Ограничения военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39 "Определение долей при разделе общего имущества супругов" СК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 34, 36, 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", разъяснениями, содержащимися в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", признавая за каждой из сторон право на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанные жилой дом и земельный участок, исходил из того, что на данное имущество распространяется режим совместной собственности супругов, независимо от того, что приобретение спорной квартиры осуществлялось, в том числе за счет целевого жилищного займа, предоставленного ответчику Л.Д. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений для супруга военнослужащего в отношении жилого помещения, приобретенного за счет участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащего, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Л.Т."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 53 "Ограничение свободы" УК РФ"Вместе с тем, назначая ФИО1 дополнительное наказание в виде ограничения свободы, суд не учел, что согласно ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу действующих и бывших военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Также при приеме на работу рекомендуем учитывать ограничение по направлению военнослужащего в служебные командировки, предусмотренное абз. 8 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих. По общему правилу командировки за границу (даже если нет других ограничений) военнослужащим запрещены.
(КонсультантПлюс, 2025)Также при приеме на работу рекомендуем учитывать ограничение по направлению военнослужащего в служебные командировки, предусмотренное абз. 8 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих. По общему правилу командировки за границу (даже если нет других ограничений) военнослужащим запрещены.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы
(ред. от 07.04.2025)Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
Статья: О некоторых проблемных вопросах, возникающих при выборе военнослужащими способа реализации их права на жилище
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)В отношении административного истца условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, при условии возврата административным истцом денежных средств, ранее перечисленных ему по целевому жилищному займу, не наступили. Поскольку имеется право на выбор основания для жилищного обеспечения, до возникновения вышеуказанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)В отношении административного истца условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, при условии возврата административным истцом денежных средств, ранее перечисленных ему по целевому жилищному займу, не наступили. Поскольку имеется право на выбор основания для жилищного обеспечения, до возникновения вышеуказанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.
Статья: Правовое регулирование доступа военнослужащих и лиц гражданского персонала на территорию воинского формирования
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Ключевые слова: право на свободу передвижения, ограничения прав военнослужащих, пропускной режим, орган военного управления, антитеррористическая защищенность, основания ограничения прав граждан, контрольно-пропускной пункт.
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Ключевые слова: право на свободу передвижения, ограничения прав военнослужащих, пропускной режим, орган военного управления, антитеррористическая защищенность, основания ограничения прав граждан, контрольно-пропускной пункт.
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных законодательством РФ, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством и общевоинскими уставами (п. 1 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. 9 Устава внутренней службы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных законодательством РФ, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством и общевоинскими уставами (п. 1 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. 9 Устава внутренней службы).
Статья: Взыскание неосновательного обогащения с работника
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 5)Коллегия по делам военнослужащих отметила, что в соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК зарплату и приравненные к ней платежи можно взыскать как неосновательное обогащение в двух случаях: если произошла счетная ошибка или сотрудник вел себя недобросовестно. Нижестоящие инстанции исключили счетную ошибку, но не изучили поведение военнослужащей. Они ограничились лишь объяснениями командования о том, что Г. должна была знать, сколько и что именно ей полагается в декрете.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 5)Коллегия по делам военнослужащих отметила, что в соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК зарплату и приравненные к ней платежи можно взыскать как неосновательное обогащение в двух случаях: если произошла счетная ошибка или сотрудник вел себя недобросовестно. Нижестоящие инстанции исключили счетную ошибку, но не изучили поведение военнослужащей. Они ограничились лишь объяснениями командования о том, что Г. должна была знать, сколько и что именно ей полагается в декрете.
Статья: О современных тенденциях разрешения споров в сфере военной службы по материалам военно-судебной практики
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предоставил гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные различия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения. Установление иного, чем у военнослужащих, статуса для граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, не может расцениваться как ограничение их прав и свобод, поскольку основано на указанных различиях.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предоставил гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные различия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения. Установление иного, чем у военнослужащих, статуса для граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, не может расцениваться как ограничение их прав и свобод, поскольку основано на указанных различиях.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах принудительного исполнения, гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах принудительного исполнения, гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.