Организация водоснабжения населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация водоснабжения населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями статей 1, 2, 8, 18, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 2, 12, 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МУП "ЖКХ г. Нестерова" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение населения Нестеровского муниципального округа, а администрация муниципального образования "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области" -исполнительно-распорядительным органом на территории соответствующего муниципального образования, к чьим полномочиям относится организация водоснабжения населения, и которые обязаны довести качество холодной питьевой воды из разводящей сети и источников водоснабжения населению до соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (глава 6 КоАП РФ): Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) осуществляла водоснабжение населения из водного объекта без необходимых проектов зон санитарной охраны и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы (суд не признал заключение Организацией (ИП) договоров на разработку необходимой документации достаточной мерой для соблюдения соответствующих требований)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) осуществляла водоснабжение населения из водного объекта без необходимых проектов зон санитарной охраны и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы (суд не признал заключение Организацией (ИП) договоров на разработку необходимой документации достаточной мерой для соблюдения соответствующих требований)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП оказывает организации услуги по проверке качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения. Вправе ли ИП применять НПД?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП оказывает организации услуги по проверке качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения. Вправе ли ИП применять НПД?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП оказывает организации услуги по проверке качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения. Вправе ли ИП применять НПД?
Вопрос: О признании налогоплательщиком водного налога организации, осуществляющей забор воды из поверхностного водного объекта, в том числе для водоснабжения населения.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-06-05-02/20779)Вопрос: О признании налогоплательщиком водного налога организации, осуществляющей забор воды из поверхностного водного объекта, в том числе для водоснабжения населения.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-06-05-02/20779)Вопрос: О признании налогоплательщиком водного налога организации, осуществляющей забор воды из поверхностного водного объекта, в том числе для водоснабжения населения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
"МР 2.1.4.0176-20. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020)ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020)ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)1. При рассмотрении настоящего дела судом не была установлена обязанность администрации сельского поселения, являющегося муниципальным образованием, но не муниципальным районом, по организации водоснабжения населения и водоотведения, в том числе путем заключения концессионного соглашения. То, что муниципальное образование является собственником имущества, в настоящем случае существенного значения не имеет, поскольку правомочия собственника по пользованию, владению и распоряжению имуществом, гарантированные ст. 209 ГК РФ, не корреспондируют с обязанностью совершать с данным имуществом какие-либо действия, если это не предписано законом, чего при рассмотрении дела судом установлено не было.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)1. При рассмотрении настоящего дела судом не была установлена обязанность администрации сельского поселения, являющегося муниципальным образованием, но не муниципальным районом, по организации водоснабжения населения и водоотведения, в том числе путем заключения концессионного соглашения. То, что муниципальное образование является собственником имущества, в настоящем случае существенного значения не имеет, поскольку правомочия собственника по пользованию, владению и распоряжению имуществом, гарантированные ст. 209 ГК РФ, не корреспондируют с обязанностью совершать с данным имуществом какие-либо действия, если это не предписано законом, чего при рассмотрении дела судом установлено не было.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако отсутствие в Законе N 131-ФЗ и Законе N 294-ФЗ упоминания о муниципальном контроле вовсе не воспринималось органами государственной власти как невозможность его осуществления органами местного самоуправления. В частности, в этих Законах не был обозначен муниципальный контроль в отношении организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в "Барнаульском деле" пояснил, что "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <1>. В 2017 г. в Закон N 131-ФЗ был введен п. 4.1 ч. 1 ст. 14, закрепивший муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако отсутствие в Законе N 131-ФЗ и Законе N 294-ФЗ упоминания о муниципальном контроле вовсе не воспринималось органами государственной власти как невозможность его осуществления органами местного самоуправления. В частности, в этих Законах не был обозначен муниципальный контроль в отношении организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в "Барнаульском деле" пояснил, что "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <1>. В 2017 г. в Закон N 131-ФЗ был введен п. 4.1 ч. 1 ст. 14, закрепивший муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения <2>.
Статья: Непроданное имущество должника и обязанности органов местного самоуправления в процедуре конкурсного производства
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Так было во втором деле, рассмотренном тем же судом. Местная администрация отказалась принять в собственность ливневой коллектор и земельный участок, на котором он расположен, исходя из того, что в муниципальной собственности может находиться имущество, необходимое именно для решения вопросов местного значения, к которым относится организация водоснабжения населения городского округа и водоотведения, тогда как спорные объекты не относятся к категории объектов инфраструктуры города, не являются объектами, предназначенными для решения вопросов местного значения, а предназначены для осуществления предпринимательской деятельности должника. Обязывая местную администрацию принять спорное имущество, суд не посчитал значимым то, что оно не относится к коммунальной инфраструктуре города и не может использоваться для решения вопросов местного значения, хотя требует затрат на содержание. Законом об организации местного самоуправления, отметил суд, не установлен прямой запрет на нахождение в муниципальной собственности спорного имущества, кроме того, иной правовой подход может привести к тому, что имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства, окажется фактически бесхозным и будет препятствием для завершения конкурсного производства (Постановление от 22 января 2021 г. N Ф04-6204/2020 по делу N А27-11770/2014).
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Так было во втором деле, рассмотренном тем же судом. Местная администрация отказалась принять в собственность ливневой коллектор и земельный участок, на котором он расположен, исходя из того, что в муниципальной собственности может находиться имущество, необходимое именно для решения вопросов местного значения, к которым относится организация водоснабжения населения городского округа и водоотведения, тогда как спорные объекты не относятся к категории объектов инфраструктуры города, не являются объектами, предназначенными для решения вопросов местного значения, а предназначены для осуществления предпринимательской деятельности должника. Обязывая местную администрацию принять спорное имущество, суд не посчитал значимым то, что оно не относится к коммунальной инфраструктуре города и не может использоваться для решения вопросов местного значения, хотя требует затрат на содержание. Законом об организации местного самоуправления, отметил суд, не установлен прямой запрет на нахождение в муниципальной собственности спорного имущества, кроме того, иной правовой подход может привести к тому, что имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства, окажется фактически бесхозным и будет препятствием для завершения конкурсного производства (Постановление от 22 января 2021 г. N Ф04-6204/2020 по делу N А27-11770/2014).
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрены также особенности установления до 01.01.2027 публичного сервитута на основании, например, ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им в сфере своей деятельности линейного объекта, созданного до 30.12.2004, в отношении которого у него отсутствуют соответствующие права и который эксплуатируется для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения (ст. 3.9 Закона N 137-ФЗ; ч. 6.4, 6.5 ст. 70 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предусмотрены также особенности установления до 01.01.2027 публичного сервитута на основании, например, ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им в сфере своей деятельности линейного объекта, созданного до 30.12.2004, в отношении которого у него отсутствуют соответствующие права и который эксплуатируется для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения (ст. 3.9 Закона N 137-ФЗ; ч. 6.4, 6.5 ст. 70 Закона N 218-ФЗ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);