ОРМ Прослушивание телефонных переговоров
Подборка наиболее важных документов по запросу ОРМ Прослушивание телефонных переговоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"Как следует из представленных материалов на момент проведения оперативно-розыскных мероприятий "наблюдения" и "прослушивание телефонных переговоров" уголовное дело не было возбуждено, и достаточных оснований для его возбуждения еще не имелось. Сотрудниками полиции велась проверка информации о возможной причастности М.Н. к незаконному сбыту наркотических средств."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Правила оценки доказательств" УПК РФВ этой связи следует отметить, что в оправдательном приговоре лишь приведено содержание аудио и видеозаписей, сделанных в ходе оперативно-розыскных мероприятий "Наблюдение" и "Прослушивание телефонных переговоров", однако оценка этим доказательствам в соответствии со ст. ст. 87, 88 УПК РФ не дана, выводы о том, какие обстоятельства этими доказательствами установлены, не сделаны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проведение оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" по заявлению отдельных лиц
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1
Статья: Об основаниях проведения оперативно-разыскного мероприятия "Прослушивание телефонных переговоров"
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Суд первой инстанции, исходя из данных, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий "прослушивание телефонных переговоров" и "наблюдение", установил, что Л. дал согласие неустановленному участнику незаконного оборота наркотиков работать в качестве закладчика наркотических средств совместно с К., при этом была достигнута договоренность об условиях получения наркотических средств и методах их реализации, после чего Л. и К. забрали партию наркотических средств, подготовленную неустановленными соучастниками, а Л. продолжил обсуждать по телефону с неустановленным лицом дальнейшие действия по сбыту наркотиков. С учетом этого суд признал несостоятельными доводы осужденных о том, что они, намереваясь обмануть неустановленного соучастника, взяли наркотики с целью личного потребления, то есть не имели умысла на их незаконный сбыт. Эти установленные в приговоре обстоятельства кассационная инстанция не учла при переквалификации действий осужденных.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Суд первой инстанции, исходя из данных, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий "прослушивание телефонных переговоров" и "наблюдение", установил, что Л. дал согласие неустановленному участнику незаконного оборота наркотиков работать в качестве закладчика наркотических средств совместно с К., при этом была достигнута договоренность об условиях получения наркотических средств и методах их реализации, после чего Л. и К. забрали партию наркотических средств, подготовленную неустановленными соучастниками, а Л. продолжил обсуждать по телефону с неустановленным лицом дальнейшие действия по сбыту наркотиков. С учетом этого суд признал несостоятельными доводы осужденных о том, что они, намереваясь обмануть неустановленного соучастника, взяли наркотики с целью личного потребления, то есть не имели умысла на их незаконный сбыт. Эти установленные в приговоре обстоятельства кассационная инстанция не учла при переквалификации действий осужденных.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2018)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Постановление Европейского Суда по жалобам NN 29431/05, 7070/06, 5402/07 "Зубков и другие против России" (вынесено 7 ноября 2017 г., вступило в силу 5 марта 2018 г.), в котором установлено нарушение статьи 8 Конвенции в связи с проведением в отношении заявителей негласных оперативно-розыскных мероприятий (прослушивания телефонных переговоров, аудио- и видеонаблюдения).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Постановление Европейского Суда по жалобам NN 29431/05, 7070/06, 5402/07 "Зубков и другие против России" (вынесено 7 ноября 2017 г., вступило в силу 5 марта 2018 г.), в котором установлено нарушение статьи 8 Конвенции в связи с проведением в отношении заявителей негласных оперативно-розыскных мероприятий (прослушивания телефонных переговоров, аудио- и видеонаблюдения).
Статья: К вопросу процессуальной силы оперативно-разыскной информации в доказывании по уголовным делам коррупционной направленности
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Рассмотрим следующее уголовное дело: дачу взятки должностным лицам военного комиссариата и медицинских учреждений через посредника в значительном размере за совершение заведомо незаконных действий. Суд признал допустимыми доказательствами представленные результаты оперативно-разыскной деятельности, поскольку мероприятия проведены и задокументированы в полном соответствии с требованиями ст. 6, 7, 8, 13, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <6>, отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. А именно: "справка о результатах оперативно-розыскных мероприятий "Прослушивание телефонных переговоров" и "Снятие информации с технических каналов связи" по абонентским номерам сотовой связи N... и N...". Суд констатировал, что результаты оперативно-разыскной деятельности получены в соответствии с законом, в связи с чем могут быть приняты в качестве доказательств по уголовному делу <7>.
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Рассмотрим следующее уголовное дело: дачу взятки должностным лицам военного комиссариата и медицинских учреждений через посредника в значительном размере за совершение заведомо незаконных действий. Суд признал допустимыми доказательствами представленные результаты оперативно-разыскной деятельности, поскольку мероприятия проведены и задокументированы в полном соответствии с требованиями ст. 6, 7, 8, 13, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <6>, отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. А именно: "справка о результатах оперативно-розыскных мероприятий "Прослушивание телефонных переговоров" и "Снятие информации с технических каналов связи" по абонентским номерам сотовой связи N... и N...". Суд констатировал, что результаты оперативно-разыскной деятельности получены в соответствии с законом, в связи с чем могут быть приняты в качестве доказательств по уголовному делу <7>.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Согласно п. 10 ст. 6 Закона об ОРД прослушивание телефонных переговоров является оперативно-розыскным мероприятием, основания для применения которого приведены в ст. 7 названного Закона.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Согласно п. 10 ст. 6 Закона об ОРД прослушивание телефонных переговоров является оперативно-розыскным мероприятием, основания для применения которого приведены в ст. 7 названного Закона.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.