Лицензия на разработку вооружения и военной техники
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на разработку вооружения и военной техники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Согласование заключения контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчиком установлено требование о наличии у участника аукциона действующей лицензии...
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчиком установлено требование о наличии у участника аукциона действующей лицензии...
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 N 06АП-6150/2022 по делу N А73-13238/2022
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Само по себе осуществление закупки в рамках государственного оборонного заказа не свидетельствует о наличии у заказчика права требовать наличия лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Само по себе осуществление закупки в рамках государственного оборонного заказа не свидетельствует о наличии у заказчика права требовать наличия лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Основным конституирующим признаком для определения посреднической деятельности в отношении продукции военного назначения в соответствии с этой нормой являлось отсутствие лицензии Минэкономики России на производство вооружения и военной техники. Однако после выхода 30 июля 1994 г. Постановления Правительства РФ "О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники и боеприпасов" <109> не был запущен механизм реализации указанного Постановления, не детерминировано понятие "разработчик и производитель военной продукции", не определены критерии отнесения к ним юридических лиц, в результате чего вместо лицензий выдавались временные разрешения на производство вооружения и военной техники без проведения соответствующей аттестации. Имели место многочисленные случаи выдачи разрешений юридическим лицам, не имеющим абсолютно никаких производственных и технологических площадей для производства вооружения и военной техники и соответственно выступающим в рамках осуществления экспортной операции в отношении продукции военного назначения в качестве посредника между ГК "Росвооружение" и предприятием-производителем.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Основным конституирующим признаком для определения посреднической деятельности в отношении продукции военного назначения в соответствии с этой нормой являлось отсутствие лицензии Минэкономики России на производство вооружения и военной техники. Однако после выхода 30 июля 1994 г. Постановления Правительства РФ "О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники и боеприпасов" <109> не был запущен механизм реализации указанного Постановления, не детерминировано понятие "разработчик и производитель военной продукции", не определены критерии отнесения к ним юридических лиц, в результате чего вместо лицензий выдавались временные разрешения на производство вооружения и военной техники без проведения соответствующей аттестации. Имели место многочисленные случаи выдачи разрешений юридическим лицам, не имеющим абсолютно никаких производственных и технологических площадей для производства вооружения и военной техники и соответственно выступающим в рамках осуществления экспортной операции в отношении продукции военного назначения в качестве посредника между ГК "Росвооружение" и предприятием-производителем.
Статья: Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<16> См.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2020 г. N 2137 "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники".
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<16> См.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2020 г. N 2137 "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники".
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам лицензирования деятельности в сфере разработки, производства и обслуживания вооружения и военной техники (01.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам лицензирования деятельности в сфере разработки, производства и обслуживания вооружения и военной техники (01.11.2025)
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)<3> За исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов.
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)<3> За исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов.
Статья: О дополнительных выплатах военнослужащим: по материалам военно-судебной практики
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Правила) утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации с грифом ДСП. В соответствии с Правилами военнослужащим, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), в том числе совмещенные воинские должности, в наименовании которых первой воинской должностью является воинская должность водителя транспортных средств категорий "C", "D" и "CE", и имеющим право на управление этими транспортными средствами, за безаварийную эксплуатацию транспортных средств устанавливается надбавка в размере 30% к окладу по воинской должности на текущий год. Таким образом, выплата надбавки осуществляется водителям не всех транспортных средств, а лишь транспортных средств определенных категорий, к которым бронетранспортеры не относятся. Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ под указанными транспортными средствами понимаются лишь автомобили. Кроме того, из содержания п. 19 указанной статьи Федерального закона "О безопасности дорожного движения" следует, что к транспортным средствам категорий "В", "С" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям. Однако в соответствии с п. 66, 67 Перечня вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581 <13>, бронетранспортеры (БТР) отнесены к классам - "Класс 2350 Боевые, наступательные и тактические гусеничные машины" и "Класс 2355 Боевые, наступательные и тактические колесные машины".
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Правила) утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации с грифом ДСП. В соответствии с Правилами военнослужащим, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), в том числе совмещенные воинские должности, в наименовании которых первой воинской должностью является воинская должность водителя транспортных средств категорий "C", "D" и "CE", и имеющим право на управление этими транспортными средствами, за безаварийную эксплуатацию транспортных средств устанавливается надбавка в размере 30% к окладу по воинской должности на текущий год. Таким образом, выплата надбавки осуществляется водителям не всех транспортных средств, а лишь транспортных средств определенных категорий, к которым бронетранспортеры не относятся. Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ под указанными транспортными средствами понимаются лишь автомобили. Кроме того, из содержания п. 19 указанной статьи Федерального закона "О безопасности дорожного движения" следует, что к транспортным средствам категорий "В", "С" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям. Однако в соответствии с п. 66, 67 Перечня вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581 <13>, бронетранспортеры (БТР) отнесены к классам - "Класс 2350 Боевые, наступательные и тактические гусеничные машины" и "Класс 2355 Боевые, наступательные и тактические колесные машины".
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники и др.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники и др.