Орм в отношении депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Орм в отношении депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Отдельно в качестве субъектов обращений в сфере ОРД предлагается выделить должностных лиц, поскольку, несмотря на отсутствие в Законе (ст. 5) их упоминания в перечне инициаторов возможных обращений, на практике в органы прокуратуры лица, обладающие таким статусом, жалобы и заявления направляют. В частности, имеют место обращения должностных лиц по процедурным вопросам организации и проведения ОРМ в отношении специальных субъектов с особым правовым статусом (депутаты, судьи и др.).
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Отдельно в качестве субъектов обращений в сфере ОРД предлагается выделить должностных лиц, поскольку, несмотря на отсутствие в Законе (ст. 5) их упоминания в перечне инициаторов возможных обращений, на практике в органы прокуратуры лица, обладающие таким статусом, жалобы и заявления направляют. В частности, имеют место обращения должностных лиц по процедурным вопросам организации и проведения ОРМ в отношении специальных субъектов с особым правовым статусом (депутаты, судьи и др.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
Статья: Проблемы обеспечения конфиденциальности персональных данных при использовании систем искусственного интеллекта
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)3. Идентификация с помощью систем искусственного интеллекта. Как правило, для этих целей сегодня используется изображение лица и голос, т.е. биометрические персональные данные личности <10>. Например, правоохранительные органы могут применять рассматриваемый метод для розыска подозреваемых в совершении противоправных деяний. Считается, что даже если человек осуществил коммуникацию с кем-либо по видеосвязи или даже разблокировал свой смартфон с использованием технологии распознавания лица, то его биометрические данные аккумулируются искусственным интеллектом в базе данных, которая может храниться в Deep Web или даже в Dark Web (Dark Net) в персональных папках пользователей <11>. Данные пространства, безусловно, на сегодняшний день находятся за пределами правового регулирования, что приводит к множеству злоупотреблений и даже совершению правонарушений и преступлений с помощью возможностей, предоставляемых ими. В частности, применительно к рассматриваемой проблеме многие исследователи указывают на торговлю персональными данными граждан <12>. Несомненно, сложившаяся проблема требует внимания российского законодателя. Так, в мае 2023 г. один из депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложил весьма кардинальное средство борьбы с описываемыми негативными явлениями: признать незаконным использование Dark Net <13>, что, по мнению большинства экспертов, неосуществимо, так как технически блокировка Dark Net невозможна. Кроме того, данная инициатива представляется в принципе излишней, так как в соответствии с положениями так называемого Закона Яровой <14> операторы (провайдеры) обязаны устанавливать на свое оборудование систему технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий и сохранять определенное установленное в Законе время записи телефонных разговоров, текстовые сообщения и интернет-трафик своих абонентов, что приводит к возможности довольно быстрого установления противоправного деяния, совершенного с помощью информационно-коммуникационных технологий.
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)3. Идентификация с помощью систем искусственного интеллекта. Как правило, для этих целей сегодня используется изображение лица и голос, т.е. биометрические персональные данные личности <10>. Например, правоохранительные органы могут применять рассматриваемый метод для розыска подозреваемых в совершении противоправных деяний. Считается, что даже если человек осуществил коммуникацию с кем-либо по видеосвязи или даже разблокировал свой смартфон с использованием технологии распознавания лица, то его биометрические данные аккумулируются искусственным интеллектом в базе данных, которая может храниться в Deep Web или даже в Dark Web (Dark Net) в персональных папках пользователей <11>. Данные пространства, безусловно, на сегодняшний день находятся за пределами правового регулирования, что приводит к множеству злоупотреблений и даже совершению правонарушений и преступлений с помощью возможностей, предоставляемых ими. В частности, применительно к рассматриваемой проблеме многие исследователи указывают на торговлю персональными данными граждан <12>. Несомненно, сложившаяся проблема требует внимания российского законодателя. Так, в мае 2023 г. один из депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложил весьма кардинальное средство борьбы с описываемыми негативными явлениями: признать незаконным использование Dark Net <13>, что, по мнению большинства экспертов, неосуществимо, так как технически блокировка Dark Net невозможна. Кроме того, данная инициатива представляется в принципе излишней, так как в соответствии с положениями так называемого Закона Яровой <14> операторы (провайдеры) обязаны устанавливать на свое оборудование систему технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий и сохранять определенное установленное в Законе время записи телефонных разговоров, текстовые сообщения и интернет-трафик своих абонентов, что приводит к возможности довольно быстрого установления противоправного деяния, совершенного с помощью информационно-коммуникационных технологий.
"Ошибки и нарушения закона в сфере оперативно-розыскной деятельности: практическое пособие"
(выпуск 1)
(Гармаев Ю.П., Викулов О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Сторона защиты ходатайствует о недопустимости использования в УСП результатов ОРД, полученных в ходе ОРМ, при проведении которых не были обеспечены гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц: депутаты ГД и члены Совета Федерации, судьи, прокуроры и следователи, адвокаты и др.
(выпуск 1)
(Гармаев Ю.П., Викулов О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Сторона защиты ходатайствует о недопустимости использования в УСП результатов ОРД, полученных в ходе ОРМ, при проведении которых не были обеспечены гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц: депутаты ГД и члены Совета Федерации, судьи, прокуроры и следователи, адвокаты и др.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении правоохранительным органам имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления ОРМ, в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением ОРМ, оказании различных услуг и т.п.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении правоохранительным органам имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления ОРМ, в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением ОРМ, оказании различных услуг и т.п.
Вопрос: Какими правами наделены оперуполномоченные ОВД при проведении оперативно-розыскной деятельности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статья: О заподозренном в рамках оперативно-разыскной деятельности и его праве на адвоката
(Мазюк Р.В.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)<15> Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: проект Федерального закона N 831609-6, внесенного депутатом Государственной Думы А.А. Агеевым 6 июля 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
(Мазюк Р.В.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)<15> Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: проект Федерального закона N 831609-6, внесенного депутатом Государственной Думы А.А. Агеевым 6 июля 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.