Оплата медицинской помощи иностранными гражданами
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата медицинской помощи иностранными гражданами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).
Статья: Специфика административно-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В любом случае медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации <31>. Новеллой 2022 г. следует признать распространение действия законодательства об обязательном медицинском страховании на иностранцев, за которых страхователи уплачивали страховые взносы не менее трех лет. В то же время Правительством Российской Федерации могут устанавливаться исключения из общих правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, что, в частности, реализуется в отношении лиц, экстренно покинувших территорию иностранного государства до получения ими статуса беженца или временного переселенца <32>. Конечно, этот случай не подпадает под общее понятие экспорта медицинских услуг.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В любом случае медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации <31>. Новеллой 2022 г. следует признать распространение действия законодательства об обязательном медицинском страховании на иностранцев, за которых страхователи уплачивали страховые взносы не менее трех лет. В то же время Правительством Российской Федерации могут устанавливаться исключения из общих правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, что, в частности, реализуется в отношении лиц, экстренно покинувших территорию иностранного государства до получения ими статуса беженца или временного переселенца <32>. Конечно, этот случай не подпадает под общее понятие экспорта медицинских услуг.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"2.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья, сводит предоставленные медицинскими организациями данные по форме и заполняет: Раздел I "Медицинские организации по типам, организационно-правовым формам и формам собственности"; Раздел II таблица 2000 "Формирование и выполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи"; Раздел III таблица 3000 "Фактические объемы посещений при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и их финансирование", таблица 3001 "Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами"; Раздел V таблица 5000 "Объемы и финансирование бесплатного оказания медицинской помощи"; Раздел VI таблица 6000 "Расчетные и фактические показатели объема и финансового обеспечения специализированной медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, по профилям медицинской помощи", таблица 6100 "Расчетные и фактические показатели объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневных стационаров по профилям медицинской помощи"; Раздел VII таблица 7000 "Фактические показатели объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной по профилю "Медицинская реабилитация", Раздел VIII "Платные медицинские услуги, оказанные в том числе иностранным гражданам"; Раздел IX таблица 9000 "Расходы финансовых средств из различных источников финансирования"; Раздел X "Способы оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС", Раздел XI "Кадровое обеспечение медицинских организаций с учетом уровня оказания медицинской помощи", Раздел XII "Сведения об оказанной медицинской помощи, включая консультации, медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в ходе выездов в медицинские организации иных субъектов Российской Федерации"; согласовывает с территориальным фондом ОМС данные по Разделу I, Разделу II таблица 2000 (графы 11 - 16), Разделу III таблицы 3000, 3001, Разделу V таблица 5000, Разделу VI таблицы 6000, 6100, Разделу VII таблица 7000, Разделу IX таблица 9000, Разделу X и Разделу XII; формирует данные по форме по субъекту Российской Федерации и подтабличные строки отчета, и предоставляет в Минздрав России в срок до 25 марта после отчетного периода.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"2.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья, сводит предоставленные медицинскими организациями данные по форме и заполняет: Раздел I "Медицинские организации по типам, организационно-правовым формам и формам собственности"; Раздел II таблица 2000 "Формирование и выполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи"; Раздел III таблица 3000 "Фактические объемы посещений при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и их финансирование", таблица 3001 "Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами"; Раздел V таблица 5000 "Объемы и финансирование бесплатного оказания медицинской помощи"; Раздел VI таблица 6000 "Расчетные и фактические показатели объема и финансового обеспечения специализированной медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, по профилям медицинской помощи", таблица 6100 "Расчетные и фактические показатели объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневных стационаров по профилям медицинской помощи"; Раздел VII таблица 7000 "Фактические показатели объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной по профилю "Медицинская реабилитация", Раздел VIII "Платные медицинские услуги, оказанные в том числе иностранным гражданам"; Раздел IX таблица 9000 "Расходы финансовых средств из различных источников финансирования"; Раздел X "Способы оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС", Раздел XI "Кадровое обеспечение медицинских организаций с учетом уровня оказания медицинской помощи", Раздел XII "Сведения об оказанной медицинской помощи, включая консультации, медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в ходе выездов в медицинские организации иных субъектов Российской Федерации"; согласовывает с территориальным фондом ОМС данные по Разделу I, Разделу II таблица 2000 (графы 11 - 16), Разделу III таблицы 3000, 3001, Разделу V таблица 5000, Разделу VI таблицы 6000, 6100, Разделу VII таблица 7000, Разделу IX таблица 9000, Разделу X и Разделу XII; формирует данные по форме по субъекту Российской Федерации и подтабличные строки отчета, и предоставляет в Минздрав России в срок до 25 марта после отчетного периода.
Федеральный закон от 17.02.2023 N 16-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"6.1. В 2025 году уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, указанных в части 6 настоящей статьи, осуществляется ежемесячно из бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на указанные цели законами о бюджетах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, рассчитанного в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты ежемесячного обязательного платежа считается следующий за ним рабочий день.
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"6.1. В 2025 году уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, указанных в части 6 настоящей статьи, осуществляется ежемесячно из бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на указанные цели законами о бюджетах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, рассчитанного в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты ежемесячного обязательного платежа считается следующий за ним рабочий день.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По вопросам уплаты страховых взносов на медицинское и социальное страхование принимаются ведомственные нормативные и индивидуальные акты, например Письмо Федеральной налоговой службы России от 18.09.2018 N БС-4-11/18219@ "Об исчислении страховых взносов с сумм выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, отбывающим наказание в виде лишения свободы" и др. Но есть и категории осужденных, расходы на медицинские услуги которых финансируются исключительно за счет бюджетных средств <27>.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По вопросам уплаты страховых взносов на медицинское и социальное страхование принимаются ведомственные нормативные и индивидуальные акты, например Письмо Федеральной налоговой службы России от 18.09.2018 N БС-4-11/18219@ "Об исчислении страховых взносов с сумм выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, отбывающим наказание в виде лишения свободы" и др. Но есть и категории осужденных, расходы на медицинские услуги которых финансируются исключительно за счет бюджетных средств <27>.
Статья: Актуальные аспекты организации медицинской помощи российским туристам за рубежом
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)<3> Gesetz uber die Gewahrung von Leistungen an Asylbewerber (AsylbLG), § 4, Германия - ограничение предоставления бесплатной медицинской помощи просителям убежища экстренными случаями.
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)<3> Gesetz uber die Gewahrung von Leistungen an Asylbewerber (AsylbLG), § 4, Германия - ограничение предоставления бесплатной медицинской помощи просителям убежища экстренными случаями.
Готовое решение: Как оформить и продлить разрешение на работу иностранному высококвалифицированному специалисту (ВКС)
(КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что ВКС, временно пребывающий на территории РФ, и прибывшие с ним неработающие члены семьи (иностранные граждане) должны быть обеспечены медицинской помощью. В указанном договоре должно быть предусмотрено условие о таком обеспечении в течение срока действия договора. Данное право может обеспечиваться одним из следующих способов:
(КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что ВКС, временно пребывающий на территории РФ, и прибывшие с ним неработающие члены семьи (иностранные граждане) должны быть обеспечены медицинской помощью. В указанном договоре должно быть предусмотрено условие о таком обеспечении в течение срока действия договора. Данное право может обеспечиваться одним из следующих способов:
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Согласимся с тем, что главной задачей общества является обеспечение управления миграцией, с помощью которого достигается ее положительный эффект и сводятся к минимуму ее потенциально негативные последствия. Эта задача связана с разработкой четких законов и административных мер, направленных на то, чтобы перемещение населения было взаимовыгодным для мигрантов, общества и государства <3>. Согласно проводимым социологическим исследованиям важными составляющими для успешной интеграции мигрантов являются легальное положение в стране, знание языка, достойные условия труда <4>. Однако лица, незаконно находящиеся в России, не способны ассимилироваться в российское общество ввиду того, что лишены доступа ко многим правам (на медицинскую помощь, соблюдение условий труда, включая достойную оплату и др.) и не подконтрольны государству, политика которого направлена как на адаптацию и интеграцию мигрантов, способных принести пользу российскому обществу, так и на применение различных мер принуждения к тем, кто несет определенные риски национальной безопасности. Ситуация с незаконно находящимися в стране иностранными гражданами таит в себе ряд серьезных последствий: распространение эпидемий, учитывая плотность проживания мигрантов и отсутствие доступа к системе здравоохранения, их вербовка террористическими организациями, межнациональные конфликты и т.д. Именно институт миграционной амнистии призван вывести из тени тех, кто в нарушение закона пребывает на территории Российской Федерации, но при этом не представляет собой угрозы интересам и безопасности страны, с предоставлением им права выступать в правоотношениях в качестве иностранных граждан или лиц без гражданства с возложением определенных обязанностей.
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Согласимся с тем, что главной задачей общества является обеспечение управления миграцией, с помощью которого достигается ее положительный эффект и сводятся к минимуму ее потенциально негативные последствия. Эта задача связана с разработкой четких законов и административных мер, направленных на то, чтобы перемещение населения было взаимовыгодным для мигрантов, общества и государства <3>. Согласно проводимым социологическим исследованиям важными составляющими для успешной интеграции мигрантов являются легальное положение в стране, знание языка, достойные условия труда <4>. Однако лица, незаконно находящиеся в России, не способны ассимилироваться в российское общество ввиду того, что лишены доступа ко многим правам (на медицинскую помощь, соблюдение условий труда, включая достойную оплату и др.) и не подконтрольны государству, политика которого направлена как на адаптацию и интеграцию мигрантов, способных принести пользу российскому обществу, так и на применение различных мер принуждения к тем, кто несет определенные риски национальной безопасности. Ситуация с незаконно находящимися в стране иностранными гражданами таит в себе ряд серьезных последствий: распространение эпидемий, учитывая плотность проживания мигрантов и отсутствие доступа к системе здравоохранения, их вербовка террористическими организациями, межнациональные конфликты и т.д. Именно институт миграционной амнистии призван вывести из тени тех, кто в нарушение закона пребывает на территории Российской Федерации, но при этом не представляет собой угрозы интересам и безопасности страны, с предоставлением им права выступать в правоотношениях в качестве иностранных граждан или лиц без гражданства с возложением определенных обязанностей.
Статья: Переводчик - новый участник правоотношений в сфере охраны здоровья?
(Мохов А.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В случае появления в законодательстве об охране здоровья граждан переводчика придется решать вопрос об оплате его услуг. В настоящее время представляется маловероятным формирование специализированных медицинских организаций, полностью либо в значительной мере ориентированных на обслуживание лиц, не владеющих в достаточной мере языком для осуществления лечебно-диагностических мероприятий. Но при их создании в штате организаций могут появиться переводчики. Даже если такие организации и появятся (например, в местах компактного пребывания, проживания иностранных граждан, лиц без гражданства и других нуждающихся в оказании медицинской помощи), они не решат нарастающей проблемы в целом. Практическая потребность в услугах переводчика может возникнуть в любой точке страны, в любой медицинской организации. Следовательно, нужно исходить из того, что работа переводчика не будет входить в круг служебных обязанностей привлекаемого к переводу лица. Тогда возникает вопрос компенсации за оказанные услуги. Здесь могут быть различные варианты решения.
(Мохов А.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В случае появления в законодательстве об охране здоровья граждан переводчика придется решать вопрос об оплате его услуг. В настоящее время представляется маловероятным формирование специализированных медицинских организаций, полностью либо в значительной мере ориентированных на обслуживание лиц, не владеющих в достаточной мере языком для осуществления лечебно-диагностических мероприятий. Но при их создании в штате организаций могут появиться переводчики. Даже если такие организации и появятся (например, в местах компактного пребывания, проживания иностранных граждан, лиц без гражданства и других нуждающихся в оказании медицинской помощи), они не решат нарастающей проблемы в целом. Практическая потребность в услугах переводчика может возникнуть в любой точке страны, в любой медицинской организации. Следовательно, нужно исходить из того, что работа переводчика не будет входить в круг служебных обязанностей привлекаемого к переводу лица. Тогда возникает вопрос компенсации за оказанные услуги. Здесь могут быть различные варианты решения.
Ситуация: Как и куда встать на учет по беременности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К застрахованным лицам, имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, относятся также временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением отдельных категорий указанных лиц) при условии уплаты за них страхователями страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет (п. 7 ст. 3, ч. 1.1 ст. 10, ч. 1.1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К застрахованным лицам, имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, относятся также временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением отдельных категорий указанных лиц) при условии уплаты за них страхователями страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет (п. 7 ст. 3, ч. 1.1 ст. 10, ч. 1.1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
Вопрос: О представлении временно пребывающим в РФ гражданином Республики Беларусь, являющимся ВКС, полиса ДМС при трудоустройстве.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Право на бесплатную медицинскую помощь временно пребывающие иностранцы получат при условии, что работодатель выплачивает взносы как минимум три года. Такие правила установили в ч. 1.1 ст. 10 и ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Право на бесплатную медицинскую помощь временно пребывающие иностранцы получат при условии, что работодатель выплачивает взносы как минимум три года. Такие правила установили в ч. 1.1 ст. 10 и ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Вопрос: Может ли гражданин Белоруссии, зарегистрированный на территории РФ как самозанятый, получить полис обязательного медицинского страхования? Если может, то как его получить?
(Консультация эксперта, 2023)К застрахованным лицам помимо граждан РФ относятся, в частности, работающие по трудовому договору иностранные граждане (за некоторым исключением), постоянно или временно проживающие в РФ, а также временно пребывающие на территории РФ. При этом временно пребывающим в РФ иностранцам предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь (ч. 1, 1.1 ст. 10, ч. 1, 1.1 ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ; п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 19, ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. п. 3, 4(1), 5, 6 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
(Консультация эксперта, 2023)К застрахованным лицам помимо граждан РФ относятся, в частности, работающие по трудовому договору иностранные граждане (за некоторым исключением), постоянно или временно проживающие в РФ, а также временно пребывающие на территории РФ. При этом временно пребывающим в РФ иностранцам предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь (ч. 1, 1.1 ст. 10, ч. 1, 1.1 ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ; п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 19, ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. п. 3, 4(1), 5, 6 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
Вопрос: Могут ли в 2023 г. временно пребывающие иностранные работники с патентами получать полис обязательного медицинского страхования (ОМС)? Нужен ли им в 2023 г. полис добровольного медицинского страхования (ДМС) при трудоустройстве?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, непосредственно для трудоустройства временно пребывающего в РФ иностранного гражданина с патентом с 2023 г. полис ДМС не нужен. При этом обратиться за бесплатной медицинской помощью в рамках обязательного медицинского страхования указанные иностранные граждане смогут по истечении 3 лет, на протяжении которых работодатель будет уплачивать за них страховые взносы на ОМС.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, непосредственно для трудоустройства временно пребывающего в РФ иностранного гражданина с патентом с 2023 г. полис ДМС не нужен. При этом обратиться за бесплатной медицинской помощью в рамках обязательного медицинского страхования указанные иностранные граждане смогут по истечении 3 лет, на протяжении которых работодатель будет уплачивать за них страховые взносы на ОМС.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Такое же право предоставлено временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Такое же право предоставлено временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь. Иные правила могут быть установлены международными договорами РФ (ч. 3 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 2 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 10, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3 - 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 631).