Опубликование ненормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Опубликование ненормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Оспаривание нормативного правового акта в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением... в порядке оспаривания затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)... органов, организаций...
(КонсультантПлюс, 2025)Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением... в порядке оспаривания затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)... органов, организаций...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для вынесения указанных ненормативных правовых актов послужили выводы антимонопольного органа о том, что в составе заявки общества... отсутствовали документы, подтверждающие, что к поставке предлагается лекарственный препарат, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государств - членов ЕАЭС...
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для вынесения указанных ненормативных правовых актов послужили выводы антимонопольного органа о том, что в составе заявки общества... отсутствовали документы, подтверждающие, что к поставке предлагается лекарственный препарат, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государств - членов ЕАЭС...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное регулирование корпоративной сферы: актуальные вопросы
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Формально Правительственная комиссия и Минфин России действуют в рамках предписанных полномочий, однако источником правовых норм все отчетливее выступают даже не нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, а выписки из протоколов, публикуемые уполномоченным органом (Минфином России). Формируется не только указное, но и некое протокольное право, имеющее ярко выраженный императивный характер. Приходится констатировать, что правила ГК РФ о сделках, обязательствах и договорах, формально сохраняющие свое действие, оказались вытеснены императивными нормами чрезвычайного характера.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Формально Правительственная комиссия и Минфин России действуют в рамках предписанных полномочий, однако источником правовых норм все отчетливее выступают даже не нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, а выписки из протоколов, публикуемые уполномоченным органом (Минфином России). Формируется не только указное, но и некое протокольное право, имеющее ярко выраженный императивный характер. Приходится констатировать, что правила ГК РФ о сделках, обязательствах и договорах, формально сохраняющие свое действие, оказались вытеснены императивными нормами чрезвычайного характера.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В свою очередь, описанный выше подход в качестве результата имеет случаи, когда формально нарушение порядка установлено, но это не влечет негативных последствий. Например: "То обстоятельство, что оспариваемое решение не было опубликовано в местной газете... в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Устава, а было размещено на официальном сайте внутригородского муниципального образования... в разделе "Ненормативные правовые акты", не свидетельствует о существенном нарушении процедуры введения данного акта в действие, поскольку возможность ознакомления с данным актом неограниченному кругу лиц была обеспечена. Следовательно, процедура введения в действие оспариваемого решения после его размещения на официальном сайте муниципального образования соблюдена" <16>.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В свою очередь, описанный выше подход в качестве результата имеет случаи, когда формально нарушение порядка установлено, но это не влечет негативных последствий. Например: "То обстоятельство, что оспариваемое решение не было опубликовано в местной газете... в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Устава, а было размещено на официальном сайте внутригородского муниципального образования... в разделе "Ненормативные правовые акты", не свидетельствует о существенном нарушении процедуры введения данного акта в действие, поскольку возможность ознакомления с данным актом неограниченному кругу лиц была обеспечена. Следовательно, процедура введения в действие оспариваемого решения после его размещения на официальном сайте муниципального образования соблюдена" <16>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"Еще один повод задуматься: из аналитической записки к статистическому отчету о работе арбитражных судов в Российской Федерации в 2013 году (более поздние сведения не опубликованы) следует, что "в структуре административных дел, рассмотренных арбитражными судами, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц составляют 108 987 дел или 27%. Среди дел об оспаривании ненормативных правовых актов около 70% составляют дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений федеральных государственных органов, чаще всего - таможенных (40% случаев). По результатам рассмотрения 60% дел этой категории приняты решения об удовлетворении требований заявителей". А сколько таких актов среди 84 756 дел по жалобам на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, рассмотренных судами общей юрисдикции в 2013 году? Вопрос не исследовался, но, наверное, много, гораздо больше тех 225 дел о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов, которые рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции в 2013 году. С тех пор компетенция Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции по делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов и так существенно (если не сказать применительно к высшей судебной инстанции страны - чрезмерно) увеличена.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"Еще один повод задуматься: из аналитической записки к статистическому отчету о работе арбитражных судов в Российской Федерации в 2013 году (более поздние сведения не опубликованы) следует, что "в структуре административных дел, рассмотренных арбитражными судами, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц составляют 108 987 дел или 27%. Среди дел об оспаривании ненормативных правовых актов около 70% составляют дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений федеральных государственных органов, чаще всего - таможенных (40% случаев). По результатам рассмотрения 60% дел этой категории приняты решения об удовлетворении требований заявителей". А сколько таких актов среди 84 756 дел по жалобам на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, рассмотренных судами общей юрисдикции в 2013 году? Вопрос не исследовался, но, наверное, много, гораздо больше тех 225 дел о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов, которые рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции в 2013 году. С тех пор компетенция Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции по делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов и так существенно (если не сказать применительно к высшей судебной инстанции страны - чрезмерно) увеличена.
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Объективно от признания решения о КРТ ненормативным правовым актом может выиграть стабильность оборота (интересы застройщика и государства), что максимально снизит риски некачественной работы уполномоченного органа власти, но это создаст еще одно серьезное ограничение для защиты своих прав и законных интересов для правообладателей недвижимости.
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Объективно от признания решения о КРТ ненормативным правовым актом может выиграть стабильность оборота (интересы застройщика и государства), что максимально снизит риски некачественной работы уполномоченного органа власти, но это создаст еще одно серьезное ограничение для защиты своих прав и законных интересов для правообладателей недвижимости.
Статья: Специфика оспаривания решений таможенных органов по результатам государственного контроля и надзора
(Агамагомедова С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)<3> Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 305-ЭС19-344 по делу N А40-15424/2018. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Агамагомедова С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)<3> Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 305-ЭС19-344 по делу N А40-15424/2018. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В случае несостоятельности должника - унитарного предприятия интересы его учредителя - государства - представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (абзац 3 пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432) <458>, также подведомственное Министерству экономического развития РФ. В структуре данного агентства имеется специализированный Отдел по защите прав государства как акционера, при оспаривании ненормативных правовых актов и проведении процедур банкротства, созданный Приказом Росимущества от 28.08.2009 N 252 <459>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В случае несостоятельности должника - унитарного предприятия интересы его учредителя - государства - представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (абзац 3 пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432) <458>, также подведомственное Министерству экономического развития РФ. В структуре данного агентства имеется специализированный Отдел по защите прав государства как акционера, при оспаривании ненормативных правовых актов и проведении процедур банкротства, созданный Приказом Росимущества от 28.08.2009 N 252 <459>.
Статья: Понятие и признаки предписания контрольного (надзорного) органа
(Сельхова О.Е.)
("Мировой судья", 2021, N 12)Последовательно рассматривая отмечаемые в юридической литературе признаки предписания, полагаем необходимым остановиться на следующем. А.А. Томтосов, исследуя институт административного акта, обращал внимание на то, что на сегодняшний день в российском праве отсутствуют единообразные положения о самих актах, издаваемых органами публичной администрации. Нет ни легального закрепления, ни четкого теоретического осмысления основополагающих институтов административного права, таких как правовой акт органа публичного управления либо административный акт, ненормативный акт и т.д. <11>
(Сельхова О.Е.)
("Мировой судья", 2021, N 12)Последовательно рассматривая отмечаемые в юридической литературе признаки предписания, полагаем необходимым остановиться на следующем. А.А. Томтосов, исследуя институт административного акта, обращал внимание на то, что на сегодняшний день в российском праве отсутствуют единообразные положения о самих актах, издаваемых органами публичной администрации. Нет ни легального закрепления, ни четкого теоретического осмысления основополагающих институтов административного права, таких как правовой акт органа публичного управления либо административный акт, ненормативный акт и т.д. <11>
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6. Нормативные административно-правовые акты должны приниматься (издаваться) с соблюдением установленной законом или иным нормативным правовым актом процедурой их принятия (издания), регистрации, опубликования и введения в действие. В отношении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти такая процедура предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Требования к порядку введения в действие и опубликования нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и исполнительных органов субъекта Российской Федерации установлены положениями ст. 26 и 36 Закона N 414-ФЗ. Несоблюдение установленных требований к порядку принятия (издания), регистрации, введения в действие и опубликования нормативных административно-правовых актов может служить основанием для отмены таких актов в административном порядке или признания их недействующими в судебном порядке.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6. Нормативные административно-правовые акты должны приниматься (издаваться) с соблюдением установленной законом или иным нормативным правовым актом процедурой их принятия (издания), регистрации, опубликования и введения в действие. В отношении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти такая процедура предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Требования к порядку введения в действие и опубликования нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и исполнительных органов субъекта Российской Федерации установлены положениями ст. 26 и 36 Закона N 414-ФЗ. Несоблюдение установленных требований к порядку принятия (издания), регистрации, введения в действие и опубликования нормативных административно-правовых актов может служить основанием для отмены таких актов в административном порядке или признания их недействующими в судебном порядке.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)При таком подходе, с одной стороны, предприниматели в принципе лишаются возможности действенной судебной защиты своих имущественных интересов, нарушенных изданием и публикацией этих писем, с другой стороны, казалось бы, частная проблема в надзорной деятельности одного из государственных органов заставляет правоведов вновь обращаться к понятию и признакам такого юридического явления, как ненормативно-правовой акт. В науке и судебной практике они исследуются, как правило, для отграничения его от акта нормативного, и различия между нормативными и ненормативными актами для целей правоприменения проводятся достаточно хорошо. Разграничению же ненормативно-правового акта и документа справочного, информационного характера должного внимания не уделяется. Предполагается, что их различие должно быть очевидно, но позиции Росздравнадзора и судебная практика по оспариванию его писем показывают, что это далеко не так <8>. Между тем такое разделение весьма важно для целей обжалования.
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)При таком подходе, с одной стороны, предприниматели в принципе лишаются возможности действенной судебной защиты своих имущественных интересов, нарушенных изданием и публикацией этих писем, с другой стороны, казалось бы, частная проблема в надзорной деятельности одного из государственных органов заставляет правоведов вновь обращаться к понятию и признакам такого юридического явления, как ненормативно-правовой акт. В науке и судебной практике они исследуются, как правило, для отграничения его от акта нормативного, и различия между нормативными и ненормативными актами для целей правоприменения проводятся достаточно хорошо. Разграничению же ненормативно-правового акта и документа справочного, информационного характера должного внимания не уделяется. Предполагается, что их различие должно быть очевидно, но позиции Росздравнадзора и судебная практика по оспариванию его писем показывают, что это далеко не так <8>. Между тем такое разделение весьма важно для целей обжалования.
Статья: Административный акт в структуре контрольно-надзорного правоотношения
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Неразрывная связь категории административного акта с контрольно-надзорной деятельностью обусловливает тот факт, что отдельные проблемы современной системы государственного контроля и надзора, а также отдельных его видов вытекают из специфики административных актов в современном публичном управлении. В ряде случаев эти проблемы связаны с активной цифровизацией контрольно-надзорных процедур. Обзор судебной практики по делам, инициированным по результатам контрольно-надзорных мероприятий, свидетельствует о том, что при оспаривании решений, принятых автоматизированными системами контрольно-надзорных органов, контролируемые лица сталкиваются с проблемами, когда данное решение признается "технологическим документом", принятым не по результатам контроля <25>; мотивированное мнение контрольного органа не признается ненормативным правовым актом, хотя носит разъяснительный характер <26>; мотивированное мнение признается решением, имеющим предупредительный характер, фиксирующим позицию контрольного органа о выявленных нарушениях, но не порождающим изменений в правах и обязанностях подконтрольного лица <27>.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Неразрывная связь категории административного акта с контрольно-надзорной деятельностью обусловливает тот факт, что отдельные проблемы современной системы государственного контроля и надзора, а также отдельных его видов вытекают из специфики административных актов в современном публичном управлении. В ряде случаев эти проблемы связаны с активной цифровизацией контрольно-надзорных процедур. Обзор судебной практики по делам, инициированным по результатам контрольно-надзорных мероприятий, свидетельствует о том, что при оспаривании решений, принятых автоматизированными системами контрольно-надзорных органов, контролируемые лица сталкиваются с проблемами, когда данное решение признается "технологическим документом", принятым не по результатам контроля <25>; мотивированное мнение контрольного органа не признается ненормативным правовым актом, хотя носит разъяснительный характер <26>; мотивированное мнение признается решением, имеющим предупредительный характер, фиксирующим позицию контрольного органа о выявленных нарушениях, но не порождающим изменений в правах и обязанностях подконтрольного лица <27>.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Как отмечено Роспатентом, согласно ряду доказательств (публикациям, дипломам, наградам) производителем соответствующей продукции могут быть "Берлин-Хеми/А. Менарини" и компания A. Menarini Pharmaceutical Industry Group Ltd., связь которых заявителем не подтверждена.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Как отмечено Роспатентом, согласно ряду доказательств (публикациям, дипломам, наградам) производителем соответствующей продукции могут быть "Берлин-Хеми/А. Менарини" и компания A. Menarini Pharmaceutical Industry Group Ltd., связь которых заявителем не подтверждена.
Статья: О совершенствовании правового регулирования оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Но здесь второе основание корректно, а первое - не вполне. В соответствии с ним только определяется отсутствие нормативности оспариваемого акта, вопрос не разрешается по существу. Акт, не обладающий нормативными свойствами, может содержать не нормативное, а казуальное толкование, которое тоже может или соответствовать, или не соответствовать разъясняемым им нормативным положениям. И не разрешается вопрос о том, что дело должно рассматриваться в порядке оспаривания ненормативных правовых актов, в соответствии с гл. 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ.
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Но здесь второе основание корректно, а первое - не вполне. В соответствии с ним только определяется отсутствие нормативности оспариваемого акта, вопрос не разрешается по существу. Акт, не обладающий нормативными свойствами, может содержать не нормативное, а казуальное толкование, которое тоже может или соответствовать, или не соответствовать разъясняемым им нормативным положениям. И не разрешается вопрос о том, что дело должно рассматриваться в порядке оспаривания ненормативных правовых актов, в соответствии с гл. 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ.
Статья: Правовая неопределенность соотношения актов антимонопольных органов о злоупотреблении доминирующим положением и актов арбитражных судов при рассмотрении гражданско-правовых споров
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)<2> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2018 г. по делу N А40-238616/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2018 г. по делу N А40-238665/2017 // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.08.2021).
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)<2> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2018 г. по делу N А40-238616/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2018 г. по делу N А40-238665/2017 // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.08.2021).