Органы государственного финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы государственного финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)...если бюджетное нарушение было выявлено и устранено объектом контроля самостоятельно, то данная информация органом государственного (муниципального) финансового контроля не подлежит включению в представление и предписание.
(КонсультантПлюс, 2025)...если бюджетное нарушение было выявлено и устранено объектом контроля самостоятельно, то данная информация органом государственного (муниципального) финансового контроля не подлежит включению в представление и предписание.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом... норм БК РФ решение о применении бюджетных мер принуждения... принимается финансовым органом, а не органом государственного финансового контроля.
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом... норм БК РФ решение о применении бюджетных мер принуждения... принимается финансовым органом, а не органом государственного финансового контроля.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);
(ред. от 31.07.2025)финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может выдать представление (ч. 2 ст. 270.2 БК РФ, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может выдать представление (ч. 2 ст. 270.2 БК РФ, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Учитывая, что соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий заключаются в рамках публичных отношений, их следует рассматривать как особые публичные договоры, обладающие рядом признаков: публичная цель (софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов публичной власти) и направленность на реализацию публичного интереса (посредством определения приоритетных направлений софинансирования); установление публичным субъектом перечня результатов использования межбюджетных субсидий, нацеленных на решение конкретных публичных задач (достижение целей); наличие механизма контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных субсидий, реализуемого как главным распорядителем средств соответствующего бюджета, так и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Учитывая, что соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий заключаются в рамках публичных отношений, их следует рассматривать как особые публичные договоры, обладающие рядом признаков: публичная цель (софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов публичной власти) и направленность на реализацию публичного интереса (посредством определения приоритетных направлений софинансирования); установление публичным субъектом перечня результатов использования межбюджетных субсидий, нацеленных на решение конкретных публичных задач (достижение целей); наличие механизма контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных субсидий, реализуемого как главным распорядителем средств соответствующего бюджета, так и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Статья: Организации с государственным участием - инструмент реализации технологической политики
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Важно также отметить и то обстоятельство, что финансирование проектов развития технологий осуществляется агентами развития технологий за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а оценку эффективности их использования проводят органы государственного финансового контроля. Государственная политика основывается на средствах и объектах публичной собственности, а оценка эффективности выполнения целевых показателей технологического лидерства Российской Федерации проводится органами государственной власти.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Важно также отметить и то обстоятельство, что финансирование проектов развития технологий осуществляется агентами развития технологий за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а оценку эффективности их использования проводят органы государственного финансового контроля. Государственная политика основывается на средствах и объектах публичной собственности, а оценка эффективности выполнения целевых показателей технологического лидерства Российской Федерации проводится органами государственной власти.
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Действительно, изъятие законодателем санкционирования из методов государственного финансового контроля может не исключать его рассмотрения в качестве метода контроля в доктрине бюджетного права. Санкционирование допустимо было бы отнести к методу государственного финансового контроля, поскольку субъектом его осуществления является внешний по отношению к администратору бюджетных средств орган - казначейский или финансовый. Такая возможность также следует из существовавших в 90-е годы XX в. подходов к правовому регулированию государственного финансового контроля, когда Указами Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" <8> и "О Федеральном казначействе" <9> казначейские органы были отнесены к органам государственного финансового контроля.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Действительно, изъятие законодателем санкционирования из методов государственного финансового контроля может не исключать его рассмотрения в качестве метода контроля в доктрине бюджетного права. Санкционирование допустимо было бы отнести к методу государственного финансового контроля, поскольку субъектом его осуществления является внешний по отношению к администратору бюджетных средств орган - казначейский или финансовый. Такая возможность также следует из существовавших в 90-е годы XX в. подходов к правовому регулированию государственного финансового контроля, когда Указами Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" <8> и "О Федеральном казначействе" <9> казначейские органы были отнесены к органам государственного финансового контроля.
Статья: Контроль в условиях регулирования отраслевых макроэкономических процессов
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Указанные направления контрольной деятельности предписаны органам государственного финансового контроля, например счетной палате. Однако при контроле эффективности регулирующей деятельности государственных органов должны учитываться два аспекта: во-первых, кто разработал используемый механизм регулирования и какие были обоснования этого механизма и, во-вторых, насколько правильным и результативным является разработанный механизм, а кроме того, нет ли злоупотреблений и результативен ли осуществляемый надзор.
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Указанные направления контрольной деятельности предписаны органам государственного финансового контроля, например счетной палате. Однако при контроле эффективности регулирующей деятельности государственных органов должны учитываться два аспекта: во-первых, кто разработал используемый механизм регулирования и какие были обоснования этого механизма и, во-вторых, насколько правильным и результативным является разработанный механизм, а кроме того, нет ли злоупотреблений и результативен ли осуществляемый надзор.
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Например, представленные количественные критерии оценки экономической эффективности органов ГФК: "количество проведенных контрольных мероприятий", "величина проверенных бюджетных средств", "расходы на содержание органов ГФК" [7] для большей сопоставимости результатов оценки контрольной деятельности разных органов исполнительной власти, а также за различные периоды оценки в динамике, по нашему мнению, необходимо определять в расчете на одного инспектора. А такие качественные показатели, как "практичность и эффективность применяемых методов контроля", "качество нормативно-методического обеспечения" субъекта контроля [7] нуждаются, на наш взгляд, в дополнительном уточнении критериев оценки в целях нивелирования их субъективности.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Например, представленные количественные критерии оценки экономической эффективности органов ГФК: "количество проведенных контрольных мероприятий", "величина проверенных бюджетных средств", "расходы на содержание органов ГФК" [7] для большей сопоставимости результатов оценки контрольной деятельности разных органов исполнительной власти, а также за различные периоды оценки в динамике, по нашему мнению, необходимо определять в расчете на одного инспектора. А такие качественные показатели, как "практичность и эффективность применяемых методов контроля", "качество нормативно-методического обеспечения" субъекта контроля [7] нуждаются, на наш взгляд, в дополнительном уточнении критериев оценки в целях нивелирования их субъективности.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.2. Нормативное закрепление бюджетных полномочий органов
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.2. Нормативное закрепление бюджетных полномочий органов
Статья: Перспективы развития государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В Российской Федерации функционирует достаточно разветвленная система органов, призванных осуществлять контрольные мероприятия в отношении бюджетных средств. Особое место в системе данных органов занимают органы государственного финансового контроля.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В Российской Федерации функционирует достаточно разветвленная система органов, призванных осуществлять контрольные мероприятия в отношении бюджетных средств. Особое место в системе данных органов занимают органы государственного финансового контроля.
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с увеличением количества выявляемых нарушений в сфере закупок и хищением бюджетных средств. Анализируются особенности системы государственного (муниципального) контроля в сфере закупок. По итогам проведенного исследования предлагается создание новой системы контроля в сфере закупок на региональном и муниципальном уровнях путем расширения полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с увеличением количества выявляемых нарушений в сфере закупок и хищением бюджетных средств. Анализируются особенности системы государственного (муниципального) контроля в сфере закупок. По итогам проведенного исследования предлагается создание новой системы контроля в сфере закупок на региональном и муниципальном уровнях путем расширения полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля.