Охрана частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 Конституции РФ"Из положений статей 55 (часть 3) и 71 (пункты "в", "о") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 19, 35 и 46 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, только если они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, и отвечают требованиям справедливости. Конституционные гарантии охраны частной собственности, включая ее судебную защиту, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Это означает, что ограничения владения, пользования или распоряжения имуществом, налагаемые для обеспечения производства по уголовному делу, изъятие имущества у его обладателя, независимо от оснований такого изъятия, предполагают - поскольку они носят принудительный характер - наличие механизма, позволяющего эффективно защищать в судебном порядке интересы собственника имущества, его владельца и временного пользователя. Права законного владельца имущества должны быть защищены вне зависимости от того, какой юридический характер имеет это владение: вещный (право собственности, право хозяйственного ведения и т.п.) или обязательственный (на основании договора)."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 35 Конституции РФДанные механизмы введены законодателем в целях реализации предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей принцип охраны права частной собственности законом, а также ее статей 52 и 53, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски для покупателя, связанные с ограничениями и обременениями земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<13> В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой" приводятся важные выводы, касающиеся рассматриваемого вопроса: "Конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере". "Ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности". См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1639.
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<13> В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой" приводятся важные выводы, касающиеся рассматриваемого вопроса: "Конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере". "Ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности". См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1639.
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 16.07.2004 N 14-П и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07, в силу принципа правовой определенности, выступающего одним из элементов правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), и с учетом конституционных гарантий свободы экономической деятельности, охраны частной собственности, запрета несоразмерного ограничения прав частных лиц (ст. 34 и 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 16.07.2004 N 14-П и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07, в силу принципа правовой определенности, выступающего одним из элементов правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), и с учетом конституционных гарантий свободы экономической деятельности, охраны частной собственности, запрета несоразмерного ограничения прав частных лиц (ст. 34 и 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (ч. 1 ст. 35, ст. ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (ч. 1 ст. 35, ст. ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в ст. 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 г. N 8-П).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в ст. 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 г. N 8-П).
Статья: Право наследования: естественное или позитивное (сравнительно-правовой анализ)
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)На примере Италии как страны с весьма надежной системой охраны частной собственности мы убеждаемся, что формальный юридико-лингвистический анализ норм не всегда дает точную оценку уровню конституционной защиты. Статья 42 своей строгостью к правам собственности и наследованию создает впечатление весьма скромных прав и при этом жестких ограничений: "Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственных имуществ" <20>.
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)На примере Италии как страны с весьма надежной системой охраны частной собственности мы убеждаемся, что формальный юридико-лингвистический анализ норм не всегда дает точную оценку уровню конституционной защиты. Статья 42 своей строгостью к правам собственности и наследованию создает впечатление весьма скромных прав и при этом жестких ограничений: "Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственных имуществ" <20>.
Статья: Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)До ноября 2022 г. истец методично разъяснял в судебных инстанциях о том, что позиция верховного органа исполнительной власти дестабилизирует гарантии охраны частной собственности, нарушает право лица на полное возмещение вреда, причиненного виновными действиями третьих лиц, разрушает баланс между публичными и частными интересами. Общество настаивало на том, что утилизационный сбор должен рассматриваться как вся существующая в России система налогов и сборов. Нельзя допускать, чтобы плательщики утилизационного сбора утрачивали право на компенсацию потерь.
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)До ноября 2022 г. истец методично разъяснял в судебных инстанциях о том, что позиция верховного органа исполнительной власти дестабилизирует гарантии охраны частной собственности, нарушает право лица на полное возмещение вреда, причиненного виновными действиями третьих лиц, разрушает баланс между публичными и частными интересами. Общество настаивало на том, что утилизационный сбор должен рассматриваться как вся существующая в России система налогов и сборов. Нельзя допускать, чтобы плательщики утилизационного сбора утрачивали право на компенсацию потерь.
Статья: Альтернативные меры административно-правового регулирования как механизм борьбы с контрафактной продукцией и незаконной добычей водных биологических ресурсов
(Козлов М.Г.)
("Современное право", 2024, N 2)Государство призвано выражать и защищать интересы общества. Обладая властными полномочиями и аппаратом управления и принуждения, государство действует в рамках Конституции РФ и норм международного права с целью защиты прав и свобод человека, охраны частной собственности, создания благоприятной среды обитания и т.д. Административно-властные полномочия государства регулируются законодательством, отражающим цели и задачи органов государственной власти.
(Козлов М.Г.)
("Современное право", 2024, N 2)Государство призвано выражать и защищать интересы общества. Обладая властными полномочиями и аппаратом управления и принуждения, государство действует в рамках Конституции РФ и норм международного права с целью защиты прав и свобод человека, охраны частной собственности, создания благоприятной среды обитания и т.д. Административно-властные полномочия государства регулируются законодательством, отражающим цели и задачи органов государственной власти.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В числе наиболее важных новелл Закона необходимо отметить принцип равенства различных форм собственности, исключение ограничений для права собственности граждан, признание и обеспечение охраны частной собственности, отказ от преимуществ в осуществлении права государственной собственности и др. Праву частной собственности был посвящен целый раздел (разд. II), состоящий из двух глав: "Право собственности граждан" (гл. 1) и "Право собственности юридических лиц" (гл. 2).
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В числе наиболее важных новелл Закона необходимо отметить принцип равенства различных форм собственности, исключение ограничений для права собственности граждан, признание и обеспечение охраны частной собственности, отказ от преимуществ в осуществлении права государственной собственности и др. Праву частной собственности был посвящен целый раздел (разд. II), состоящий из двух глав: "Право собственности граждан" (гл. 1) и "Право собственности юридических лиц" (гл. 2).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с конституционными предписаниями об охране права частной собственности и установлении государственных гарантий защиты имущественных прав (статья 8 (часть 2); статья 35 (части 1 - 3); статья 45 (часть 1); статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации) Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, образующие институт неосновательного обогащения, который призван предотвратить необоснованное приобретение участниками правоотношений каких-либо имущественных благ за счет других лиц (глава 60).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с конституционными предписаниями об охране права частной собственности и установлении государственных гарантий защиты имущественных прав (статья 8 (часть 2); статья 35 (части 1 - 3); статья 45 (часть 1); статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации) Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, образующие институт неосновательного обогащения, который призван предотвратить необоснованное приобретение участниками правоотношений каких-либо имущественных благ за счет других лиц (глава 60).
Статья: Контроль агентов первичного финансового мониторинга за банковскими операциями своих клиентов как ограничение субъективных гражданских прав в банковской сфере
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Во-первых, нарушается баланс между публичными интересами и интересами частных лиц в пользу первых - реализация права на отказ в совершении банковских операций удовлетворяет только интересы государства и его агента (кредитной организации), но не того лица, в отношении которого он принят, в то время как баланс - это обеспечение равнозначной реализации и защиты того или иного права вне зависимости от его отраслевой принадлежности. Каунтеракционным отношениям "нужен реальный, а не декларативный баланс частных и публичных интересов. При этом должно быть четкое понимание, что именно частный интерес дает энергию развитию общества и экономики и его ограничение должно быть минимально необходимым" <35>. Исследователи отмечают, что "несмотря на декларируемую конституционную ценность - обеспечение баланса частных и публичных интересов, КС РФ в последнее время отдает приоритет защите публичных интересов" <36>. Нельзя не согласиться с тем, что "существующие в России и США тенденции перехода от задач охраны частной собственности к почти социалистическим идеям приоритета широко понимаемого публичного интереса над частным вызывают тревогу и требуют обсуждения и корректировки" <37>. В частности, это выражается в постоянном последовательном росте судебных споров, связанных с отказом в банковском обслуживании <38>. Более того, как следует из отчета Росфинмониторинга за 2020 год, по сравнению с 2019 годом суммы заявленных требований с 214 миллиардов рублей увеличились до 616 миллиардов рублей, то есть более чем в 2,8 раза <39>.
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Во-первых, нарушается баланс между публичными интересами и интересами частных лиц в пользу первых - реализация права на отказ в совершении банковских операций удовлетворяет только интересы государства и его агента (кредитной организации), но не того лица, в отношении которого он принят, в то время как баланс - это обеспечение равнозначной реализации и защиты того или иного права вне зависимости от его отраслевой принадлежности. Каунтеракционным отношениям "нужен реальный, а не декларативный баланс частных и публичных интересов. При этом должно быть четкое понимание, что именно частный интерес дает энергию развитию общества и экономики и его ограничение должно быть минимально необходимым" <35>. Исследователи отмечают, что "несмотря на декларируемую конституционную ценность - обеспечение баланса частных и публичных интересов, КС РФ в последнее время отдает приоритет защите публичных интересов" <36>. Нельзя не согласиться с тем, что "существующие в России и США тенденции перехода от задач охраны частной собственности к почти социалистическим идеям приоритета широко понимаемого публичного интереса над частным вызывают тревогу и требуют обсуждения и корректировки" <37>. В частности, это выражается в постоянном последовательном росте судебных споров, связанных с отказом в банковском обслуживании <38>. Более того, как следует из отчета Росфинмониторинга за 2020 год, по сравнению с 2019 годом суммы заявленных требований с 214 миллиардов рублей увеличились до 616 миллиардов рублей, то есть более чем в 2,8 раза <39>.
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Высказываясь о значении предварительного судебного контроля применительно к ст. 115 УПК РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что применение данной уголовно-процессуальной меры, имеющей принудительный характер и вторгающейся помимо воли собственника в его правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, должно осуществляться - как того требуют конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты - при эффективном, а не формальном контроле суда, соответствующие полномочия которого установлены с учетом правовой природы спорных отношений.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Высказываясь о значении предварительного судебного контроля применительно к ст. 115 УПК РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что применение данной уголовно-процессуальной меры, имеющей принудительный характер и вторгающейся помимо воли собственника в его правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, должно осуществляться - как того требуют конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты - при эффективном, а не формальном контроле суда, соответствующие полномочия которого установлены с учетом правовой природы спорных отношений.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При отсутствии четких законодательных ограничений данной судебной квалификацией при разрешении спора оказывается возможным заключать с участием публично-правовых образований односторонне обязывающие и связывающие предпринимателя договоры простого товарищества, которые заведомо не имеют признаков встречности, эквивалентности и общей предпринимательской цели, создают незаконные имущественные преференции публично-правовому образованию в части освобождения их от ведения совместного дела, несения расходов на общее дело при гарантированном встречном предоставлении от другого товарища вне всякой связи с результативностью участия публично-правового образования в простом товариществе - это несовместимо с защитой и обеспечением прав предпринимателя и принципом всемерной охраны и неприкосновенности частной собственности. В заключение отметим, что существенные недостатки регулирования модели договора простого товарищества требуют совершенствования законодательства.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При отсутствии четких законодательных ограничений данной судебной квалификацией при разрешении спора оказывается возможным заключать с участием публично-правовых образований односторонне обязывающие и связывающие предпринимателя договоры простого товарищества, которые заведомо не имеют признаков встречности, эквивалентности и общей предпринимательской цели, создают незаконные имущественные преференции публично-правовому образованию в части освобождения их от ведения совместного дела, несения расходов на общее дело при гарантированном встречном предоставлении от другого товарища вне всякой связи с результативностью участия публично-правового образования в простом товариществе - это несовместимо с защитой и обеспечением прав предпринимателя и принципом всемерной охраны и неприкосновенности частной собственности. В заключение отметим, что существенные недостатки регулирования модели договора простого товарищества требуют совершенствования законодательства.
Статья: Деньги: экономическая функция и правовая природа
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Также КС неоднократно отмечал, что безналичные денежные средства являются имуществом в конституционном смысле, на которое в полной мере распространяются гарантии ст. 35 Конституции РФ (в том числе охрана частной собственности и запрет на бессудное лишение имущества). Так, в одном из дел 2015 года КС сообщает следующее:
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Также КС неоднократно отмечал, что безналичные денежные средства являются имуществом в конституционном смысле, на которое в полной мере распространяются гарантии ст. 35 Конституции РФ (в том числе охрана частной собственности и запрет на бессудное лишение имущества). Так, в одном из дел 2015 года КС сообщает следующее:
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)5. В целях реализации принципов, закрепленных в статье 35 Конституции РФ, гарантирующих охрану права частной собственности законом, а также ее статей 52 и 53, устанавливающих право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц, законодательством о налогах и сборах предусмотрены публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения плательщика при излишней уплате или излишнем взыскании публичных платежей. Таким механизмом в рассматриваемом случае является ст. 79 НК РФ.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)5. В целях реализации принципов, закрепленных в статье 35 Конституции РФ, гарантирующих охрану права частной собственности законом, а также ее статей 52 и 53, устанавливающих право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц, законодательством о налогах и сборах предусмотрены публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения плательщика при излишней уплате или излишнем взыскании публичных платежей. Таким механизмом в рассматриваемом случае является ст. 79 НК РФ.