оскорбление государственных символов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оскорбление государственных символов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Саудовская Аравия: сравнение материальных и процессуальных аспектов
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)- осквернение и ущерб репутации государства и государственной символики, оскорбление иностранного государства;
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)- осквернение и ущерб репутации государства и государственной символики, оскорбление иностранного государства;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
Статья: Тенденции конституционного развития России в контексте конституционной реформы 2020 года
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Ухудшение качества российского законодательства посредством нарушения его системности, утраты правовой определенности и появления множества оценочных понятий, позволяющих судам творить своего рода правоприменительный произвол. Можно вспомнить тот же Закон о "нежелательных организациях" N 129-ФЗ, где вообще отсутствует понятие юридических "оснований" для введения правовых ограничений, кроме политически окрашенных формулировок, или тот же Закон о "неуважении к власти" <42>, которым введена административная ответственность для граждан за распространение в Интернете информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Представляется, что Закон N 28-ФЗ не соответствует положениям Конституции РФ о свободе слова (ст. 29), в части установления ответственности за высказывания в отношении государства, общества или должностных лиц (органов) при отсутствии правомерной цели и явной общественной потребности, вводит нарушающую конституционный принцип равенства граждан перед законом (ст. 19) несоразмерную тяжести вредных последствий и дискриминирующую простых граждан защиту интересов представителей власти.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Ухудшение качества российского законодательства посредством нарушения его системности, утраты правовой определенности и появления множества оценочных понятий, позволяющих судам творить своего рода правоприменительный произвол. Можно вспомнить тот же Закон о "нежелательных организациях" N 129-ФЗ, где вообще отсутствует понятие юридических "оснований" для введения правовых ограничений, кроме политически окрашенных формулировок, или тот же Закон о "неуважении к власти" <42>, которым введена административная ответственность для граждан за распространение в Интернете информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Представляется, что Закон N 28-ФЗ не соответствует положениям Конституции РФ о свободе слова (ст. 29), в части установления ответственности за высказывания в отношении государства, общества или должностных лиц (органов) при отсутствии правомерной цели и явной общественной потребности, вводит нарушающую конституционный принцип равенства граждан перед законом (ст. 19) несоразмерную тяжести вредных последствий и дискриминирующую простых граждан защиту интересов представителей власти.
Статья: Законодательство о противодействии экстремизму: требуется не либерализация, а модернизация
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ установлена административная ответственность за "распространение информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть" (ч. 3, 4, 5 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ установлена административная ответственность за "распространение информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть" (ч. 3, 4, 5 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что под мелким хулиганством понимается также распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что под мелким хулиганством понимается также распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, в силу приведенных правовых норм относятся обозначения, в которых содержится неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, в силу приведенных правовых норм относятся обозначения, в которых содержится неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Статья: Нравственные рамки свободы слова в средствах массовой информации в современных реалиях России
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Как известно, в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в 2019 г. была введена ст. 15.1-1 об ограничении доступа к информации, оскорбляющей в неприличной форме человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России. В ч. 1 ст. 15.3 был добавлен состав - обнаружение в СМИ недостоверной общественно значимой информации, распространяемой как достоверные сообщения <9>.
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Как известно, в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в 2019 г. была введена ст. 15.1-1 об ограничении доступа к информации, оскорбляющей в неприличной форме человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России. В ч. 1 ст. 15.3 был добавлен состав - обнаружение в СМИ недостоверной общественно значимой информации, распространяемой как достоверные сообщения <9>.
Статья: Работа с иностранными контрагентами в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)- распространили в Интернете или других сетях в неприличной форме оскорбления в адрес России, ее официальных символов, Конституции РФ или госорганов.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)- распространили в Интернете или других сетях в неприличной форме оскорбления в адрес России, ее официальных символов, Конституции РФ или госорганов.
Статья: Теоретические основы и значение состава преступления
(Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Действие в уголовном праве представляет собой не только физическое воздействие на потерпевшего, предмет преступления, но и может быть выражено в словах и жестах (неуважение к суду, ст. 297 УК РФ). Например, в одном из дел Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила гражданка В. проявила неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, участвовавшего в отправлении правосудия. Так, гражданка В. высказала в грубой, циничной, нецензурной форме, унижающей честь и достоинство человека и должностного лица, уполномоченного осуществлять правосудие, оскорбления в адрес судьи М. При этом гражданка В., проявляя указанное неуважение к суду, осознавала, что действует публично и в официальной обстановке, при наличии символов государственной и судебной власти, а судья М. является лицом, участвующим в отправлении правосудия. Так, судом было вынесено решение признать ее виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 297 УК РФ <4>.
(Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Действие в уголовном праве представляет собой не только физическое воздействие на потерпевшего, предмет преступления, но и может быть выражено в словах и жестах (неуважение к суду, ст. 297 УК РФ). Например, в одном из дел Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила гражданка В. проявила неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, участвовавшего в отправлении правосудия. Так, гражданка В. высказала в грубой, циничной, нецензурной форме, унижающей честь и достоинство человека и должностного лица, уполномоченного осуществлять правосудие, оскорбления в адрес судьи М. При этом гражданка В., проявляя указанное неуважение к суду, осознавала, что действует публично и в официальной обстановке, при наличии символов государственной и судебной власти, а судья М. является лицом, участвующим в отправлении правосудия. Так, судом было вынесено решение признать ее виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 297 УК РФ <4>.
Статья: "Новое" мелкое хулиганство: гипотеза и диспозиция
(Рыдченко К.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)7. Спорным представляется установление юридической ответственности за "оскорбление" или проявление неуважения в отношении юридического документа (Конституции РФ) и официальных символов (Государственного герба и флага), притом что ст. 329 УК РФ предусмотрена ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Вместе с тем правоприменительная практика в данной сфере уже начинает формироваться. Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 81-АД21-9-К8 <11> назначено административное наказание за комментирование информационного материала под названием "Кремль поручил регионам создать атмосферу праздника в день голосования по поправкам в Конституцию. Посмотри, как прекрасен Омск. В день голосования", который был размещен в социальной сети "ВКонтакте" в открытом доступе для неограниченного круга пользователей. В данном комментарии виновный выразил "негативную оценку Конституции РФ, употребляя сниженную, грубую, презрительную, вульгарную лексику, чем выразил явное неуважение к Конституции РФ". Из приведенной формулировки следует, что граждане обязаны уважать Конституцию России, однако подобная обязанность в действующем законодательстве прямо не закреплена. Более того, размытость и оценочность термина "уважение" дает в руки правоприменителя крайне широкие карательные полномочия. Например, с определенной уверенностью можно утверждать, что любое глубокое и критическое конституционно-правовое научное исследование может быть интерпретировано как "оскорбление" Основного Закона. Конституция РФ, как нам представляется, выступает фундаментальной юридической величиной, которая тем не менее меняется вслед за глобальными изменениями материального базиса и общественных отношений, она не должна и не может быть признана правовой константой, святым Граалем от юриспруденции. Именно критика норм и целых правовых актов способствует совершенствованию российского права, и конституционное законодательство не является исключением из этого очевидного правила. Документ, как бы значим он ни был, не имеет сознания и не может быть оскорблен. Обязанность же проявлять уважение в отношении Основного Закона последний раз встречалась в Законе СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - это юридический документ ушедшей эпохи тотального давления государства над всеми социально-экономическими институтами. Латентная реставрация подобных норм не может не вызывать тревогу.
(Рыдченко К.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)7. Спорным представляется установление юридической ответственности за "оскорбление" или проявление неуважения в отношении юридического документа (Конституции РФ) и официальных символов (Государственного герба и флага), притом что ст. 329 УК РФ предусмотрена ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Вместе с тем правоприменительная практика в данной сфере уже начинает формироваться. Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 81-АД21-9-К8 <11> назначено административное наказание за комментирование информационного материала под названием "Кремль поручил регионам создать атмосферу праздника в день голосования по поправкам в Конституцию. Посмотри, как прекрасен Омск. В день голосования", который был размещен в социальной сети "ВКонтакте" в открытом доступе для неограниченного круга пользователей. В данном комментарии виновный выразил "негативную оценку Конституции РФ, употребляя сниженную, грубую, презрительную, вульгарную лексику, чем выразил явное неуважение к Конституции РФ". Из приведенной формулировки следует, что граждане обязаны уважать Конституцию России, однако подобная обязанность в действующем законодательстве прямо не закреплена. Более того, размытость и оценочность термина "уважение" дает в руки правоприменителя крайне широкие карательные полномочия. Например, с определенной уверенностью можно утверждать, что любое глубокое и критическое конституционно-правовое научное исследование может быть интерпретировано как "оскорбление" Основного Закона. Конституция РФ, как нам представляется, выступает фундаментальной юридической величиной, которая тем не менее меняется вслед за глобальными изменениями материального базиса и общественных отношений, она не должна и не может быть признана правовой константой, святым Граалем от юриспруденции. Именно критика норм и целых правовых актов способствует совершенствованию российского права, и конституционное законодательство не является исключением из этого очевидного правила. Документ, как бы значим он ни был, не имеет сознания и не может быть оскорблен. Обязанность же проявлять уважение в отношении Основного Закона последний раз встречалась в Законе СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - это юридический документ ушедшей эпохи тотального давления государства над всеми социально-экономическими институтами. Латентная реставрация подобных норм не может не вызывать тревогу.
Статья: К вопросу о "презумпции скандальности" фирменного наименования юридического лица
(Бурнос Е.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Если говорить о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали, то следует учитывать ряд факторов. В частности, речь может идти об использовании национальной и государственной символики в неэтичном контексте, антигосударственных лозунгов, непристойного контента, призывов антигуманного характера, которые оскорбляют человеческое достоинство или религиозные чувства верующих, а также слов, написание коих нарушает правила орфографии [11; п. 37].
(Бурнос Е.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Если говорить о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали, то следует учитывать ряд факторов. В частности, речь может идти об использовании национальной и государственной символики в неэтичном контексте, антигосударственных лозунгов, непристойного контента, призывов антигуманного характера, которые оскорбляют человеческое достоинство или религиозные чувства верующих, а также слов, написание коих нарушает правила орфографии [11; п. 37].
Статья: Цифровизация и Конституция
(Волос А.А., Иванов А.А.)
("Закон", 2022, N 12)Из смысла законодательства следует, что ограничения права на цифровизацию преследуют как раз конституционно значимые цели. Так, ст. 15.1-1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает порядок ограничения доступа к информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Формально целью статьи действительно является защита конституционных ценностей: защита основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем обращает на себя внимание большое количество оценочных категорий и терминов, используемых в данных нормах.
(Волос А.А., Иванов А.А.)
("Закон", 2022, N 12)Из смысла законодательства следует, что ограничения права на цифровизацию преследуют как раз конституционно значимые цели. Так, ст. 15.1-1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает порядок ограничения доступа к информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Формально целью статьи действительно является защита конституционных ценностей: защита основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем обращает на себя внимание большое количество оценочных категорий и терминов, используемых в данных нормах.