Оператор железнодорожного подвижного состава
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор железнодорожного подвижного состава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 801 "Договор транспортной экспедиции" ГК РФПолучение грузоотправителями, направившими в адрес ответчика грузы с использованием вагонов, предоставленных лицами, получившими эти вагоны от истца на основании договоров об оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, не свидетельствует об утрате истцом статуса владельца вагонов и, соответственно, оператора железнодорожного подвижного состава на период использования соответствующих вагонов грузоотправителями для доставки груза грузополучателю, поскольку такой статус не зависит от волеизъявления лиц, участвующих в перевозочном процессе на основании договоров, порождающих лишь обязательственные отношения, и не создает у таких лиц правомочий по распоряжению вагонами, необходимых для самостоятельного оказания услуг как оператором подвижного железнодорожного состава.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""По смыслу статей 55, 56, 58 и 60 УЖТ, пунктов 1.3, 2.1, 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), оператор железнодорожного подвижного состава, не являющийся ни владельцем локомотива, ни владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования, ни грузоотправителем, ни грузополучателем, не может являться стороной договоров, перечисленных в части 6 статьи 62 УЖТ (определения от 18.05.2023 Верховного Суда Российской Федерации N 306-ЭС23-1794, N 307-ЭС23-697, от 28.09.2023 N 309-ЭС23-8978).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Транспортная экспедиция или предоставление железнодорожного подвижного состава. Субъектный состав и исковая давность
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В 2003 году в отношениях по перевозке появилась фигура оператора железнодорожного подвижного состава. Позитивное право не определило отличительные черты нового субъекта, что очевидно привело к смешению статуса оператора с иными участниками перевозочных правоотношений. Наиболее острым стал вопрос исковой давности по требованиям операторов. Верховный Суд попытался решить вопрос и для разграничения правовых режимов предоставления подвижного состава (функция оператора) и транспортно-экспедиционного обслуживания (функция экспедитора) выдвинул так называемый функциональный подход. В статье критикуется данный подход и предлагается альтернативное решение.
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)В 2003 году в отношениях по перевозке появилась фигура оператора железнодорожного подвижного состава. Позитивное право не определило отличительные черты нового субъекта, что очевидно привело к смешению статуса оператора с иными участниками перевозочных правоотношений. Наиболее острым стал вопрос исковой давности по требованиям операторов. Верховный Суд попытался решить вопрос и для разграничения правовых режимов предоставления подвижного состава (функция оператора) и транспортно-экспедиционного обслуживания (функция экспедитора) выдвинул так называемый функциональный подход. В статье критикуется данный подход и предлагается альтернативное решение.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;
Статья: К вопросу о системе договоров перевозок пассажиров и багажа легковыми такси
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Функции исполнителя во многом схожи с функциями оператора железнодорожного подвижного состава, поскольку в обоих случаях речь идет о передаче транспортных средств от лица, которое владеет ими на законных основаниях, перевозчику, у которого собственные транспортные средства для осуществления перевозки отсутствуют. Если исходить из необходимости унификации транспортного законодательства, а такая необходимость существует, то логичным было бы использование единого понятийного аппарата. В данном конкретном случае в качестве исполнителя целесообразно на всех видах транспорта рассматривать оператора подвижного состава.
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Функции исполнителя во многом схожи с функциями оператора железнодорожного подвижного состава, поскольку в обоих случаях речь идет о передаче транспортных средств от лица, которое владеет ими на законных основаниях, перевозчику, у которого собственные транспортные средства для осуществления перевозки отсутствуют. Если исходить из необходимости унификации транспортного законодательства, а такая необходимость существует, то логичным было бы использование единого понятийного аппарата. В данном конкретном случае в качестве исполнителя целесообразно на всех видах транспорта рассматривать оператора подвижного состава.
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<18> См.: Белик И.А. Мультиплицирование требований оператора железнодорожного подвижного состава в связи с задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой // Транспортное право. 2022. N 1. С. 24.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<18> См.: Белик И.А. Мультиплицирование требований оператора железнодорожного подвижного состава в связи с задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой // Транспортное право. 2022. N 1. С. 24.
Статья: Законная неустойка за просрочку доставки грузов и порожних вагонов
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)7. Андреев С.В. Правовое регулирование деятельности оператора железнодорожного подвижного состава: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 236 с.
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)7. Андреев С.В. Правовое регулирование деятельности оператора железнодорожного подвижного состава: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 236 с.
Статья: Понятие транспортной организации
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)На наш взгляд, поскольку эти вспомогательные услуги напрямую связаны с самим перевозочным процессом, его осуществление без них порой становится невозможным, то организации, для которых оказание подобных услуг является основным видом деятельности, могут называться транспортными. Аналогичная ситуация обстоит с операторами железнодорожного подвижного состава, операторами морского порта, диспетчерами высокоавтоматизированных транспортных средств, службой заказа легкового такси, операторами платной автомобильной дороги и т.п. Здесь же можно упомянуть и услуги по погрузке, выгрузке. Лиц, одним из основных видов деятельности которых является оказание данных услуг, следует относить к транспортным организациям. Иными словами, речь идет об обязательной привязке деятельности лица к перевозочному процессу (транспортная организация как непосредственно перевозчик либо как лицо, способствующее реализации перевозочного процесса).
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)На наш взгляд, поскольку эти вспомогательные услуги напрямую связаны с самим перевозочным процессом, его осуществление без них порой становится невозможным, то организации, для которых оказание подобных услуг является основным видом деятельности, могут называться транспортными. Аналогичная ситуация обстоит с операторами железнодорожного подвижного состава, операторами морского порта, диспетчерами высокоавтоматизированных транспортных средств, службой заказа легкового такси, операторами платной автомобильной дороги и т.п. Здесь же можно упомянуть и услуги по погрузке, выгрузке. Лиц, одним из основных видов деятельности которых является оказание данных услуг, следует относить к транспортным организациям. Иными словами, речь идет об обязательной привязке деятельности лица к перевозочному процессу (транспортная организация как непосредственно перевозчик либо как лицо, способствующее реализации перевозочного процесса).
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)операторы железнодорожного подвижного состава;
(КонсультантПлюс, 2025)операторы железнодорожного подвижного состава;
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: основные направления реформирования
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Перестройка отмечается и в системе железнодорожных перевозок. Преобразования существенно усложнили систему вспомогательных отношений, уже через несколько лет после начала структурной реформы можно было подтвердить наличие 20 в достаточной мере самостоятельных отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом <3>. Появление на рынке транспортных услуг самостоятельного субъекта - оператора железнодорожного подвижного состава - создало такую модель правового регулирования грузоперевозок, какая ранее не была известна отечественному железнодорожному праву.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Перестройка отмечается и в системе железнодорожных перевозок. Преобразования существенно усложнили систему вспомогательных отношений, уже через несколько лет после начала структурной реформы можно было подтвердить наличие 20 в достаточной мере самостоятельных отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом <3>. Появление на рынке транспортных услуг самостоятельного субъекта - оператора железнодорожного подвижного состава - создало такую модель правового регулирования грузоперевозок, какая ранее не была известна отечественному железнодорожному праву.
Статья: Модели регулирования перевозок железнодорожным транспортом: сравнительный анализ
(Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)
("Транспортное право", 2021, N 2)1. ОАО "РЖД" владеет локомотивами, с помощью которых приводится в движение весь железнодорожный подвижной состав, в понятие которого наряду с локомотивами включаются грузовые вагоны (ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте). Однако грузовые вагоны могут находиться в собственности или ином праве не только у ОАО "РЖД", но и у иных лиц - операторов железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые оказывают юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. Несмотря на то что часть транспортного средства (подвижного состава) может и не принадлежать ОАО "РЖД" и предоставляться грузоотправителю по иному договору (не договору перевозки грузов), такое "расщепление" не лишает ОАО "РЖД" статуса монополиста в сфере осуществления перевозок.
(Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)
("Транспортное право", 2021, N 2)1. ОАО "РЖД" владеет локомотивами, с помощью которых приводится в движение весь железнодорожный подвижной состав, в понятие которого наряду с локомотивами включаются грузовые вагоны (ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте). Однако грузовые вагоны могут находиться в собственности или ином праве не только у ОАО "РЖД", но и у иных лиц - операторов железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые оказывают юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. Несмотря на то что часть транспортного средства (подвижного состава) может и не принадлежать ОАО "РЖД" и предоставляться грузоотправителю по иному договору (не договору перевозки грузов), такое "расщепление" не лишает ОАО "РЖД" статуса монополиста в сфере осуществления перевозок.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)1. Часть 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) была принята в период действия монополии перевозчика на предоставление подвижного состава и обеспечивала защиту интересов этого лица как владельца вагонов. После структурной реформы на железнодорожном транспорте, в результате которой грузовой вагонный парк перевозчика был передан в собственность частных независимых компаний, а в УЖТ введено понятие "оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров", указанная норма не может быть применена в ее буквальном истолковании. В такой ситуации Президиумом ВС РФ сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой права оператора подвижного состава не должны отличаться от прав перевозчика (как владельца вагона) на взыскание штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 62 УЖТ, за задержку такого вагона под погрузкой или выгрузкой (п. 14 Обзора судебной практики от 20 декабря 2017 года).
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)1. Часть 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) была принята в период действия монополии перевозчика на предоставление подвижного состава и обеспечивала защиту интересов этого лица как владельца вагонов. После структурной реформы на железнодорожном транспорте, в результате которой грузовой вагонный парк перевозчика был передан в собственность частных независимых компаний, а в УЖТ введено понятие "оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров", указанная норма не может быть применена в ее буквальном истолковании. В такой ситуации Президиумом ВС РФ сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой права оператора подвижного состава не должны отличаться от прав перевозчика (как владельца вагона) на взыскание штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 62 УЖТ, за задержку такого вагона под погрузкой или выгрузкой (п. 14 Обзора судебной практики от 20 декабря 2017 года).
Статья: ЕТД-2025: новая обязательная первичка для бухгалтера. Когда и как ее применять?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Перевозка в прямом смешанном сообщении - это перевозка грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по ЕТД (п. 1 ст. 1 Закона N 288-ФЗ). Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения между участниками определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Оно заключается между участниками перевозок - перевозчиками, владельцами инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторами - и иными участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Перевозка в прямом смешанном сообщении - это перевозка грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по ЕТД (п. 1 ст. 1 Закона N 288-ФЗ). Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения между участниками определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Оно заключается между участниками перевозок - перевозчиками, владельцами инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторами - и иными участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок.
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В рамках настоящей статьи следует обратить внимание еще на одну особенность предъявления оператором подвижного состава иска о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ. В отличие от иска о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии с условиями договора, в иске о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператор подвижного состава должен доказать, что он является оператором подвижного состава. Определение оператора имеется в ст. 2 Устава ЖДТ: оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. Основополагающим условием является "владение вагонами", что и должен в исковом заявлении подтвердить истец. Документами, подтверждающими владение вагонами, могут являться договоры купли-продажи, договоры аренды, договоры финансовой аренды, справки ГВЦ. Отсутствие документов, подтверждающих право оператора подвижного состава владения вагонами, влечет отказ в удовлетворении его требований. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.08.2021 по делу N А19-814/2019 отказал в удовлетворении кассационной жалобы оператора подвижного состава о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, указав, что истец не доказал наличие статуса оператора подвижного состава по смыслу ст. 2 Устава ЖДТ, хотя в части транспортных железнодорожных накладных стояла отметка о принадлежности используемых вагонов истцу.
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В рамках настоящей статьи следует обратить внимание еще на одну особенность предъявления оператором подвижного состава иска о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ. В отличие от иска о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии с условиями договора, в иске о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператор подвижного состава должен доказать, что он является оператором подвижного состава. Определение оператора имеется в ст. 2 Устава ЖДТ: оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. Основополагающим условием является "владение вагонами", что и должен в исковом заявлении подтвердить истец. Документами, подтверждающими владение вагонами, могут являться договоры купли-продажи, договоры аренды, договоры финансовой аренды, справки ГВЦ. Отсутствие документов, подтверждающих право оператора подвижного состава владения вагонами, влечет отказ в удовлетворении его требований. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.08.2021 по делу N А19-814/2019 отказал в удовлетворении кассационной жалобы оператора подвижного состава о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, указав, что истец не доказал наличие статуса оператора подвижного состава по смыслу ст. 2 Устава ЖДТ, хотя в части транспортных железнодорожных накладных стояла отметка о принадлежности используемых вагонов истцу.