Орган государственного земельного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Орган государственного земельного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ч. 1, 25 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания органов государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства, например за то, что участок не прекратили использовать не в соответствии с целевым назначением или видом разрешенного использования.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ч. 1, 25 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания органов государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства, например за то, что участок не прекратили использовать не в соответствии с целевым назначением или видом разрешенного использования.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 72 "Муниципальный земельный контроль" ЗК РФ"Позиция заявителя жалобы о том, что акт выездного обследования, подготовленный органом местного самоуправления, не является тем результатом государственного земельного надзора, который может свидетельствовать о не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в силу пунктов 4, 5 статьи 72 ЗК РФ результаты муниципального земельного контроля подлежат направлению в орган государственного земельного надзора, который обязан его рассмотреть."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Государственный земельный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора):
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Государственный земельный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора):
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.
Информация: Правительство РФ представило проект изменений, совершенствующих налогообложение имущества
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Исходя из Определения Верховного Суда РФ от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186 и позиции Минфина России (письма от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500, от 19.02.2024 N 03-05-04-02/14482) с 2025 года проектируется представление органами госземнадзора (Россельхознадзор, Росреестр) и муниципального земельного контроля в налоговые органы дополнительных сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства, влияющих на определение налоговых ставок в случае использования земельных участков не по целевому назначению. В частности, информация из постановлений по делам об административных правонарушениях, из решений судов, предписаний и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, актов прокурорского надзора и т.п.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Исходя из Определения Верховного Суда РФ от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186 и позиции Минфина России (письма от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500, от 19.02.2024 N 03-05-04-02/14482) с 2025 года проектируется представление органами госземнадзора (Россельхознадзор, Росреестр) и муниципального земельного контроля в налоговые органы дополнительных сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства, влияющих на определение налоговых ставок в случае использования земельных участков не по целевому назначению. В частности, информация из постановлений по делам об административных правонарушениях, из решений судов, предписаний и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, актов прокурорского надзора и т.п.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушения не устранены в установленный в предписании срок, то орган государственного земельного надзора информирует о неисполнении предписания соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением предписания (п. 6 ст. 71 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушения не устранены в установленный в предписании срок, то орган государственного земельного надзора информирует о неисполнении предписания соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением предписания (п. 6 ст. 71 ЗК РФ).
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)С 01.01.2022 пп. 1 п. 18 ст. 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием участка для сельскохозяйственного производства.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)С 01.01.2022 пп. 1 п. 18 ст. 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием участка для сельскохозяйственного производства.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, это указывается в акте. Копия акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом, направляется в орган государственного земельного надзора, который должен рассмотреть акт и принять решение в соответствии с Законом N 248-ФЗ (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ; п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ; п. 6.15 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, это указывается в акте. Копия акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом, направляется в орган государственного земельного надзора, который должен рассмотреть акт и принять решение в соответствии с Законом N 248-ФЗ (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ; п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ; п. 6.15 Положения).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии искусственно созданного земельного участка проектной документации, заключение государственного экологического надзора.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии искусственно созданного земельного участка проектной документации, заключение государственного экологического надзора.
Статья: Пожизненное наследуемое владение земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) в случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 6 ст. 71 ЗК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) в случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 6 ст. 71 ЗК РФ);
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
Статья: Проблемы правового обеспечения реализации мер по вовлечению в оборот заброшенных сельхозугодий и невостребованных земельных долей
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В качестве сравнительно "успешного" примера приведем судебное дело N А56-6129/2005. Его суть в следующем. На протяжении 2003 - 2005 годов ЗАО СП "Пашозерское" (Тихвинский район Ленинградской области) не пользовалось предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственным участком площадью 7,19 гектара. За это время органом Государственного земельного надзора (далее - Госземнадзор) (местное подразделение Росземкадастра) несколько раз было выявлено и зафиксировано соответствующее правонарушение. ЗАО было вынесено предупреждение о возможности изъятия у него участка и предписано до 1 октября 2004 года устранить правонарушение. Повторная проверка от 18 ноября 2004 года показала, что этот участок по-прежнему заброшен (нарушение так и не устранено). Мало того, само ЗАО признало факт его неиспользования. С учетом этих обстоятельств в 2005 году орган местного самоуправления Тихвинского района обратился в арбитражный суд с иском о принудительном прекращении права ЗАО на этот участок. После чего ЗАО реализовало некоторые меры по устранению правонарушения - на участке была проведена частичная вырубка древесно-кустарниковой растительности. Однако очередная проверка в рамках госземнадзора показала, что это не изменило состояние участка, который так и остался непригодным для сельскохозяйственного производства. По ее итогам ЗАО вновь было привлечено к административной ответственности. Однако областной госземнадзор расценил такую вырубку в качестве принятия достаточных мер для устранения правонарушения и отменил производство по делу. Далее это дело рассматривалось еще в нескольких апелляционных инстанциях, и лишь в 2006 году у правонарушителя все-таки был изъят заброшенный участок по причине его неиспользования.
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В качестве сравнительно "успешного" примера приведем судебное дело N А56-6129/2005. Его суть в следующем. На протяжении 2003 - 2005 годов ЗАО СП "Пашозерское" (Тихвинский район Ленинградской области) не пользовалось предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственным участком площадью 7,19 гектара. За это время органом Государственного земельного надзора (далее - Госземнадзор) (местное подразделение Росземкадастра) несколько раз было выявлено и зафиксировано соответствующее правонарушение. ЗАО было вынесено предупреждение о возможности изъятия у него участка и предписано до 1 октября 2004 года устранить правонарушение. Повторная проверка от 18 ноября 2004 года показала, что этот участок по-прежнему заброшен (нарушение так и не устранено). Мало того, само ЗАО признало факт его неиспользования. С учетом этих обстоятельств в 2005 году орган местного самоуправления Тихвинского района обратился в арбитражный суд с иском о принудительном прекращении права ЗАО на этот участок. После чего ЗАО реализовало некоторые меры по устранению правонарушения - на участке была проведена частичная вырубка древесно-кустарниковой растительности. Однако очередная проверка в рамках госземнадзора показала, что это не изменило состояние участка, который так и остался непригодным для сельскохозяйственного производства. По ее итогам ЗАО вновь было привлечено к административной ответственности. Однако областной госземнадзор расценил такую вырубку в качестве принятия достаточных мер для устранения правонарушения и отменил производство по делу. Далее это дело рассматривалось еще в нескольких апелляционных инстанциях, и лишь в 2006 году у правонарушителя все-таки был изъят заброшенный участок по причине его неиспользования.
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку среди категорий риска в целях надзора Росреестром и Россельхознадзором нет чрезвычайно высокого и высокого риска, проведение данными органами плановых мероприятий государственного земельного надзора в отношении организаций и ИП не предусмотрено (п. п. 14, 17 Положения о земельном надзоре).
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку среди категорий риска в целях надзора Росреестром и Россельхознадзором нет чрезвычайно высокого и высокого риска, проведение данными органами плановых мероприятий государственного земельного надзора в отношении организаций и ИП не предусмотрено (п. п. 14, 17 Положения о земельном надзоре).