Оплата дополнительных работ по муниципальному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата дополнительных работ по муниципальному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 77-3856/2023 (УИД 77RS0029-02-2020-001884-20)
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Акты оставлены без изменения.В этой связи судебными инстанциями правомерно отмечено, что решение Арбитражного суда <адрес> о взыскании с МКУ г.о. Химки "УКС" в пользу ООО "ТП ХОНКО" задолженности по оплате стоимости дополнительно выполненных работ по муниципальному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ не имеет преюдициального значения для данного уголовного дела, поскольку оно принято по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему уголовному делу.
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Акты оставлены без изменения.В этой связи судебными инстанциями правомерно отмечено, что решение Арбитражного суда <адрес> о взыскании с МКУ г.о. Химки "УКС" в пользу ООО "ТП ХОНКО" задолженности по оплате стоимости дополнительно выполненных работ по муниципальному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ не имеет преюдициального значения для данного уголовного дела, поскольку оно принято по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему уголовному делу.
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд для государственных или муниципальных нужд: Подрядчик хочет взыскать оплату за выполненные дополнительные работы, производство которых не было согласовано
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик не оплатил дополнительные работы по контракту, выполнение которых не предусмотрено сметой к контракту, но являлось обязательным в соответствии с проектной документацией.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик не оплатил дополнительные работы по контракту, выполнение которых не предусмотрено сметой к контракту, но являлось обязательным в соответствии с проектной документацией.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Несет ли заказчик ответственность по договору субподряда вместе с генподрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, доводы сторон, суды не установили оснований для вывода о том, что на стороне ответчика возникла обязанность по оплате дополнительных работ, выполненных ГУП "Оренбургремдорстрой" на основании и в рамках договора субподряда от 14.09.2020 N 02-13/88с, заключенного с обществом "ГП ДорстройУфа", при отсутствии заключенного муниципального контракта с УСДХ Администрации г. Оренбурга, с учетом чего правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании с УСДХ Администрации г. Оренбурга задолженности по оплате работ по устройству дорожной одежды автомобильной дороги (проезжая часть) по ул. Аксакова г. Оренбурга в сумме 7 462 446 руб..."
Несет ли заказчик ответственность по договору субподряда вместе с генподрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, доводы сторон, суды не установили оснований для вывода о том, что на стороне ответчика возникла обязанность по оплате дополнительных работ, выполненных ГУП "Оренбургремдорстрой" на основании и в рамках договора субподряда от 14.09.2020 N 02-13/88с, заключенного с обществом "ГП ДорстройУфа", при отсутствии заключенного муниципального контракта с УСДХ Администрации г. Оренбурга, с учетом чего правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании с УСДХ Администрации г. Оренбурга задолженности по оплате работ по устройству дорожной одежды автомобильной дороги (проезжая часть) по ул. Аксакова г. Оренбурга в сумме 7 462 446 руб..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ) содержится указание на то, что с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ) содержится указание на то, что с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)2. Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, то последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)2. Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, то последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Свидетельствует ли фактическое выполнение работ подрядчиком о согласовании сторонами предмета договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание выводы экспертного заключения, которым подтверждена стоимость работ, выполненных на объекте, согласно условиям выполнения работ на строительство автомобильной дороги по ул. Агапкина на участке от ул. Рылеева до ул. Советской в г. Тамбове, учитывая, что оснований для взыскания стоимости дополнительно выполненных работ, в отсутствие их согласования с ООО "Строй НЭС-АБ" не имеется, исходя из того, что спорные работы сданы заказчику и им оплачены, цель муниципального контракта достигнута, работы имеют для заказчика потребительскую ценность, претензий по объему и качеству данных работ заказчиком в адрес подрядчика не направлялось, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к верному выводу о наличии в рассматриваем случае оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в размере 8 480 709 руб. (25 480 709,00 - 17 000 000,00)..."
Свидетельствует ли фактическое выполнение работ подрядчиком о согласовании сторонами предмета договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание выводы экспертного заключения, которым подтверждена стоимость работ, выполненных на объекте, согласно условиям выполнения работ на строительство автомобильной дороги по ул. Агапкина на участке от ул. Рылеева до ул. Советской в г. Тамбове, учитывая, что оснований для взыскания стоимости дополнительно выполненных работ, в отсутствие их согласования с ООО "Строй НЭС-АБ" не имеется, исходя из того, что спорные работы сданы заказчику и им оплачены, цель муниципального контракта достигнута, работы имеют для заказчика потребительскую ценность, претензий по объему и качеству данных работ заказчиком в адрес подрядчика не направлялось, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к верному выводу о наличии в рассматриваем случае оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в размере 8 480 709 руб. (25 480 709,00 - 17 000 000,00)..."
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако в исключительных случаях судебная практика допускает возможность удовлетворения требований об оплате согласованных с заказчиком дополнительных работ по государственному контракту, в том числе и в размере увеличения объема работ по государственному (муниципальному) контракту более чем на 10% от цены контракта.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако в исключительных случаях судебная практика допускает возможность удовлетворения требований об оплате согласованных с заказчиком дополнительных работ по государственному контракту, в том числе и в размере увеличения объема работ по государственному (муниципальному) контракту более чем на 10% от цены контракта.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В связи с этим представляются совершенно справедливыми рассуждения АС Уральского округа в Постановлении от 30.05.2017 N Ф09-2976/17 по делу N А60-42958/2016: "Приняв во внимание предмет муниципального контракта, предусматривающий проектирование и строительство объекта на условиях "под ключ"... суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные работы не являются дополнительными по смыслу ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изначально должны быть предусмотрены проектно-сметной документацией и подлежали оплате в пределах установленной твердой цены контракта".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В связи с этим представляются совершенно справедливыми рассуждения АС Уральского округа в Постановлении от 30.05.2017 N Ф09-2976/17 по делу N А60-42958/2016: "Приняв во внимание предмет муниципального контракта, предусматривающий проектирование и строительство объекта на условиях "под ключ"... суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные работы не являются дополнительными по смыслу ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изначально должны быть предусмотрены проектно-сметной документацией и подлежали оплате в пределах установленной твердой цены контракта".
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу по трудовому договору главного бухгалтера
(КонсультантПлюс, 2025)Да, при заключении трудового договора с главным бухгалтером учтите особенности, касающиеся установления такому работнику испытательного срока, условия о сроке трудового договора, если заключаете его на определенный срок, а в некоторых случаях и условий оплаты труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, при заключении трудового договора с главным бухгалтером учтите особенности, касающиеся установления такому работнику испытательного срока, условия о сроке трудового договора, если заключаете его на определенный срок, а в некоторых случаях и условий оплаты труда.
Статья: Участник закупки - "упрощенец": что нужно знать заказчику?
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации работ налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму НДС.
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации работ налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму НДС.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с заказчика стоимость удорожания работ, если нет соглашения об увеличении цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не доказал, что соблюдены условия п. 2 Постановления N 1315. Обязательства выполнены в полном объеме, заказчик оплатил работы. Нет доказательств, что из бюджета были выделены дополнительные лимиты. Стороны не заключали соглашение об изменении цены контракта. Подрядчик выполнял работы без дополнительного финансирования на свой риск. Не доказано, что при выполнении работ подрядчику недоставало денежных средств и он не мог исполнить контракт из-за удорожания материалов.
Можно ли взыскать с заказчика стоимость удорожания работ, если нет соглашения об увеличении цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не доказал, что соблюдены условия п. 2 Постановления N 1315. Обязательства выполнены в полном объеме, заказчик оплатил работы. Нет доказательств, что из бюджета были выделены дополнительные лимиты. Стороны не заключали соглашение об изменении цены контракта. Подрядчик выполнял работы без дополнительного финансирования на свой риск. Не доказано, что при выполнении работ подрядчику недоставало денежных средств и он не мог исполнить контракт из-за удорожания материалов.
Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами
(КонсультантПлюс, 2025)Педагогу можно поручить дополнительную работу в его рабочее время за дополнительную оплату. А также с ним можно заключить трудовой договор по совместительству. Есть виды работ педагогов, для которых не требуется оформлять совместительство (например, заведование кабинетом без занятия штатной должности).
(КонсультантПлюс, 2025)Педагогу можно поручить дополнительную работу в его рабочее время за дополнительную оплату. А также с ним можно заключить трудовой договор по совместительству. Есть виды работ педагогов, для которых не требуется оформлять совместительство (например, заведование кабинетом без занятия штатной должности).