Оплата труда преподавателей вузов

Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда преподавателей вузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О некоторых проблемах нормативно-правового регулирования организации и функционирования сферы высшего образования
(Бланков А.С., Топоркова М.К.)
("Административное право и процесс", 2020, N 2)
Кроме того, за последний год в России на 15 - 19% подорожало образование - данные Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы. А если исходить из Приказа Минобрнауки РФ от января 2018 г., количество бюджетных мест в вузах на 2019/2020 учебный год сократится (по сравнению с 2018/2019 учебным годом) примерно на 50 тысяч. Среди причин этой тенденции называют конкуренцию между вузами, необходимость повышать зарплату преподавателям и уменьшение количества выпускников, желающих поступать в вузы. Между тем конкуренция должна работать не на повышение цены, а на ее понижение. А вот оплата труда преподавателей и впрямь одна из причин роста оплаты за обучение. Но не главная. Тем более что указ Президента (оплата труда преподавателей вузов должна быть на уровне двух средних по региону) на деле не исполняется.
Статья: О прекариатском праве и вузовском прекариате: научно-инструментальный, нормативно-правовой и морально-этический комментарий
(Чинчикова Г.Б.)
("Администратор суда", 2020, N 4)
Кроме того, всегда почиталась и незыблемая максима, имеющая предельный уровень обязательности в системе высшего образования: чем квалифицированнее преподаватель, тем выше он оплачивается. Так, в советскую эпоху был не только доступный порядок поступления в вузы, но и высокая заработная плата преподавателей. И долгое время это была эффективная, понятная и приятная форма вознаграждения, адекватная их квалификации, сложности и качеству выполняемой работы. Отказ же от советских стандартов детерминировал управленческий авторитаризм и волюнтаризм, кардинально изменил саму сущность аттестации и активации научно-педагогического состава, расширил диапазон произвола кадровых решений и масштаб их аморальности. Деспотизм и менторство администрации вуза, с одной стороны, бесправие и раболепство его сотрудников - с другой, явились еще одной современной вузовской кармой.

Нормативные акты

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013
"Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию"
Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счет бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 N 31-П
"По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского"
Не все, однако, видят в них прогресс просвещения. Кто-то решит, что непрерывный риск структурных перемен, не говоря уже о реальном их исполнении, лишает науку и профессиональное образование возможности поддерживать качество на достойном уровне. Так, не все считают полезным внедрение болонской системы, и многие предпочли бы без этого обойтись, как обошлись, например, немецкие университеты. Не каждый убежден, что от введения бакалавриата-магистратуры по болонским стандартам выросло качество образования и что теперь российские дипломы признают по международным стандартам, как того ожидали. Бессчетные же ресурсы, которые на это были потрачены, можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда. Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов.