Ограниченный суверенитет государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограниченный суверенитет государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешний аспект ограничения налогового суверенитета: сравнение опыта Федеративной Республики Германии и Российской Федерации
(Гусаров И.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Как видно из таблицы N 1, Россия и Германия являются членами нескольких интеграционных объединений одновременно. Тем не менее существенные мероприятия по разработке общего для государств-членов регулирования налоговой сферы осуществляется лишь в ЕС и ЕАЭС. Государства - члены обоих союзов объединяют свои усилия для совместного регулирования и гармонизации национальных законодательств преимущественно в области косвенного налогообложения и акцизов. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой результатом передачи государствами на наднациональный уровень части своих суверенных полномочий в области налогообложения является развитие общего экономического пространства и единого рынка товаров, работ и услуг (что является одной из главных целей создания обоих союзов, согласно их учредительным документам), что посредством гармонизации правил косвенного налогообложения способствует развитию общего товарооборота в рамках союзов, а следовательно, участие в таких интеграционных союзах не только не ограничивает суверенитет государств, но и, напротив, является средством его реализации <6>. В.Г. Вишняков выдвигает более глобальную гипотезу, согласно которой сами понятия "суверенитет" и "передача" ряда суверенных полномочий интеграционному объединению лежат в разных плоскостях, следовательно, передача полномочий не нарушает суверенитета и международной правосубъектности членов такого объединения <7>. Таким образом, изложенное выше позволяет нам прийти к заключению, что как многочисленные многосторонние международные договоры, заключенные Российской Федерацией в области налогообложения, так и участие в интеграционных образованиях существенного влияния на ее налоговый суверенитет не оказывают.
(Гусаров И.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Как видно из таблицы N 1, Россия и Германия являются членами нескольких интеграционных объединений одновременно. Тем не менее существенные мероприятия по разработке общего для государств-членов регулирования налоговой сферы осуществляется лишь в ЕС и ЕАЭС. Государства - члены обоих союзов объединяют свои усилия для совместного регулирования и гармонизации национальных законодательств преимущественно в области косвенного налогообложения и акцизов. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой результатом передачи государствами на наднациональный уровень части своих суверенных полномочий в области налогообложения является развитие общего экономического пространства и единого рынка товаров, работ и услуг (что является одной из главных целей создания обоих союзов, согласно их учредительным документам), что посредством гармонизации правил косвенного налогообложения способствует развитию общего товарооборота в рамках союзов, а следовательно, участие в таких интеграционных союзах не только не ограничивает суверенитет государств, но и, напротив, является средством его реализации <6>. В.Г. Вишняков выдвигает более глобальную гипотезу, согласно которой сами понятия "суверенитет" и "передача" ряда суверенных полномочий интеграционному объединению лежат в разных плоскостях, следовательно, передача полномочий не нарушает суверенитета и международной правосубъектности членов такого объединения <7>. Таким образом, изложенное выше позволяет нам прийти к заключению, что как многочисленные многосторонние международные договоры, заключенные Российской Федерацией в области налогообложения, так и участие в интеграционных образованиях существенного влияния на ее налоговый суверенитет не оказывают.
Статья: Нормы международного права в сфере приложения результатов научных исследований в области биотехнологий (на примере терапевтического и репродуктивного клонирования и редактирования генома человека) и их патентная защита
(Ахмадова М.А.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)В этой связи одним из основных (но не единственным) инструментов международно-правового регулирования сферы биотехнологий выступают акты мягкого права, которые не ограничивают суверенитет государств и представляют собой юридически необязательные правила поведения, созданные в одностороннем порядке международной организацией либо согласованные субъектами международного права (политическая договоренность) [35]. В нашем случае это декларации. Другие акты - это конвенции.
(Ахмадова М.А.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)В этой связи одним из основных (но не единственным) инструментов международно-правового регулирования сферы биотехнологий выступают акты мягкого права, которые не ограничивают суверенитет государств и представляют собой юридически необязательные правила поведения, созданные в одностороннем порядке международной организацией либо согласованные субъектами международного права (политическая договоренность) [35]. В нашем случае это декларации. Другие акты - это конвенции.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"2) расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в интересах противодействия политизации международной природоохранной и климатической деятельности, прежде всего ее осуществлению в целях недобросовестной конкуренции, вмешательства во внутренние дела государств и ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов;
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"2) расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в интересах противодействия политизации международной природоохранной и климатической деятельности, прежде всего ее осуществлению в целях недобросовестной конкуренции, вмешательства во внутренние дела государств и ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов;
Статья: Международно-правовая политика КНР на современном этапе
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Первая из них - идея суверенитета. По мнению китайской доктрины, принцип суверенитета зародился на европейской почве, но имеет универсальное значение, обеспечивая автономию государства, справедливость и мир. Он защищает не только государство, но и нацию <6>, является оптимальной формой международного управления: только суверенные государства способны решать глобальные проблемы <7>. Идея суверенитета использовалась Китаем для защиты от западного империализма и получения признания, а также для объединения территорий и борьбы с сепаратизмом. Китай не только отстаивает свой суверенитет, но и уважает суверенитет других государств: он не вмешивается в их внутренние дела, руководствуется декларативной концепцией признания <8>, отрицательно относится к концепциям гуманитарной интервенции и failed state. Суверенитет не является абсолютным; он развивается со временем и ограничен суверенитетом других государств и международным правом <9>; некоторые авторы, однако, считают, что в случае серьезной угрозы для него государства могут отступать от международного права (идея, восходящая к Гегелю) <10>.
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Первая из них - идея суверенитета. По мнению китайской доктрины, принцип суверенитета зародился на европейской почве, но имеет универсальное значение, обеспечивая автономию государства, справедливость и мир. Он защищает не только государство, но и нацию <6>, является оптимальной формой международного управления: только суверенные государства способны решать глобальные проблемы <7>. Идея суверенитета использовалась Китаем для защиты от западного империализма и получения признания, а также для объединения территорий и борьбы с сепаратизмом. Китай не только отстаивает свой суверенитет, но и уважает суверенитет других государств: он не вмешивается в их внутренние дела, руководствуется декларативной концепцией признания <8>, отрицательно относится к концепциям гуманитарной интервенции и failed state. Суверенитет не является абсолютным; он развивается со временем и ограничен суверенитетом других государств и международным правом <9>; некоторые авторы, однако, считают, что в случае серьезной угрозы для него государства могут отступать от международного права (идея, восходящая к Гегелю) <10>.
Статья: Концепция устойчивого развития в киберпространстве: вопросы управления и суверенитета
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Здесь справедливой представляется позиция С.В. Хмелевского о том, что концепция функционального (ограниченного) суверенитета государства маскирует претензии США и иных стран "цивилизованного" Запада на мировое господство в современном мире, тогда как реальный суверенитет государства в международном публичном праве проявляется по аналогии с беременностью в биологии - либо он есть, либо его нет <26>.
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Здесь справедливой представляется позиция С.В. Хмелевского о том, что концепция функционального (ограниченного) суверенитета государства маскирует претензии США и иных стран "цивилизованного" Запада на мировое господство в современном мире, тогда как реальный суверенитет государства в международном публичном праве проявляется по аналогии с беременностью в биологии - либо он есть, либо его нет <26>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, какие сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации вносятся в реестр границ. Государственная граница обычно понимается как условная замкнутая поверхность или совокупность таких поверхностей, определяющих пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства) или как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства). Согласно ст. 1 Закона о государственной границе государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственная граница ограничена линией прохождения Государственной границы РФ, которая определяет пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, какие сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации вносятся в реестр границ. Государственная граница обычно понимается как условная замкнутая поверхность или совокупность таких поверхностей, определяющих пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства) или как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства). Согласно ст. 1 Закона о государственной границе государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственная граница ограничена линией прохождения Государственной границы РФ, которая определяет пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Статья: Государственный суверенитет в системе децентрализованных платежных систем
(Кузьмичев М.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Идея цифровых денег изначально предполагала устранение банков как посредников в расчетах, ограничение суверенитета государства как эмитента фиатной валюты и конфиденциальность владельца цифровых активов в качестве гарантии прав держателей цифровых активов. Однако, исходя из опыта развития криптовалют как новой формы денег и всего крипторынка, становится ясно: сохранение государственного суверенитета в развитии криптовалют крайне важно. Так, государственный суверенитет используется в рамках платежных децентрализованных систем для выпуска эмитентом цифрового средства платежа в созданной им программными цифровыми средствами виртуальной сети, а также позволяет разрешить или запретить участникам рынка использование цифровых квазиденег как средства платежа, кредитования и накопления.
(Кузьмичев М.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Идея цифровых денег изначально предполагала устранение банков как посредников в расчетах, ограничение суверенитета государства как эмитента фиатной валюты и конфиденциальность владельца цифровых активов в качестве гарантии прав держателей цифровых активов. Однако, исходя из опыта развития криптовалют как новой формы денег и всего крипторынка, становится ясно: сохранение государственного суверенитета в развитии криптовалют крайне важно. Так, государственный суверенитет используется в рамках платежных децентрализованных систем для выпуска эмитентом цифрового средства платежа в созданной им программными цифровыми средствами виртуальной сети, а также позволяет разрешить или запретить участникам рынка использование цифровых квазиденег как средства платежа, кредитования и накопления.
Статья: Некоторые теоретические вопросы интеграции конституционного законодательства в странах ЕАЭС
(Дуйсенов Е.Э.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Другими существенными элементами суверенитета являются конституция и национальное законодательство. Поэтому примат международного права над конституциями, как уже отмечалось ранее, на определенном этапе ограничивал суверенитет ряда государств - членов ЕАЭС, включая Российскую Федерацию. ЕАЭС как экономический союз суверенных государств вплоть до 2020 г. был определенно в зависимом положении в части конституционного законодательства от международно-договорных обязательств, поскольку Россия как основной участник Союза была обременена до 2020 г. приматом международного права. Таким образом, интеграция конституционных норм по избавлению в странах ЕАЭС от примата международного права над конституциями способствовала укреплению в них как юридического, так и фактического суверенитета.
(Дуйсенов Е.Э.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Другими существенными элементами суверенитета являются конституция и национальное законодательство. Поэтому примат международного права над конституциями, как уже отмечалось ранее, на определенном этапе ограничивал суверенитет ряда государств - членов ЕАЭС, включая Российскую Федерацию. ЕАЭС как экономический союз суверенных государств вплоть до 2020 г. был определенно в зависимом положении в части конституционного законодательства от международно-договорных обязательств, поскольку Россия как основной участник Союза была обременена до 2020 г. приматом международного права. Таким образом, интеграция конституционных норм по избавлению в странах ЕАЭС от примата международного права над конституциями способствовала укреплению в них как юридического, так и фактического суверенитета.
Статья: Инструментарий стратегического управления социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<3> В международном праве распространена позиция, что международно-правовые обязательства не ограничивают суверенитет государства. Существуют и иные точки зрения, подкрепляемые практикой органов конституционного контроля зарубежных государств. Подробнее см.: Болдырев О.Ю. Указ. соч.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<3> В международном праве распространена позиция, что международно-правовые обязательства не ограничивают суверенитет государства. Существуют и иные точки зрения, подкрепляемые практикой органов конституционного контроля зарубежных государств. Подробнее см.: Болдырев О.Ю. Указ. соч.
Статья: Суверенитет России на трансграничные реки
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Применение международного принципа ограниченного суверенитета в регулировании использования разделяемых природных ресурсов опирается не только на международные документы, но имеет и общетеоретическое обоснование, и понимание моральных прав государств на природные ресурсы. С позиций моральной оценки, исходя из теории естественного права о принадлежности мировых природных ресурсов всему человечеству, каждый человек имеет право на свою долю в этих ресурсах и на равную со всеми возможность удовлетворять тем самым свои жизненно важные потребности <5>. Общетеоретическое обоснование принципа ограниченного суверенитета соседних государств на разделяемые природные ресурсы наиболее ясно дано выдающимся российским теоретиком международного права: "В области международных отношений территориальное верховенство ограничивается уже самим фактом сосуществования и сообщества государств. Сама природа, естественные отношения соседства, в которых они все находятся, не дают им возможности полного, неограниченного распоряжения своей территорией. Поэтому говорят о естественных международных повинностях (servitutes juris gentium naturales), которым подчинены все государства вследствие неизбежных условий своего физического сосуществования рядом друг с другом" <6>.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Применение международного принципа ограниченного суверенитета в регулировании использования разделяемых природных ресурсов опирается не только на международные документы, но имеет и общетеоретическое обоснование, и понимание моральных прав государств на природные ресурсы. С позиций моральной оценки, исходя из теории естественного права о принадлежности мировых природных ресурсов всему человечеству, каждый человек имеет право на свою долю в этих ресурсах и на равную со всеми возможность удовлетворять тем самым свои жизненно важные потребности <5>. Общетеоретическое обоснование принципа ограниченного суверенитета соседних государств на разделяемые природные ресурсы наиболее ясно дано выдающимся российским теоретиком международного права: "В области международных отношений территориальное верховенство ограничивается уже самим фактом сосуществования и сообщества государств. Сама природа, естественные отношения соседства, в которых они все находятся, не дают им возможности полного, неограниченного распоряжения своей территорией. Поэтому говорят о естественных международных повинностях (servitutes juris gentium naturales), которым подчинены все государства вследствие неизбежных условий своего физического сосуществования рядом друг с другом" <6>.