Оказание бесплатной юридической помощи гражданам
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание бесплатной юридической помощи гражданам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых антизаконных методах взыскания просроченной задолженности как обосновании необходимости усовершенствования систем бесплатной юридической помощи
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Автор статьи анализирует некоторые методы взыскания просроченной задолженности для обоснования необходимости усовершенствования систем бесплатной юридической помощи. Автором поставлена задача провести собственное исследование, в результате которого сделан вывод о необходимости достижения повышения социальной и правовой защищенности граждан посредством усовершенствования системы бесплатной юридической помощи, определения порядка оказания бесплатной юридической помощи гражданам в случае взаимодействия с ними лиц, перечень которых определен действующим законодательством (и/или неустановленных лиц), с целью взыскания просроченной задолженности (их либо третьих лиц), в том числе отнеся подобные факты к экстренным случаям бесплатной юридической помощи каждому обратившемуся. Поскольку тема настоящей статьи достаточно специфична и не подвергалась ранее детальному изучению, автором изначально определена методология исследования: общенаучные методы (например, логический), частнонаучные методы (например, метод конкретно-социологических исследований (сбор, анализ, обработка правовой информации), математический метод (исследование статистики по направлению деятельности), специально-научные методы (например, толкование правовых текстов и норм).
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Автор статьи анализирует некоторые методы взыскания просроченной задолженности для обоснования необходимости усовершенствования систем бесплатной юридической помощи. Автором поставлена задача провести собственное исследование, в результате которого сделан вывод о необходимости достижения повышения социальной и правовой защищенности граждан посредством усовершенствования системы бесплатной юридической помощи, определения порядка оказания бесплатной юридической помощи гражданам в случае взаимодействия с ними лиц, перечень которых определен действующим законодательством (и/или неустановленных лиц), с целью взыскания просроченной задолженности (их либо третьих лиц), в том числе отнеся подобные факты к экстренным случаям бесплатной юридической помощи каждому обратившемуся. Поскольку тема настоящей статьи достаточно специфична и не подвергалась ранее детальному изучению, автором изначально определена методология исследования: общенаучные методы (например, логический), частнонаучные методы (например, метод конкретно-социологических исследований (сбор, анализ, обработка правовой информации), математический метод (исследование статистики по направлению деятельности), специально-научные методы (например, толкование правовых текстов и норм).
Статья: Государственные юридические бюро как основные участники системы бесплатной юридической помощи в России
(Мамедова О.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Статья посвящена предложенным Министерством юстиции России нововведениям, связанным с возможным внесением изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Так, авторы идеи предлагают упорядочить систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам, создав в каждом регионе государственные юридические бюро. В настоящей статье автор анализирует возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в случае реализации реформы. Делается вывод о том, что идея органа юстиции нецелесообразна и разрушительна.
(Мамедова О.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Статья посвящена предложенным Министерством юстиции России нововведениям, связанным с возможным внесением изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Так, авторы идеи предлагают упорядочить систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам, создав в каждом регионе государственные юридические бюро. В настоящей статье автор анализирует возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в случае реализации реформы. Делается вывод о том, что идея органа юстиции нецелесообразна и разрушительна.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно
Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья: Действие принципа справедливости и законности в административном судопроизводстве
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 6)Оказание бесплатной юридической помощи было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной помощи малоимущим гражданам", которым было утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 6)Оказание бесплатной юридической помощи было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной помощи малоимущим гражданам", которым было утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 1
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)В настоящее время юридическая помощь предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <7> (далее - Закон о юридической помощи), другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, в субъекте Российской Федерации - г. Москве оказание бесплатной юридической помощи адвокатами регулируется Законом от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве" <8>.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)В настоящее время юридическая помощь предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <7> (далее - Закон о юридической помощи), другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, в субъекте Российской Федерации - г. Москве оказание бесплатной юридической помощи адвокатами регулируется Законом от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве" <8>.
Статья: Проблемы правового режима имущества фондов целевого капитала
(Абросимова Е.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Статья 3 этого Закона указывает цели формирования целевого капитала и использования дохода от него. Такими целями являются использование средств фонда в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения, а также цели, предусмотренные Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" <4>.
(Абросимова Е.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Статья 3 этого Закона указывает цели формирования целевого капитала и использования дохода от него. Такими целями являются использование средств фонда в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения, а также цели, предусмотренные Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" <4>.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)На этом фоне предложение рассматривать "государственную и негосударственную системы не как автономные образования, а как подсистемы единой системы Российской Федерации оказания гражданам бесплатной юридической помощи" представляется ошибочным <24>. На самом деле число вариантов государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи кратно количеству субъектов Российской Федерации. Иначе говоря, в каждой административно-территориальной единице России первого уровня создана и функционирует своя версия государственной системы бесплатной юридической помощи и своя модификация негосударственной системы (за исключением Донецкой Народной Республики и Запорожской области, где работа по формированию государственной системы бесплатной юридической помощи еще продолжается) <25>.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)На этом фоне предложение рассматривать "государственную и негосударственную системы не как автономные образования, а как подсистемы единой системы Российской Федерации оказания гражданам бесплатной юридической помощи" представляется ошибочным <24>. На самом деле число вариантов государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи кратно количеству субъектов Российской Федерации. Иначе говоря, в каждой административно-территориальной единице России первого уровня создана и функционирует своя версия государственной системы бесплатной юридической помощи и своя модификация негосударственной системы (за исключением Донецкой Народной Республики и Запорожской области, где работа по формированию государственной системы бесплатной юридической помощи еще продолжается) <25>.
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ информации, поступившей от регионов, свидетельствует о том, что участники эксперимента подтверждают значимость данного электронного сервиса в оказании гражданам бесплатной юридической помощи.
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ информации, поступившей от регионов, свидетельствует о том, что участники эксперимента подтверждают значимость данного электронного сервиса в оказании гражданам бесплатной юридической помощи.
Статья: LegalTech в сфере банковской деятельности
(Петров Д.А.)
("Юрист", 2022, N 9)Помимо LawTech, альтернативой традиционным платным способам получения юридических услуг может служить оказание гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <12> и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <13>. Но далеко не все лица подпадают под критерии оказания бесплатной юридической помощи, что сужает возможности практического применения указанного Закона в этих целях.
(Петров Д.А.)
("Юрист", 2022, N 9)Помимо LawTech, альтернативой традиционным платным способам получения юридических услуг может служить оказание гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <12> и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <13>. Но далеко не все лица подпадают под критерии оказания бесплатной юридической помощи, что сужает возможности практического применения указанного Закона в этих целях.
Статья: К вопросу о выстраивании системы бесплатной юридической помощи населению
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако у государства сформировалось свое представление относительно выхода из данной ситуации. Так, в 2005 г. Минюст России констатировал: "...ожидания государства относительно помощи адвокатов малообеспеченным гражданам не оправдались" <23>. По этой причине было принято решение о формировании отдельной государственной структуры, призванной оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. 22 августа 2005 г. Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) было принято Постановление N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <24>. Эксперимент проводился в 10 субъектах РФ: Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Из госбюджета были выделены средства на проведение данного эксперимента в объеме 50,4 млн руб. С целью создания необходимого механизма было разработано Положение о порядке оказания бесплатной юридической помощи. Росреестр непосредственно обеспечил процесс создания и организации работы государственных юридических бюро.
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако у государства сформировалось свое представление относительно выхода из данной ситуации. Так, в 2005 г. Минюст России констатировал: "...ожидания государства относительно помощи адвокатов малообеспеченным гражданам не оправдались" <23>. По этой причине было принято решение о формировании отдельной государственной структуры, призванной оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. 22 августа 2005 г. Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) было принято Постановление N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <24>. Эксперимент проводился в 10 субъектах РФ: Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Из госбюджета были выделены средства на проведение данного эксперимента в объеме 50,4 млн руб. С целью создания необходимого механизма было разработано Положение о порядке оказания бесплатной юридической помощи. Росреестр непосредственно обеспечил процесс создания и организации работы государственных юридических бюро.
Статья: Ордер как функциональный субститут доверенности в гражданском процессе
(Мальбин Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)При отсутствии возможности своевременной выдачи доверенности и при необходимости несения расходов для оказания бесплатной юридической помощи право гражданина на получение соответствующей помощи оказывается иллюзорным. В таких условиях существует необходимость обеспечения возможности оформления полномочий адвоката в качестве представителя гражданина для оказания юридической помощи, при этом без несения гражданином каких-либо расходов. Решение указанных задач осуществляется посредством ордера, который позволяет скорейшим образом удостоверить полномочия адвоката как представителя, а гражданин, в свою очередь, не несет расходов на выдачу доверенности. Таким образом, ордер в системе правового регулирования выступает функциональным субститутом доверенности, когда адвокат исполняет возложенную на него законом обязанность оказывать юридическую помощь бесплатно.
(Мальбин Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)При отсутствии возможности своевременной выдачи доверенности и при необходимости несения расходов для оказания бесплатной юридической помощи право гражданина на получение соответствующей помощи оказывается иллюзорным. В таких условиях существует необходимость обеспечения возможности оформления полномочий адвоката в качестве представителя гражданина для оказания юридической помощи, при этом без несения гражданином каких-либо расходов. Решение указанных задач осуществляется посредством ордера, который позволяет скорейшим образом удостоверить полномочия адвоката как представителя, а гражданин, в свою очередь, не несет расходов на выдачу доверенности. Таким образом, ордер в системе правового регулирования выступает функциональным субститутом доверенности, когда адвокат исполняет возложенную на него законом обязанность оказывать юридическую помощь бесплатно.
Статья: Запрос государственного юридического бюро: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<4> Первые государственные юридические бюро были созданы в январе 2006 г. в десяти субъектах РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 (ред. от 13 ноября 2006 г.) "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" (утратило силу).
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<4> Первые государственные юридические бюро были созданы в январе 2006 г. в десяти субъектах РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 (ред. от 13 ноября 2006 г.) "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" (утратило силу).
Статья: Представительство несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве: законное, профессиональное, адвокатское
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<22> В ряде других субъектов Российской Федерации, наоборот, из числа видов бесплатной юридической помощи, оказываемой несовершеннолетним за счет средств регионального бюджета, исключена юридическая помощь в сфере уголовного судопроизводства. См., например: Законы Самарской области от 13 июня 2012 г. N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/945036850; г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" (п. 6 ст. 1.1) // https://docs.cntd.ru/document/3668435; Волгоградской области от 27 ноября 2012 г. N 164-ОД "О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Ростовской области от 24 декабря 2012 г. N 1017-ЗС "О бесплатной юридической помощи в Ростовской области" (п. 6 ч. 1 ст. 4) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. N 144-З "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области" (п. 6 ч. 1 ст. 14) // https://docs.cntd.ru/document/944961183.
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<22> В ряде других субъектов Российской Федерации, наоборот, из числа видов бесплатной юридической помощи, оказываемой несовершеннолетним за счет средств регионального бюджета, исключена юридическая помощь в сфере уголовного судопроизводства. См., например: Законы Самарской области от 13 июня 2012 г. N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/945036850; г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" (п. 6 ст. 1.1) // https://docs.cntd.ru/document/3668435; Волгоградской области от 27 ноября 2012 г. N 164-ОД "О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области" (п. 6 ч. 1 ст. 7) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Ростовской области от 24 декабря 2012 г. N 1017-ЗС "О бесплатной юридической помощи в Ростовской области" (п. 6 ч. 1 ст. 4) // https://docs.cntd.ru/document/453363132; Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. N 144-З "О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области" (п. 6 ч. 1 ст. 14) // https://docs.cntd.ru/document/944961183.