Орм обследование зданий
Подборка наиболее важных документов по запросу Орм обследование зданий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблеме проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Данное право напрямую может оказать влияние на экономические отношения, как их обезопасив, так и прекратив. Речь здесь идет о проведении гласного ОРМ "Обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств" (далее - обследование), которым довольно часто пользуются оперативные подразделения органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) при выявлении экономических преступлений и проверке оперативной информации. Как показывает практика, проведение такого ОРМ в ряде случаев приводило к кратковременному или долговременному прекращению экономических отношений и деятельности одного из субъектов таких отношений.
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Данное право напрямую может оказать влияние на экономические отношения, как их обезопасив, так и прекратив. Речь здесь идет о проведении гласного ОРМ "Обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств" (далее - обследование), которым довольно часто пользуются оперативные подразделения органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) при выявлении экономических преступлений и проверке оперативной информации. Как показывает практика, проведение такого ОРМ в ряде случаев приводило к кратковременному или долговременному прекращению экономических отношений и деятельности одного из субъектов таких отношений.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Согласно результатам оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в помещениях, в том числе бане, принадлежащих Ш., были обнаружены и изъяты в числе иного несколько канистр с жидкостью, штатив, колбы, мерный стакан, электронные весы, термометр. В протоколе следственного действия указано, что в бане присутствует резкий химический запах; в потолке бани имеется отверстие, ведущее на чердак, в котором установлена гофра, стена между предбанником и основным помещением отсутствует, проход закрыт при помощи полимерной прозрачной пленки. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что баня не использовалась по назначению, а была приспособлена для целей производства наркотических средств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Согласно результатам оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в помещениях, в том числе бане, принадлежащих Ш., были обнаружены и изъяты в числе иного несколько канистр с жидкостью, штатив, колбы, мерный стакан, электронные весы, термометр. В протоколе следственного действия указано, что в бане присутствует резкий химический запах; в потолке бани имеется отверстие, ведущее на чердак, в котором установлена гофра, стена между предбанником и основным помещением отсутствует, проход закрыт при помощи полимерной прозрачной пленки. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что баня не использовалась по назначению, а была приспособлена для целей производства наркотических средств.
Статья: Изъятие документов и его обжалование
(Голубев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, - это порядок изъятия электронных документов и был ли он соблюден. В Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.04.2014 N 199, установлены четкие правила изъятия электронных носителей информации.
(Голубев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, - это порядок изъятия электронных документов и был ли он соблюден. В Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.04.2014 N 199, установлены четкие правила изъятия электронных носителей информации.
Готовое решение: Контрольные мероприятия СФР
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что при проведении контрольных мероприятий сотрудники МВД России должны соблюдать ваши права и свободы. При взаимодействии с сотрудниками полиции вы имеете право на защиту прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные законами. Если вы считаете, что действия полиции во время проверки привели к нарушению ваших прав, то можете обжаловать их в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде в порядке гл. 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ (кроме случаев, когда действия полиции подлежат обжалованию в порядке уголовного судопроизводства) (ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21). Например, вы можете обжаловать незаконное изъятие документов, если оно не было оформлено надлежащим образом - не был составлен отдельный протокол, а изъятые документы лишь были вписаны в акт обследования помещений (п. п. 15, 23 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 01.04.2014 N 199).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что при проведении контрольных мероприятий сотрудники МВД России должны соблюдать ваши права и свободы. При взаимодействии с сотрудниками полиции вы имеете право на защиту прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные законами. Если вы считаете, что действия полиции во время проверки привели к нарушению ваших прав, то можете обжаловать их в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде в порядке гл. 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ (кроме случаев, когда действия полиции подлежат обжалованию в порядке уголовного судопроизводства) (ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21). Например, вы можете обжаловать незаконное изъятие документов, если оно не было оформлено надлежащим образом - не был составлен отдельный протокол, а изъятые документы лишь были вписаны в акт обследования помещений (п. п. 15, 23 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 01.04.2014 N 199).
Статья: Об отдельных вопросах обеспечения прокурором законности при осуществлении доказывания в досудебных стадиях уголовного судопроизводства
(Страхова С.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Подытоживая сказанное, отметим, что нам близка позиция А.Б. Судницына, который рассматривает формулировку ч. 1 ст. 144 УПК РФ через призму Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - закон об ОРД). Так, в ст. 15 Закона об ОРД закреплено, что в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При этом, подчеркивает А.Б. Судницын, имеется в виду не составление протокола выемки со ссылками на ст. 183 УПК РФ, а применение процессуальных правил составления протокола <19>. Указанный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суть которой состоит в том, что правило составления протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства направлено на удостоверение факта, хода и результатов производства оперативно-розыскного мероприятия, а не следственного действия, и обусловлено запретом ст. 89 УПК РФ использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ <20>. Принимая во внимание, что изъятие не является следственным действием и может осуществляться процессуальным и непроцессуальным путем, изъятие предметов и документов возможно в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", которое оформляется протоколом изъятия, а также в результате истребования в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ, поэтому логично полагать, что формулировка об изъятии документов и предметов "в порядке, установленном УПК РФ", использована законодателем без привязки к такому следственному действию, как выемка. Следственные действия, в ходе которых законом предусмотрено изъятие, прямо названы законодателем в ч. 1 ст. 144 УПК РФ.
(Страхова С.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Подытоживая сказанное, отметим, что нам близка позиция А.Б. Судницына, который рассматривает формулировку ч. 1 ст. 144 УПК РФ через призму Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - закон об ОРД). Так, в ст. 15 Закона об ОРД закреплено, что в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При этом, подчеркивает А.Б. Судницын, имеется в виду не составление протокола выемки со ссылками на ст. 183 УПК РФ, а применение процессуальных правил составления протокола <19>. Указанный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суть которой состоит в том, что правило составления протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства направлено на удостоверение факта, хода и результатов производства оперативно-розыскного мероприятия, а не следственного действия, и обусловлено запретом ст. 89 УПК РФ использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ <20>. Принимая во внимание, что изъятие не является следственным действием и может осуществляться процессуальным и непроцессуальным путем, изъятие предметов и документов возможно в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", которое оформляется протоколом изъятия, а также в результате истребования в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ, поэтому логично полагать, что формулировка об изъятии документов и предметов "в порядке, установленном УПК РФ", использована законодателем без привязки к такому следственному действию, как выемка. Следственные действия, в ходе которых законом предусмотрено изъятие, прямо названы законодателем в ч. 1 ст. 144 УПК РФ.