Организационно-правовая форма профсоюзных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-правовая форма профсоюзных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы законодательного моделирования бизнес-корпораций и корпоративных некоммерческих организаций в современную систему юридических лиц
(Шапиро И.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Реформа гражданского законодательства позволила в некоторой степени унифицировать различные организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных образований. Однако такая унификация противоречит специальным нормативным актам. Так, если в ч. 3 ст. 50 ГК РФ профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления представлены как виды общественных организаций, то в ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" <8> общественная организация и орган общественной самодеятельности указаны как организационно-правовые формы общественного объединения. Профессиональные союзы и территориальные общественные самоуправления ни как вид общественного объединения, ни тем более как вид общественной организации в ней не указаны. И наоборот, ст. 7 ГК РФ определяет политическую партию как вид общественного объединения, а не общественной организации (последняя является видом общественного объединения или самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой корпорации). Общественный фонд также указан в ней как вид общественного объединения, тогда как ГК РФ закрепляет его как самостоятельный вид некоммерческого корпоративного юридического лица.
(Шапиро И.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Реформа гражданского законодательства позволила в некоторой степени унифицировать различные организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных образований. Однако такая унификация противоречит специальным нормативным актам. Так, если в ч. 3 ст. 50 ГК РФ профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления представлены как виды общественных организаций, то в ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" <8> общественная организация и орган общественной самодеятельности указаны как организационно-правовые формы общественного объединения. Профессиональные союзы и территориальные общественные самоуправления ни как вид общественного объединения, ни тем более как вид общественной организации в ней не указаны. И наоборот, ст. 7 ГК РФ определяет политическую партию как вид общественного объединения, а не общественной организации (последняя является видом общественного объединения или самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой корпорации). Общественный фонд также указан в ней как вид общественного объединения, тогда как ГК РФ закрепляет его как самостоятельный вид некоммерческого корпоративного юридического лица.
Статья: Об особенностях правосубъектности объединений работодателей в трудовом праве России
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)В целях определения особенностей правосубъектности объединений работодателей и профсоюзов необходимо определить их место среди различных организационно-правовых форм юридических лиц. Так, анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что как профсоюзы (их объединения), так и объединения работодателей относятся к некоммерческим юридическим лицам. При этом профсоюзы относятся к такой их организационно-правовой форме, как общественные объединения, а объединения работодателей, профсоюзов - ассоциации.
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)В целях определения особенностей правосубъектности объединений работодателей и профсоюзов необходимо определить их место среди различных организационно-правовых форм юридических лиц. Так, анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что как профсоюзы (их объединения), так и объединения работодателей относятся к некоммерческим юридическим лицам. При этом профсоюзы относятся к такой их организационно-правовой форме, как общественные объединения, а объединения работодателей, профсоюзов - ассоциации.
Нормативные акты
"ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм"
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")НКООДХ функционируют в виде следующих организационно-правовых форм: общественные организации - объединения (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения), религиозные организации, общественные учреждения, частные учреждения, благотворительные учреждения, учреждения религиозных организаций, фонды (без негосударственных пенсионных фондов), общины коренных малочисленных народов, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иные некоммерческие организации, не включенные в другие группировки, некоммерческие партнерства, объединения (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")НКООДХ функционируют в виде следующих организационно-правовых форм: общественные организации - объединения (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения), религиозные организации, общественные учреждения, частные учреждения, благотворительные учреждения, учреждения религиозных организаций, фонды (без негосударственных пенсионных фондов), общины коренных малочисленных народов, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иные некоммерческие организации, не включенные в другие группировки, некоммерческие партнерства, объединения (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ <28>) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 2.1) общественных движений; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России; 6) общин коренных малочисленных народов России; 7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний; 12) адвокатских палат; 13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); 14) государственных корпораций; 15) нотариальных палат.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ <28>) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 2.1) общественных движений; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России; 6) общин коренных малочисленных народов России; 7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний; 12) адвокатских палат; 13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); 14) государственных корпораций; 15) нотариальных палат.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)К сожалению, работоспособность указанных положений сомнительна. Нормы Закона о профсоюзах, во-первых, применяются не автоматически, а во взаимосвязи с положениями законов о юридических лицах различных организационно-правовых форм (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) <1>, и, во-вторых, право профсоюзов иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией может быть реализовано не иначе как в порядке, определенном сторонами социального партнерства, так как Закон не предусматривает гарантий реализации указанного права <2>. Что касается народных предприятий, то они оказались мало востребованы как форма ведения бизнеса <3>, а сам Закон об акционерных обществах работников, как отличающийся "низким юридико-техническим уровнем и потому" неэффективный "в своем практическом применении", а также не оправдавший себя на практике, предлагалось отменить <4>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)К сожалению, работоспособность указанных положений сомнительна. Нормы Закона о профсоюзах, во-первых, применяются не автоматически, а во взаимосвязи с положениями законов о юридических лицах различных организационно-правовых форм (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) <1>, и, во-вторых, право профсоюзов иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией может быть реализовано не иначе как в порядке, определенном сторонами социального партнерства, так как Закон не предусматривает гарантий реализации указанного права <2>. Что касается народных предприятий, то они оказались мало востребованы как форма ведения бизнеса <3>, а сам Закон об акционерных обществах работников, как отличающийся "низким юридико-техническим уровнем и потому" неэффективный "в своем практическом применении", а также не оправдавший себя на практике, предлагалось отменить <4>.
Статья: Некоторые аспекты института общественной проверки на муниципальном уровне
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)К примеру, согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональным союзам в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений предоставлено право создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов <3>. На местном уровне профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)К примеру, согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональным союзам в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений предоставлено право создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов <3>. На местном уровне профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в контексте концепции "особого пути развития России"
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В целом же сейчас можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность ТОС, требует дальнейшего совершенствования не только по вышеперечисленным вопросам. По-прежнему сохраняет актуальность еще одна серьезная проблема ТОС, а именно отсутствие регламентированной организационно-правовой формы ТОС. В соответствии с уставом ТОС может являться юридическим лицом и, таким образом, подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 5 ст. 27 Закона N 131-ФЗ). Согласно подп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах "общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления". Таким образом, ТОС были отнесены к общественным организациям.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В целом же сейчас можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность ТОС, требует дальнейшего совершенствования не только по вышеперечисленным вопросам. По-прежнему сохраняет актуальность еще одна серьезная проблема ТОС, а именно отсутствие регламентированной организационно-правовой формы ТОС. В соответствии с уставом ТОС может являться юридическим лицом и, таким образом, подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 5 ст. 27 Закона N 131-ФЗ). Согласно подп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах "общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления". Таким образом, ТОС были отнесены к общественным организациям.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 3.3.4 Соглашения между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края на 2020 - 2022 годы от 25.12.2019 работодатели, действующие на территории края, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением федеральной) обеспечивают оплату труда с применением районного коэффициента к заработной плате в размере не ниже установленного указанным Решением, - 1,3.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 3.3.4 Соглашения между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края на 2020 - 2022 годы от 25.12.2019 работодатели, действующие на территории края, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением федеральной) обеспечивают оплату труда с применением районного коэффициента к заработной плате в размере не ниже установленного указанным Решением, - 1,3.
Статья: Особенности механизма административно-правового регулирования управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации
(Бочков С.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) по организационно-правовым формам субъекты бывают: государственные, осуществляющие государственную политику (Президент, Правительство, федеральные органы исполнительной власти); общественные организации, осуществляющие социальную роль (федерация спорта, "Динамо", К-9, профсоюз, советы по спорту и т.д.); коммерческие организации, целью которых является получение прибыли (спортивные клубы, собственники спортивных объектов);
(Бочков С.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) по организационно-правовым формам субъекты бывают: государственные, осуществляющие государственную политику (Президент, Правительство, федеральные органы исполнительной власти); общественные организации, осуществляющие социальную роль (федерация спорта, "Динамо", К-9, профсоюз, советы по спорту и т.д.); коммерческие организации, целью которых является получение прибыли (спортивные клубы, собственники спортивных объектов);
Статья: Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)Следовательно, исходя из этого общественные объединения группируются по организационно-правовым формам (общественные организации, общественные движения, общественные учреждения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности) или подразделяются на виды (профессиональные союзы, молодежные объединения, объединения инвалидов, деятельность которых регулируется специальными законами). По территории действия различаются следующие общественные объединения: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)Следовательно, исходя из этого общественные объединения группируются по организационно-правовым формам (общественные организации, общественные движения, общественные учреждения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности) или подразделяются на виды (профессиональные союзы, молодежные объединения, объединения инвалидов, деятельность которых регулируется специальными законами). По территории действия различаются следующие общественные объединения: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Статья: Коллективный договор как организационно-правовой документ
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Каких-либо конкретных требований к структуре коллективного договора закон не предъявляет. При ее определении стороны исходят прежде всего из круга вопросов, которые требуется урегулировать. Для оказания методической и практической помощи разработчикам коллективных договоров органы по труду субъектов Российской Федерации, профсоюзные организации разрабатывают макеты коллективных договоров. Их можно использовать как основу для заключаемого договора. Естественно, такие макеты подлежат адаптации под конкретного работодателя с учетом специфики его организационно-правовой формы и формы собственности, видов деятельности и т.п.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Каких-либо конкретных требований к структуре коллективного договора закон не предъявляет. При ее определении стороны исходят прежде всего из круга вопросов, которые требуется урегулировать. Для оказания методической и практической помощи разработчикам коллективных договоров органы по труду субъектов Российской Федерации, профсоюзные организации разрабатывают макеты коллективных договоров. Их можно использовать как основу для заключаемого договора. Естественно, такие макеты подлежат адаптации под конкретного работодателя с учетом специфики его организационно-правовой формы и формы собственности, видов деятельности и т.п.
Статья: Новая форма П-4 и новый порядок ее заполнения
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вместо обязанности ежеквартально подавать форму П-4 один раз в год по форме федерального статистического наблюдения 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" отчитываются юридические лица - НКО следующих организационно-правовых форм:
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вместо обязанности ежеквартально подавать форму П-4 один раз в год по форме федерального статистического наблюдения 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" отчитываются юридические лица - НКО следующих организационно-правовых форм:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, гарантировано ч. 1 ст. 30 Конституции. В ст. 50 ГК закреплены все возможные организационно-правовые формы юридических лиц. Среди всего многообразия организационно-правовых форм некоммерческих организаций профессиональные некоммерческие организации исходя из перечисленных в ГК форм юридических лиц могут создаваться в форме ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации, а также в форме общественных организаций (пп. 2, 3 п. 3 ст. 50 ГК).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, гарантировано ч. 1 ст. 30 Конституции. В ст. 50 ГК закреплены все возможные организационно-правовые формы юридических лиц. Среди всего многообразия организационно-правовых форм некоммерческих организаций профессиональные некоммерческие организации исходя из перечисленных в ГК форм юридических лиц могут создаваться в форме ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации, а также в форме общественных организаций (пп. 2, 3 п. 3 ст. 50 ГК).