Охранные зоны магистральных трубопроводов
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранные зоны магистральных трубопроводов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)8. Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.20.1 КоАП РФ за нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов
(КонсультантПлюс, 2025)8. Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.20.1 КоАП РФ за нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранные зоны линий и сооружений связи устанавливаются для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи РФ. Размеры охранных зон устанавливаются согласно Правилам охраны линий связи. Так, в соответствии с пп. "а" п. 4 Правил охраны линий связи для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи - в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее чем на 2 метра.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранные зоны линий и сооружений связи устанавливаются для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи РФ. Размеры охранных зон устанавливаются согласно Правилам охраны линий связи. Так, в соответствии с пп. "а" п. 4 Правил охраны линий связи для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи - в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее чем на 2 метра.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Размеры и режим охранных зон магистральных трубопроводов
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Размеры и режим охранных зон магистральных трубопроводов
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий:
Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083
(ред. от 15.07.2019)
"Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах"3. Охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее - охранные зоны) устанавливаются:
(ред. от 15.07.2019)
"Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах"3. Охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее - охранные зоны) устанавливаются:
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Отметим, что субъектами административной ответственности за нарушение требований в области промышленной безопасности могут быть не только должностные лица, лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), юридические лица, но и граждане. Так, за нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов в отношении граждан статьей 11.20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Кроме того, граждане могут выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Отметим, что субъектами административной ответственности за нарушение требований в области промышленной безопасности могут быть не только должностные лица, лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), юридические лица, но и граждане. Так, за нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов в отношении граждан статьей 11.20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Кроме того, граждане могут выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Когда нарушение договора аренды считается существенным и какие последствия оно влечет
(КонсультантПлюс, 2025)передачу в аренду земельного участка с ограничениями в использовании, которые препятствовали его использованию по назначению и которые арендодатель не оговорил при заключении договора. Участок был предоставлен под строительство АЗС, но расположен в территориальных границах охранной зоны магистрального трубопровода, что не позволило разместить АЗС на участке (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2019 N Ф04-3603/2019).
(КонсультантПлюс, 2025)передачу в аренду земельного участка с ограничениями в использовании, которые препятствовали его использованию по назначению и которые арендодатель не оговорил при заключении договора. Участок был предоставлен под строительство АЗС, но расположен в территориальных границах охранной зоны магистрального трубопровода, что не позволило разместить АЗС на участке (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2019 N Ф04-3603/2019).
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Надо отметить, что положение об охранных зонах магистральных и промышленных трубопроводов, указанное в ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено до настоящего времени. Правилами охраны магистральных трубопроводов не предусмотрено принятие уполномоченным органом решения об установлении охранной зоны магистрального трубопровода либо согласование границ указанной охранной зоны <15>. Однако исходя из преамбулы Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 года, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о ЗМР до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и ЗМР до промышленных и магистральных трубопроводов определяется перечисленными ранее нормативными правовыми актами.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Надо отметить, что положение об охранных зонах магистральных и промышленных трубопроводов, указанное в ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено до настоящего времени. Правилами охраны магистральных трубопроводов не предусмотрено принятие уполномоченным органом решения об установлении охранной зоны магистрального трубопровода либо согласование границ указанной охранной зоны <15>. Однако исходя из преамбулы Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 года, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о ЗМР до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и ЗМР до промышленных и магистральных трубопроводов определяется перечисленными ранее нормативными правовыми актами.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Большое число ответчиков возможно по делам об устранении препятствий в присоединении к газопроводу <1>, по искам о сносе самовольных построек, расположенных в охранной зоне магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов и т.п.) <2>, о приведении таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельного участка <3>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Большое число ответчиков возможно по делам об устранении препятствий в присоединении к газопроводу <1>, по искам о сносе самовольных построек, расположенных в охранной зоне магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов и т.п.) <2>, о приведении таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельного участка <3>.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.