Опорный банк для оБоронно-Промышленного комплекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Опорный банк для оБоронно-Промышленного комплекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<11> Согласно открытой информации, содержащейся в п. 1 и 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 2213-р "О признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 1135-р", с 1 января 2025 г. фактически термин "уполномоченный банк" перестанет применяться, так как с указанной даты единственной кредитной организацией, осуществляющей банковское сопровождение, является ПАО "Промсвязьбанк", которое одновременно является опорным банком оборонно-промышленного комплекса.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)<11> Согласно открытой информации, содержащейся в п. 1 и 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 2213-р "О признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 1135-р", с 1 января 2025 г. фактически термин "уполномоченный банк" перестанет применяться, так как с указанной даты единственной кредитной организацией, осуществляющей банковское сопровождение, является ПАО "Промсвязьбанк", которое одновременно является опорным банком оборонно-промышленного комплекса.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 3.1-2 комментируемой статьи также исключает из сферы действия данной части и ч. 3.1-1 данной статьи источник формирования КИ - опорный банк для оборонно-промышленного комплекса, определенный Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <62>. Согласно определению, данному в п. 4.3 ст. 3 названного Закона (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 517-ФЗ <63>), опорный банк для оборонно-промышленного комплекса - это являющееся уполномоченным банком публичное акционерное общество "Промсвязьбанк", 100% голосующих акций которого находится в собственности России. Там же установлено, что продажа и иные способы отчуждения указанных акций, а также передача их в залог и доверительное управление не допускается.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 3.1-2 комментируемой статьи также исключает из сферы действия данной части и ч. 3.1-1 данной статьи источник формирования КИ - опорный банк для оборонно-промышленного комплекса, определенный Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <62>. Согласно определению, данному в п. 4.3 ст. 3 названного Закона (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 517-ФЗ <63>), опорный банк для оборонно-промышленного комплекса - это являющееся уполномоченным банком публичное акционерное общество "Промсвязьбанк", 100% голосующих акций которого находится в собственности России. Там же установлено, что продажа и иные способы отчуждения указанных акций, а также передача их в залог и доверительное управление не допускается.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)3.1-2. Доля участия источников формирования кредитных историй, указанных в пунктах 1 и 2 части 3.1-1 настоящей статьи, в капитале одного из бюро кредитных историй, в которые такие источники кредитных историй представляют информацию, не должна превышать 10 процентов. Требования части 3.1-1 настоящей статьи и настоящей части не распространяются на источник формирования кредитной истории - опорный банк для оборонно-промышленного комплекса, определенный Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)3.1-2. Доля участия источников формирования кредитных историй, указанных в пунктах 1 и 2 части 3.1-1 настоящей статьи, в капитале одного из бюро кредитных историй, в которые такие источники кредитных историй представляют информацию, не должна превышать 10 процентов. Требования части 3.1-1 настоящей статьи и настоящей части не распространяются на источник формирования кредитной истории - опорный банк для оборонно-промышленного комплекса, определенный Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Статья: Особые условия допуска кредитных организаций к отдельным сферам экономической деятельности: к вопросу о понятии "уполномоченные банки"
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)В ст. 3 Закона N 275-ФЗ дается понятие уполномоченного банка, под которым понимается "банк, указанный в настоящем Федеральном законе, как опорный банк для оборонно-промышленного комплекса или определенный Правительством РФ в соответствии с данным Законом".
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)В ст. 3 Закона N 275-ФЗ дается понятие уполномоченного банка, под которым понимается "банк, указанный в настоящем Федеральном законе, как опорный банк для оборонно-промышленного комплекса или определенный Правительством РФ в соответствии с данным Законом".
Последние изменения: Банковское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, определено, что если банк исключен из категории уполномоченных банков, то следующий банк головной исполнитель выбирает по согласованию с госзаказчиком. Такой выбор не осуществляется, если Правительством РФ определено, что банковское сопровождение должно быть передано в опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (п. 1 ч. 3 ст. 8.13 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, определено, что если банк исключен из категории уполномоченных банков, то следующий банк головной исполнитель выбирает по согласованию с госзаказчиком. Такой выбор не осуществляется, если Правительством РФ определено, что банковское сопровождение должно быть передано в опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (п. 1 ч. 3 ст. 8.13 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Механизм формирования наблюдательного совета характеризуется принципом назначаемости: председатель и все его члены назначаются Правительством РФ или Президентом РФ (п. 3 ст. 8 Закона о ППК). Так, в состав наблюдательного совета ППК "ВСК" входят Министр обороны РФ, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ <166>, опорного банка для оборонно-промышленного комплекса, должностные лица из числа руководства Министерства обороны РФ, генеральный директор компании, являющийся членом наблюдательного совета компании по должности <167>. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством РФ, при этом в его состав не обязательно могут входить лица, замещающие государственные должности <168>. Состав наблюдательного совета ППК "РЭО" формируется из Заместителя Председателя Правительства РФ, Министра природных ресурсов и экологии РФ, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, первого заместителя Министра промышленности и торговли РФ и генерального директора ППК "РЭО" <169>. Таким образом, состав наблюдательного совета данной компании, в отличие от ППК "ВСК" и ППК "Фонд", не предусматривает наличие в нем кого-либо, кроме госслужащих, являющихся высшими должностными лицами Правительства РФ (за исключением генерального директора). Только по решению Правительства РФ или Президента РФ может быть осуществлено и досрочное прекращение полномочий председателя и других членов наблюдательного совета (п. 6 ст. 8 Закона о ППК). При этом досрочное прекращение полномочий членов-представителей государства дополнительно никак не регулируется, что порождает вопросы относительно их статуса в наблюдательном совете при освобождении таких лиц от занимаемой должности в органах государственной власти. Так, например, 19 февраля 2020 г. членами наблюдательного совета ППК "РЭО" сроком на три года назначены помимо прочих должностные лица - министр природных ресурсов и экологии РФ и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ <170>, а 9 ноября 2020 г. эти же должностные лица освобождены от указанных должностей министров <171>. В связи с чем неопределенным являлся их статус в качестве членов наблюдательного совета ППК "РЭО" до формирования наблюдательного совета уже в новом составе 18 декабря 2020 г. <172>. Принимая во внимание тот значимый круг вопросов, которые решает наблюдательный совет компании, представляется необходимым установление в Законе о ППК положений об автоматическом прекращении исполнения обязанностей члена наблюдательного совета, совмещающего государственную должность, при освобождении его от соответствующей государственной должности. Одновременно необходимо также установить обязанность Правительства РФ по формированию в определенный срок нового состава наблюдательного совета.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Механизм формирования наблюдательного совета характеризуется принципом назначаемости: председатель и все его члены назначаются Правительством РФ или Президентом РФ (п. 3 ст. 8 Закона о ППК). Так, в состав наблюдательного совета ППК "ВСК" входят Министр обороны РФ, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ <166>, опорного банка для оборонно-промышленного комплекса, должностные лица из числа руководства Министерства обороны РФ, генеральный директор компании, являющийся членом наблюдательного совета компании по должности <167>. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством РФ, при этом в его состав не обязательно могут входить лица, замещающие государственные должности <168>. Состав наблюдательного совета ППК "РЭО" формируется из Заместителя Председателя Правительства РФ, Министра природных ресурсов и экологии РФ, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, первого заместителя Министра промышленности и торговли РФ и генерального директора ППК "РЭО" <169>. Таким образом, состав наблюдательного совета данной компании, в отличие от ППК "ВСК" и ППК "Фонд", не предусматривает наличие в нем кого-либо, кроме госслужащих, являющихся высшими должностными лицами Правительства РФ (за исключением генерального директора). Только по решению Правительства РФ или Президента РФ может быть осуществлено и досрочное прекращение полномочий председателя и других членов наблюдательного совета (п. 6 ст. 8 Закона о ППК). При этом досрочное прекращение полномочий членов-представителей государства дополнительно никак не регулируется, что порождает вопросы относительно их статуса в наблюдательном совете при освобождении таких лиц от занимаемой должности в органах государственной власти. Так, например, 19 февраля 2020 г. членами наблюдательного совета ППК "РЭО" сроком на три года назначены помимо прочих должностные лица - министр природных ресурсов и экологии РФ и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ <170>, а 9 ноября 2020 г. эти же должностные лица освобождены от указанных должностей министров <171>. В связи с чем неопределенным являлся их статус в качестве членов наблюдательного совета ППК "РЭО" до формирования наблюдательного совета уже в новом составе 18 декабря 2020 г. <172>. Принимая во внимание тот значимый круг вопросов, которые решает наблюдательный совет компании, представляется необходимым установление в Законе о ППК положений об автоматическом прекращении исполнения обязанностей члена наблюдательного совета, совмещающего государственную должность, при освобождении его от соответствующей государственной должности. Одновременно необходимо также установить обязанность Правительства РФ по формированию в определенный срок нового состава наблюдательного совета.
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В-третьих, в сфере оборонного заказа также действует уполномоченный банк <7> - это опорный банк для оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время им является ПАО "Промсвязьбанк", находящееся в собственности РФ. Данный уполномоченный банк открывает счета, осуществляет расчеты и мониторинг расчетов по государственному оборонному заказу, передает информацию в единую информационную систему оборонного заказа, а также имеет право запрашивать информацию и документы у исполнителей, приостанавливать операции по счетам исполнителей в целях финансового мониторинга. Особенностью его правового статуса является необходимость наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ввиду специфики отношений, в которых он участвует.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В-третьих, в сфере оборонного заказа также действует уполномоченный банк <7> - это опорный банк для оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время им является ПАО "Промсвязьбанк", находящееся в собственности РФ. Данный уполномоченный банк открывает счета, осуществляет расчеты и мониторинг расчетов по государственному оборонному заказу, передает информацию в единую информационную систему оборонного заказа, а также имеет право запрашивать информацию и документы у исполнителей, приостанавливать операции по счетам исполнителей в целях финансового мониторинга. Особенностью его правового статуса является необходимость наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ввиду специфики отношений, в которых он участвует.