Ограниченный суверенитет
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограниченный суверенитет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовая политика КНР на современном этапе
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Первая из них - идея суверенитета. По мнению китайской доктрины, принцип суверенитета зародился на европейской почве, но имеет универсальное значение, обеспечивая автономию государства, справедливость и мир. Он защищает не только государство, но и нацию <6>, является оптимальной формой международного управления: только суверенные государства способны решать глобальные проблемы <7>. Идея суверенитета использовалась Китаем для защиты от западного империализма и получения признания, а также для объединения территорий и борьбы с сепаратизмом. Китай не только отстаивает свой суверенитет, но и уважает суверенитет других государств: он не вмешивается в их внутренние дела, руководствуется декларативной концепцией признания <8>, отрицательно относится к концепциям гуманитарной интервенции и failed state. Суверенитет не является абсолютным; он развивается со временем и ограничен суверенитетом других государств и международным правом <9>; некоторые авторы, однако, считают, что в случае серьезной угрозы для него государства могут отступать от международного права (идея, восходящая к Гегелю) <10>.
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Первая из них - идея суверенитета. По мнению китайской доктрины, принцип суверенитета зародился на европейской почве, но имеет универсальное значение, обеспечивая автономию государства, справедливость и мир. Он защищает не только государство, но и нацию <6>, является оптимальной формой международного управления: только суверенные государства способны решать глобальные проблемы <7>. Идея суверенитета использовалась Китаем для защиты от западного империализма и получения признания, а также для объединения территорий и борьбы с сепаратизмом. Китай не только отстаивает свой суверенитет, но и уважает суверенитет других государств: он не вмешивается в их внутренние дела, руководствуется декларативной концепцией признания <8>, отрицательно относится к концепциям гуманитарной интервенции и failed state. Суверенитет не является абсолютным; он развивается со временем и ограничен суверенитетом других государств и международным правом <9>; некоторые авторы, однако, считают, что в случае серьезной угрозы для него государства могут отступать от международного права (идея, восходящая к Гегелю) <10>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"13. Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству.
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"13. Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В решении Wayfair Верховный суд США преодолел свою прежнюю позицию, изложенную в деле Quill в части обоснования теста физического присутствия налогоплательщика как надлежащего в целях уплаты налога с продаж с возможностью установления теста существенного экономического присутствия только конгрессом США, что создавало правовые препятствия для реализации штатами права на самостоятельное установление теста существенного экономического присутствия. В деле Wayfair суд указал на неадекватность и определенную "вредность" правовой позиции Quill в условиях цифровой коммерческой деятельности, поскольку отсылка к Commerce Clause в деле Quill непропорционально ограничивает "налоговый суверенитет" <1> штатов. Относительно характеристики ясности и простоты применения стандарта физического присутствия в качестве налоговой привязки судом был опровергнут данный тезис как ложный. В условиях цифровой экономики тест физического присутствия перестает отвечать принципу правовой определенности и запрета произвольности установления налогов. Стандарт физического присутствия был прямо определен судом как "анахронизм" <2> в условиях электронной коммерции.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В решении Wayfair Верховный суд США преодолел свою прежнюю позицию, изложенную в деле Quill в части обоснования теста физического присутствия налогоплательщика как надлежащего в целях уплаты налога с продаж с возможностью установления теста существенного экономического присутствия только конгрессом США, что создавало правовые препятствия для реализации штатами права на самостоятельное установление теста существенного экономического присутствия. В деле Wayfair суд указал на неадекватность и определенную "вредность" правовой позиции Quill в условиях цифровой коммерческой деятельности, поскольку отсылка к Commerce Clause в деле Quill непропорционально ограничивает "налоговый суверенитет" <1> штатов. Относительно характеристики ясности и простоты применения стандарта физического присутствия в качестве налоговой привязки судом был опровергнут данный тезис как ложный. В условиях цифровой экономики тест физического присутствия перестает отвечать принципу правовой определенности и запрета произвольности установления налогов. Стандарт физического присутствия был прямо определен судом как "анахронизм" <2> в условиях электронной коммерции.
Статья: Особенности и пределы правового регулирования искусственного интеллекта в финансово-правовой сфере
(Савина А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В числе угроз мегарегулятор назвал высокую волатильность курса; мошенничество в торговле криптовалютами; криптоизацию; валютизацию, ограничивающие суверенитет денежно-кредитной политики; вывод с помощью криптовалют сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и снижение потенциального роста экономики; использование криптовалют в криминальных операциях, взяточничестве и т.п. <18>.
(Савина А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В числе угроз мегарегулятор назвал высокую волатильность курса; мошенничество в торговле криптовалютами; криптоизацию; валютизацию, ограничивающие суверенитет денежно-кредитной политики; вывод с помощью криптовалют сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и снижение потенциального роста экономики; использование криптовалют в криминальных операциях, взяточничестве и т.п. <18>.
Статья: Рейтинговое агентство - банк - регулятор: в каких точках взаимодействия создаются условия для успешного кредитования
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)Кредитный рейтинг - не "разовая история": долгосрочная добавленная стоимость от наличия рейтинга превышает затраты на его получение. Каковы у банков и заемщиков стимулы для получения рейтингов сегодня, в условиях ограничений на раскрытие информации, применения механизма СЗПК <1>, финансирования проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации с учетом нового регулирования <2>?
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)Кредитный рейтинг - не "разовая история": долгосрочная добавленная стоимость от наличия рейтинга превышает затраты на его получение. Каковы у банков и заемщиков стимулы для получения рейтингов сегодня, в условиях ограничений на раскрытие информации, применения механизма СЗПК <1>, финансирования проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации с учетом нового регулирования <2>?
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Боннские руководящие принципы содержат длинный список ограничений для самих себя, указывающий на то, насколько спорным, вероятно, был процесс, приведший к их принятию. Эти ограничения включают уважение к национальному суверенитету над природными ресурсами и преобладание национального законодательства <5>. При этом в Боннских руководящих принципах отводится важная роль назначенным национальным органам власти в надзоре за процессом переговоров, ведущим к использованию ресурсов традиционных общин, включая проверку предварительного и осознанного согласия, мониторинг соблюдения соглашений о совместном использовании выгод и обеспечение устойчивости практики, разрешенной этими соглашениями <6>. На всех заинтересованных лиц (лиц, эксплуатирующих ресурсы, и страны их происхождения) возлагается ряд обязанностей <7>. Страны происхождения ресурсов должны среди прочего обеспечить, чтобы экологические последствия деятельности принимались во внимание, решения, принимаемые ими, были доступны всем заинтересованным сторонам, особенно традиционным общинам, а также принимать меры для расширения возможностей традиционных общин представлять свои интересы в ходе переговоров. Пользователи обязаны совершать сделки только в отношении ресурсов, которыми они имеют право распоряжаться, и избегать наложения произвольных ограничений на доступ к этим ресурсам.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Боннские руководящие принципы содержат длинный список ограничений для самих себя, указывающий на то, насколько спорным, вероятно, был процесс, приведший к их принятию. Эти ограничения включают уважение к национальному суверенитету над природными ресурсами и преобладание национального законодательства <5>. При этом в Боннских руководящих принципах отводится важная роль назначенным национальным органам власти в надзоре за процессом переговоров, ведущим к использованию ресурсов традиционных общин, включая проверку предварительного и осознанного согласия, мониторинг соблюдения соглашений о совместном использовании выгод и обеспечение устойчивости практики, разрешенной этими соглашениями <6>. На всех заинтересованных лиц (лиц, эксплуатирующих ресурсы, и страны их происхождения) возлагается ряд обязанностей <7>. Страны происхождения ресурсов должны среди прочего обеспечить, чтобы экологические последствия деятельности принимались во внимание, решения, принимаемые ими, были доступны всем заинтересованным сторонам, особенно традиционным общинам, а также принимать меры для расширения возможностей традиционных общин представлять свои интересы в ходе переговоров. Пользователи обязаны совершать сделки только в отношении ресурсов, которыми они имеют право распоряжаться, и избегать наложения произвольных ограничений на доступ к этим ресурсам.
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)На доктринальном уровне данная концепция была обоснована В.Л. Лахтиным в брошюре, изданной в 1928 году. Его позиция состоит в следующем. Открытые и неоткрытые земли и острова в Арктике должны принадлежать прибрежным государствам, в районе тяготения которых они находятся, независимо от наличия эффективной оккупации. Такая оккупация - затруднительна; кроме того, в отношении удаленных территорий достаточной формой оккупации является их эпизодическое посещение экспедициями прибрежных государств. Неподвижные ледяные образования, которые можно использовать для полезных целей, должны быть приравнены к полярным территориям (хотя позитивное право не регулирует этот вопрос). На воды Северного Ледовитого океана должен распространяться ограниченный суверенитет арктических держав, которые, в частности, могут регулировать промысел. Для окончательного решения этих вопросов целесообразно созвать конференцию арктических держав; в любом случае СССР вправе распространить свой суверенитет на указанные пространства <16>. Позднее концепция секторов была поддержана многими советскими <17> и российскими <18> авторами, которые распространили ее на континентальный шельф и привели дополнительные доводы в ее поддержку (региональный обычай, внутренние акты и договоры России и Канады XIX века, открытие и освоение Россией арктических районов). С критикой концепции выступили М.А. и В.Д. Гицу, А.Л. Колодкин, В.А. Кошкин и Г.Г. Шинкарецкая <19>.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)На доктринальном уровне данная концепция была обоснована В.Л. Лахтиным в брошюре, изданной в 1928 году. Его позиция состоит в следующем. Открытые и неоткрытые земли и острова в Арктике должны принадлежать прибрежным государствам, в районе тяготения которых они находятся, независимо от наличия эффективной оккупации. Такая оккупация - затруднительна; кроме того, в отношении удаленных территорий достаточной формой оккупации является их эпизодическое посещение экспедициями прибрежных государств. Неподвижные ледяные образования, которые можно использовать для полезных целей, должны быть приравнены к полярным территориям (хотя позитивное право не регулирует этот вопрос). На воды Северного Ледовитого океана должен распространяться ограниченный суверенитет арктических держав, которые, в частности, могут регулировать промысел. Для окончательного решения этих вопросов целесообразно созвать конференцию арктических держав; в любом случае СССР вправе распространить свой суверенитет на указанные пространства <16>. Позднее концепция секторов была поддержана многими советскими <17> и российскими <18> авторами, которые распространили ее на континентальный шельф и привели дополнительные доводы в ее поддержку (региональный обычай, внутренние акты и договоры России и Канады XIX века, открытие и освоение Россией арктических районов). С критикой концепции выступили М.А. и В.Д. Гицу, А.Л. Колодкин, В.А. Кошкин и Г.Г. Шинкарецкая <19>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, какие сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации вносятся в реестр границ. Государственная граница обычно понимается как условная замкнутая поверхность или совокупность таких поверхностей, определяющих пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства) или как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства). Согласно ст. 1 Закона о государственной границе государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственная граница ограничена линией прохождения Государственной границы РФ, которая определяет пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, какие сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации вносятся в реестр границ. Государственная граница обычно понимается как условная замкнутая поверхность или совокупность таких поверхностей, определяющих пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства) или как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства). Согласно ст. 1 Закона о государственной границе государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственная граница ограничена линией прохождения Государственной границы РФ, которая определяет пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Статья: Конституционная идентичность стран Вышеградской группы и России: сравнительно-правовое исследование
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<29> Теория "многоуровневого конституционализма" основана на безусловном праве "последнего слова" в рамках любого диалога с национальной юрисдикцией. Так, судья П. Пинту ди Альбукерке полагает, что право Конвенции и право Европейского союза схожи по своему характеру, так как и то и другое ограничивает суверенитет. Соответственно, решения Люксембургского суда (так же как и Страсбургского суда) не могут быть пересмотрены или частично скорректированы, даже если они противоречат национальным конституциям. См.: European Court of Human Rights (далее - ECtHR). G.I.E.M. S.r.l. and Others v. Italy [GC]. Applications nos. 1828/06, 34163/07, 19029/11. Judgment of 28 June 2018. Partly concurring, partly dissenting opinion of judge Pinto De Albuquerque. § 86.
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<29> Теория "многоуровневого конституционализма" основана на безусловном праве "последнего слова" в рамках любого диалога с национальной юрисдикцией. Так, судья П. Пинту ди Альбукерке полагает, что право Конвенции и право Европейского союза схожи по своему характеру, так как и то и другое ограничивает суверенитет. Соответственно, решения Люксембургского суда (так же как и Страсбургского суда) не могут быть пересмотрены или частично скорректированы, даже если они противоречат национальным конституциям. См.: European Court of Human Rights (далее - ECtHR). G.I.E.M. S.r.l. and Others v. Italy [GC]. Applications nos. 1828/06, 34163/07, 19029/11. Judgment of 28 June 2018. Partly concurring, partly dissenting opinion of judge Pinto De Albuquerque. § 86.