Опрос несовершеннолетнего потерпевшего
Подборка наиболее важных документов по запросу Опрос несовершеннолетнего потерпевшего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 64 "Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей" СК РФ"Отклоняя доводы ответчиков о том, что объяснения малолетних, полученные при проведении проверки по факту пожара, и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела являются недопустимыми доказательствами, в силу того, что опрос малолетних осуществлялся в отсутствии педагога, суд апелляционной инстанции исходил из того, что защита интересов несовершеннолетних согласно статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации возложена на родителей. Объяснения малолетних ФИО49 и ФИО50 получены в присутствии их законных представителей, замечаний по поводу опроса детей законными представителями не заявлялось. Из указанных объяснений следует, что именно в результате действий ФИО51 и ФИО52 возник пожар в заброшенном строении бани. Получение объяснений в ходе проверки не является допросом свидетелей, и процедура их получения не регламентирована строго нормами УПК РФ, поэтому при даче объяснений несовершеннолетними присутствие педагога, предусмотренное статьей 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при опросе свидетелей и потерпевших, не является обязательным."
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 13.08.2024 N 33-8945/2024 (УИД 59RS0011-01-2023-002856-61)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик, управляя транспортным средством, допустил наезд на несовершеннолетнюю дочь истцов, в результате чего последняя получила смертельную травму.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылки стороны истцов на показания несовершеннолетних свидетелей, опрошенных в ходе рассмотрения уголовного дела, не могут быть приняты, поскольку из пояснений данных лиц следует, что они находились на другой стороне дороги, соответственно на значительном расстоянии от места происшествия. Более того, в силу несовершеннолетнего возраста они субъективно могли оценить ситуацию, в связи с чем не свидетельствуют о противоречиях в выводах эксперта и не могут быть положены в основание признания выводов эксперта неверными, как не могут быть и приняты в качестве единственного объективного и достаточного доказательства, с бесспорностью свидетельствующего о том, что потерпевшая С1. переходила проезжую часть, спешившись с велосипеда.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик, управляя транспортным средством, допустил наезд на несовершеннолетнюю дочь истцов, в результате чего последняя получила смертельную травму.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылки стороны истцов на показания несовершеннолетних свидетелей, опрошенных в ходе рассмотрения уголовного дела, не могут быть приняты, поскольку из пояснений данных лиц следует, что они находились на другой стороне дороги, соответственно на значительном расстоянии от места происшествия. Более того, в силу несовершеннолетнего возраста они субъективно могли оценить ситуацию, в связи с чем не свидетельствуют о противоречиях в выводах эксперта и не могут быть положены в основание признания выводов эксперта неверными, как не могут быть и приняты в качестве единственного объективного и достаточного доказательства, с бесспорностью свидетельствующего о том, что потерпевшая С1. переходила проезжую часть, спешившись с велосипеда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Особенности опроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего по делам об административных правонарушениях
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Особенности опроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего по делам об административных правонарушениях
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
(ред. от 04.11.2025)4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
<Письмо> Минпросвещения России от 30.03.2023 N АБ-1372/07
"О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по оказанию семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, реализации программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений")Управленческие решения: разработка порядка межведомственного взаимодействия, регламентирующего деятельность при организации следственных действий с несовершеннолетними целевой группы. При необходимости заключение соглашений о сотрудничестве с субъектами взаимодействия. Анализ имеющихся материальных, кадровых, методических ресурсов для внедрения сервиса. Поиск ресурсов. Оборудование помещения для следственных действий с несовершеннолетними (помещение, дружественное детям: комната ожидания и комната опроса). Организация обучения педагогов-психологов, работающих с целевой группой.
"О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по оказанию семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, реализации программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений")Управленческие решения: разработка порядка межведомственного взаимодействия, регламентирующего деятельность при организации следственных действий с несовершеннолетними целевой группы. При необходимости заключение соглашений о сотрудничестве с субъектами взаимодействия. Анализ имеющихся материальных, кадровых, методических ресурсов для внедрения сервиса. Поиск ресурсов. Оборудование помещения для следственных действий с несовершеннолетними (помещение, дружественное детям: комната ожидания и комната опроса). Организация обучения педагогов-психологов, работающих с целевой группой.
Статья: Зарубежный опыт использования электронного производства по уголовным делам
(Моругина Н.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Адвокат, участвующий в деле в качестве защитника, и представитель потерпевшего вправе опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к уголовному делу, с помощью технических средств. Ход и результаты такого опроса могут быть отражены на электронном носителе, который приобщается к уголовному делу (п. 5 ч. 3 ст. 122 УПК РК). Кроме того, сведения в форме электронного документа для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе представить подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также любые граждане и организации (ч. 4 ст. 122 УПК РК).
(Моругина Н.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Адвокат, участвующий в деле в качестве защитника, и представитель потерпевшего вправе опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к уголовному делу, с помощью технических средств. Ход и результаты такого опроса могут быть отражены на электронном носителе, который приобщается к уголовному делу (п. 5 ч. 3 ст. 122 УПК РК). Кроме того, сведения в форме электронного документа для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе представить подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также любые граждане и организации (ч. 4 ст. 122 УПК РК).
Статья: Дистанционное участие потерпевшего в процессуальных действиях на стадии предварительного расследования
(Самсонов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Одной из целей дистанционного участия в досудебном производстве должна выступать и психологическая защита несовершеннолетних потерпевших. Как известно, участие данных лиц в расследовании уголовного дела представляет для них серьезный психотравмирующий фактор. Показательными являются результаты социологического опроса несовершеннолетних в возрасте 15 - 17 лет, проведенного Ю.В. Малаховой, на предмет достаточности обеспечения личной безопасности при производстве по уголовному делу. В соответствии с результатами данного опроса, "56,3% респондентов отказались бы сотрудничать с правоохранительными органами, если бы они стали свидетелями, а в процессе следствия им или их близким стали угрожать; 57,7% из 300 несовершеннолетних респондентов считают, что в достаточной степени не осуществляется безопасность лиц, содействующих правосудию, 23,3% затруднились с ответом и лишь 19% считают обеспечение безопасности достаточным" <15>. Представляется, что применительно к несовершеннолетним потерпевшим значимость данного психотравмирующего фактора существенным образом повышается.
(Самсонов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Одной из целей дистанционного участия в досудебном производстве должна выступать и психологическая защита несовершеннолетних потерпевших. Как известно, участие данных лиц в расследовании уголовного дела представляет для них серьезный психотравмирующий фактор. Показательными являются результаты социологического опроса несовершеннолетних в возрасте 15 - 17 лет, проведенного Ю.В. Малаховой, на предмет достаточности обеспечения личной безопасности при производстве по уголовному делу. В соответствии с результатами данного опроса, "56,3% респондентов отказались бы сотрудничать с правоохранительными органами, если бы они стали свидетелями, а в процессе следствия им или их близким стали угрожать; 57,7% из 300 несовершеннолетних респондентов считают, что в достаточной степени не осуществляется безопасность лиц, содействующих правосудию, 23,3% затруднились с ответом и лишь 19% считают обеспечение безопасности достаточным" <15>. Представляется, что применительно к несовершеннолетним потерпевшим значимость данного психотравмирующего фактора существенным образом повышается.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Закрепив в УПК РФ определение понятия "педагог", законодатель не дополнил КоАП РФ аналогичной нормой, оставив место для различного толкования в науке и на практике. Вследствие этого в юридической литературе иногда высказываются достаточно спорные мнения. Например, о том, что приглашать педагога или психолога, когда дело об административном правонарушении рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которой входят педагоги и психологи, нецелесообразно <12>. Однако лицо, входящее в состав органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, не может одновременно выполнять функцию педагога на опросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), что следует из положений ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Закрепив в УПК РФ определение понятия "педагог", законодатель не дополнил КоАП РФ аналогичной нормой, оставив место для различного толкования в науке и на практике. Вследствие этого в юридической литературе иногда высказываются достаточно спорные мнения. Например, о том, что приглашать педагога или психолога, когда дело об административном правонарушении рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которой входят педагоги и психологи, нецелесообразно <12>. Однако лицо, входящее в состав органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, не может одновременно выполнять функцию педагога на опросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), что следует из положений ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ.
Статья: О некоторых вопросах квалификации и доказывания кражи с банковского счета, совершенной несовершеннолетним путем оплаты покупки чужой банковской картой
(Быкова Е.Г., Вахмянина Н.Б.)
("Российский следователь", 2024, N 7)При просмотре видеозаписей нужно обратить внимание, во что был одет несовершеннолетний, был ли у него мобильный телефон. Затем необходимо произвести обыск по месту жительства несовершеннолетнего с целью обнаружения одежды, в которой он находился в момент совершения преступления, его мобильного телефона, а также банковской карты потерпевшего, приобретенных с ее использованием товаров. В случае обнаружения одежды проверить карманы, возможно, остались принадлежащая потерпевшему карта или чеки из магазина.
(Быкова Е.Г., Вахмянина Н.Б.)
("Российский следователь", 2024, N 7)При просмотре видеозаписей нужно обратить внимание, во что был одет несовершеннолетний, был ли у него мобильный телефон. Затем необходимо произвести обыск по месту жительства несовершеннолетнего с целью обнаружения одежды, в которой он находился в момент совершения преступления, его мобильного телефона, а также банковской карты потерпевшего, приобретенных с ее использованием товаров. В случае обнаружения одежды проверить карманы, возможно, остались принадлежащая потерпевшему карта или чеки из магазина.
Статья: О некоторых аспектах оглашения в суде показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей (часть 6 статьи 281 УПК РФ)
(Брусницын Л.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Данный вывод важен, поскольку несовершеннолетние и их представители нередко не дают согласие следователю, дознавателю на видеозапись допроса из опасений ее утечки из органа предварительного расследования и последующего распространения, в том числе в сети Интернет. Так, 87 следователей из 91 опрошенного пояснили, что видеозапись допроса не применяется именно из-за возражений потерпевшего и его законного представителя <23>. В таком случае следует вести аудиозапись допроса: в соответствии с частью 5 ст. 191 УПК РФ применение аудиозаписи, в отличие от видеосъемки, не поставлено в зависимость от согласия участников следственного действия; о применении аудиозаписи они согласно части 5 ст. 166 УПК лишь предупреждаются. В то же время, как было показано выше, наличие аудиозаписи показаний в равной степени с видеозаписью делает возможным применение части 6 ст. 281.
(Брусницын Л.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Данный вывод важен, поскольку несовершеннолетние и их представители нередко не дают согласие следователю, дознавателю на видеозапись допроса из опасений ее утечки из органа предварительного расследования и последующего распространения, в том числе в сети Интернет. Так, 87 следователей из 91 опрошенного пояснили, что видеозапись допроса не применяется именно из-за возражений потерпевшего и его законного представителя <23>. В таком случае следует вести аудиозапись допроса: в соответствии с частью 5 ст. 191 УПК РФ применение аудиозаписи, в отличие от видеосъемки, не поставлено в зависимость от согласия участников следственного действия; о применении аудиозаписи они согласно части 5 ст. 166 УПК лишь предупреждаются. В то же время, как было показано выше, наличие аудиозаписи показаний в равной степени с видеозаписью делает возможным применение части 6 ст. 281.
Статья: Актуальные вопросы оглашения в суде показаний потерпевших и свидетелей
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 3)Напомним, что Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25.10.2007, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 07.05.2013 N 76-ФЗ, рекомендует, чтобы все опросы (допросы) жертвы, ребенка-свидетеля записывались на видеопленку и чтобы записанные на видеопленку опросы (допросы) могли приниматься в качестве показаний в ходе судебного разбирательства.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 3)Напомним, что Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25.10.2007, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 07.05.2013 N 76-ФЗ, рекомендует, чтобы все опросы (допросы) жертвы, ребенка-свидетеля записывались на видеопленку и чтобы записанные на видеопленку опросы (допросы) могли приниматься в качестве показаний в ходе судебного разбирательства.
Статья: Проверка сообщения о преступлении, совершенном несовершеннолетним осужденным
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В целях обеспечения соблюдения прав участников стадии возбуждения уголовного дела необходимо законодательно урегулировать момент формального приобретения статуса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника и специалиста (педагога), признав их полноценными участниками стадии возбуждения уголовного дела <7>.
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В целях обеспечения соблюдения прав участников стадии возбуждения уголовного дела необходимо законодательно урегулировать момент формального приобретения статуса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника и специалиста (педагога), признав их полноценными участниками стадии возбуждения уголовного дела <7>.
Статья: Практика применения пункта 4 статьи 196 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних
(Миронова Г.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)В статье рассматриваются вопросы практической реализации предписаний п. 4 ст. 196 УПК РФ об установлении психического или физического состояния несовершеннолетнего потерпевшего при возникновении сомнений в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Автором приведены результаты опроса следователей, проведенного для выяснения понимания ими основных положений, характеризующих психическое состояние несовершеннолетнего потерпевшего, имеющего юридическое значение, а также способов его установления. Обращено внимание на расхождения в теории уголовного процесса и среди практических работников в трактовке возможностей судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз в установлении достоверности/недостоверности показаний несовершеннолетнего потерпевшего.
(Миронова Г.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)В статье рассматриваются вопросы практической реализации предписаний п. 4 ст. 196 УПК РФ об установлении психического или физического состояния несовершеннолетнего потерпевшего при возникновении сомнений в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Автором приведены результаты опроса следователей, проведенного для выяснения понимания ими основных положений, характеризующих психическое состояние несовершеннолетнего потерпевшего, имеющего юридическое значение, а также способов его установления. Обращено внимание на расхождения в теории уголовного процесса и среди практических работников в трактовке возможностей судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз в установлении достоверности/недостоверности показаний несовершеннолетнего потерпевшего.
Статья: О совершенствовании законодательства, регулирующего участие педагога и психолога в уголовном процессе
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Практические работники констатируют, что присутствие педагога или психолога в ряде случаев сводится к пассивному наблюдению за происходящим, без оказания какой-либо значимой помощи в расследовании. Кроме личных наблюдений, об этом свидетельствуют результаты опроса слушателей Новосибирского филиала Московской академии Следственного комитета, часть из которых невысоко оценивают вклад педагога или психолога в результаты получения пояснений от несовершеннолетнего <10>. На данное обстоятельство указывают и другие исследователи. Например, в ходе проведенного С.В. Тетюевым анкетирования 18% опрошенных следователей и дознавателей находят педагога и психолога близкими по своему процессуальному статусу к понятому <11>.
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Практические работники констатируют, что присутствие педагога или психолога в ряде случаев сводится к пассивному наблюдению за происходящим, без оказания какой-либо значимой помощи в расследовании. Кроме личных наблюдений, об этом свидетельствуют результаты опроса слушателей Новосибирского филиала Московской академии Следственного комитета, часть из которых невысоко оценивают вклад педагога или психолога в результаты получения пояснений от несовершеннолетнего <10>. На данное обстоятельство указывают и другие исследователи. Например, в ходе проведенного С.В. Тетюевым анкетирования 18% опрошенных следователей и дознавателей находят педагога и психолога близкими по своему процессуальному статусу к понятому <11>.
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Однако несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых способно оказать на него отрицательное влияние.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Однако несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых способно оказать на него отрицательное влияние.