Орган внешнего муниципального финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Орган внешнего муниципального финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение о назначении Башуровой В.А. на... должность [председателя контрольно-счетной палаты муниципального округа - ред.] принималось Советом депутатов коллегиально, путем открытого голосования и не зависело от одного голоса депутата, при этом Башуров А.Г. инициатором назначения на должность председателя органа внешнего муниципального финансового контроля своей супруги не являлся, реализовал право участвовать в заседании Совета депутатов в силу закона.
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение о назначении Башуровой В.А. на... должность [председателя контрольно-счетной палаты муниципального округа - ред.] принималось Советом депутатов коллегиально, путем открытого голосования и не зависело от одного голоса депутата, при этом Башуров А.Г. инициатором назначения на должность председателя органа внешнего муниципального финансового контроля своей супруги не являлся, реализовал право участвовать в заседании Совета депутатов в силу закона.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Органы внешнего государственного (муниципального) финконтроля не могут контролировать соблюдение норм гражданского, трудового, бухгалтерского и другого отраслевого законодательства и указывать на нарушения, отличные от бюджетных
(КонсультантПлюс, 2025)Органы внешнего государственного (муниципального) финконтроля не могут контролировать соблюдение норм гражданского, трудового, бухгалтерского и другого отраслевого законодательства и указывать на нарушения, отличные от бюджетных
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Основными задачами органов внешнего муниципального финансового контроля являются: контроль за формированием и исполнением местных бюджетов; оценка эффективности и целевого использования бюджетных ассигнований; контроль за управлением объектами муниципальной собственности и исполнением бюджетных полномочий главными распорядителями бюджетных средств и администраторами поступлений в бюджеты соответствующих муниципальных образований; проведение работ по повышению уровня финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса; экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов и др.
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Основными задачами органов внешнего муниципального финансового контроля являются: контроль за формированием и исполнением местных бюджетов; оценка эффективности и целевого использования бюджетных ассигнований; контроль за управлением объектами муниципальной собственности и исполнением бюджетных полномочий главными распорядителями бюджетных средств и администраторами поступлений в бюджеты соответствующих муниципальных образований; проведение работ по повышению уровня финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса; экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внешний государственный аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в части соблюдения исполнителями услуг условий соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей услуг.
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внешний государственный аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в части соблюдения исполнителями услуг условий соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей услуг.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
Статья: О природе элементов системы органов федеральной территории "Сириус"
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Важно, что природа иных органов в Уставе ФТ "Сириус" была определена только в отношении Территориальной избирательной комиссии ФТ "Сириус" - она была названа государственным органом, не входящим в систему органов публичной власти ФТ "Сириус" (ч. 2 ст. 38). В отношении прочих имелась неопределенность. Так, Контрольно-счетная палата ФТ "Сириус" определялась как постоянно действующий орган внешнего государственного и муниципального финансового контроля федеральной территории (ч. 1 ст. 35 Устава ФТ "Сириус"); Градостроительный совет ФТ "Сириус" - как постоянно действующий коллегиальный орган при Совете ФТ "Сириус" (ч. 1 ст. 36 Устава ФТ "Сириус"); наконец Уполномоченный по вопросам местного самоуправления ФТ "Сириус" - как лицо, назначаемое на должность представительным органом с учетом мнения населения (ч. 1 ст. 37 Устава ФТ "Сириус").
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Важно, что природа иных органов в Уставе ФТ "Сириус" была определена только в отношении Территориальной избирательной комиссии ФТ "Сириус" - она была названа государственным органом, не входящим в систему органов публичной власти ФТ "Сириус" (ч. 2 ст. 38). В отношении прочих имелась неопределенность. Так, Контрольно-счетная палата ФТ "Сириус" определялась как постоянно действующий орган внешнего государственного и муниципального финансового контроля федеральной территории (ч. 1 ст. 35 Устава ФТ "Сириус"); Градостроительный совет ФТ "Сириус" - как постоянно действующий коллегиальный орган при Совете ФТ "Сириус" (ч. 1 ст. 36 Устава ФТ "Сириус"); наконец Уполномоченный по вопросам местного самоуправления ФТ "Сириус" - как лицо, назначаемое на должность представительным органом с учетом мнения населения (ч. 1 ст. 37 Устава ФТ "Сириус").
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
Статья: Вопросы правового закрепления финансово-контрольных полномочий органов федеральной территории "Сириус"
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Устав закрепляет систему органов публичной власти территории, которую составляют представительный и исполнительно-распорядительный органы - Совет федеральной территории и администрация федеральной территории соответственно. Контрольно-счетная палата ФТ "Сириус", которая определяется как постоянно действующий орган внешнего государственного и муниципального финансового контроля ФТ "Сириус" <13>, в указанную систему не входит. Ее правовой статус устанавливается в главе шестой устава "Иные органы федеральной территории "Сириус". К ним также относятся Градостроительный совет, уполномоченный по вопросам местного самоуправления и территориальная избирательная комиссия.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Устав закрепляет систему органов публичной власти территории, которую составляют представительный и исполнительно-распорядительный органы - Совет федеральной территории и администрация федеральной территории соответственно. Контрольно-счетная палата ФТ "Сириус", которая определяется как постоянно действующий орган внешнего государственного и муниципального финансового контроля ФТ "Сириус" <13>, в указанную систему не входит. Ее правовой статус устанавливается в главе шестой устава "Иные органы федеральной территории "Сириус". К ним также относятся Градостроительный совет, уполномоченный по вопросам местного самоуправления и территориальная избирательная комиссия.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с лица на УСН сумму НДС, уплаченную ему, но не выделенную в цене контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил контракт с подрядчиком, применяющим УСН. Работы по контракту выполнены и оплачены в полном объеме. Орган внешнего муниципального финконтроля посчитал, что допущено незаконное использование денежных средств в размере НДС.
Можно ли взыскать с лица на УСН сумму НДС, уплаченную ему, но не выделенную в цене контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил контракт с подрядчиком, применяющим УСН. Работы по контракту выполнены и оплачены в полном объеме. Орган внешнего муниципального финконтроля посчитал, что допущено незаконное использование денежных средств в размере НДС.
Справка: Имущество казны: отличие от имущества организации при владении и управлении
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<13> См. подробнее: Арабули Д.Т. Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 11. С. 31 - 35.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<13> См. подробнее: Арабули Д.Т. Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 11. С. 31 - 35.
Статья: Контрольно-счетные органы и общественные палаты (советы) муниципальных образований в России: современные проблемы и перспективы взаимодействия (публично-правовой анализ)
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.