Ограничение предоставления коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение предоставления коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
(Письмо Минфина России от 27.08.2024 N 06-05-48/80816)Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
(Письмо Минфина России от 27.08.2024 N 06-05-48/80816)Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
Ситуация: Что будет за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги следующий (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги следующий (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")XI. Приостановление или ограничение предоставления
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")XI. Приостановление или ограничение предоставления
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
(ред. от 04.11.2025)1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством РФ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством РФ.
Готовое решение: Какой порядок частичного ограничения режима потребления электрической энергии
(КонсультантПлюс, 2025)Для граждан-потребителей ограничения вводят в случаях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством Российской Федерации (п. 17(1) Правил ограничения режима потребления электроэнергии). Под ограничениями в отношении граждан понимается уменьшение объема (количества) поставляемого ресурса и (или) переход на поставку по графику. Порядок ограничения предоставления коммунальных услуг определен в разд. XI Правил предоставления коммунальных услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)Для граждан-потребителей ограничения вводят в случаях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством Российской Федерации (п. 17(1) Правил ограничения режима потребления электроэнергии). Под ограничениями в отношении граждан понимается уменьшение объема (количества) поставляемого ресурса и (или) переход на поставку по графику. Порядок ограничения предоставления коммунальных услуг определен в разд. XI Правил предоставления коммунальных услуг.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В том случае, если управление наемным домом осуществляет наймодатель, именно он несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание наемного дома, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома. Речь, в частности, идет о соответствии управления требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если наемный дом является многоквартирным домом, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и собственникам и пользователям жилых домов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В том случае, если управление наемным домом осуществляет наймодатель, именно он несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание наемного дома, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома. Речь, в частности, идет о соответствии управления требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если наемный дом является многоквартирным домом, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и собственникам и пользователям жилых домов.
Статья: Жилищная инспекция
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
Статья: Заявление и согласие как односторонние сделки в жилищном праве
(Семенова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Однако не все заявления, которые имеют право подавать субъекты жилищных правоотношений, могут быть признаны односторонними сделками в гражданско-правовом плане. Так, к примеру, заявление о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о фактах иных нарушений, которые являются основаниями для проведения внеплановой проверки органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и муниципальный контроль (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ), заявление о фактах нарушения в деятельности жилищно-строительного кооператива в контролирующий орган (п. 2 ч. 6 ст. 123.2 ЖК РФ) и т.д. Указанные заявления носят административный характер, а не гражданско-правовой, так как запускают механизм работы государственных органов в целях выполнения последними своих властных контрольно-надзорных функций, которые имеют именно административный, властный характер. Кроме этого, такие заявления, как заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое (п. 1 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ), заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), также нельзя отнести к односторонним сделкам, по причине того, что в данном случае не затрагиваются гражданско-правовые отношения, несмотря на то, что в последующем полученное согласие приведет к смене статуса объекта жилищных правоотношений, не придает таким отношениям между субъектами признака гражданско-правовых, а значит, нет оснований признать действия по подаче таких заявлений односторонней сделкой, так как в данном случае орган, давая согласие или отказывая в совершении действий, о которых запрашивает заинтересованное лицо, совершает публично-правовые функции, ведь речь идет о технической безопасности, определенных строительных нормах и правилах, нарушение которых может произойти. Как обращает внимание С.И. Суслова, соглашаясь с утверждением В.А. Белова, "носитель публичного требования предъявляет его потому, что необходимо должен такое предъявить", а не как в частноправовых отношениях, где обладатель права имеет к этому возможность, которую, естественно, вправе и не реализовывать" <9>.
(Семенова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Однако не все заявления, которые имеют право подавать субъекты жилищных правоотношений, могут быть признаны односторонними сделками в гражданско-правовом плане. Так, к примеру, заявление о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о фактах иных нарушений, которые являются основаниями для проведения внеплановой проверки органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и муниципальный контроль (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ), заявление о фактах нарушения в деятельности жилищно-строительного кооператива в контролирующий орган (п. 2 ч. 6 ст. 123.2 ЖК РФ) и т.д. Указанные заявления носят административный характер, а не гражданско-правовой, так как запускают механизм работы государственных органов в целях выполнения последними своих властных контрольно-надзорных функций, которые имеют именно административный, властный характер. Кроме этого, такие заявления, как заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое (п. 1 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ), заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), также нельзя отнести к односторонним сделкам, по причине того, что в данном случае не затрагиваются гражданско-правовые отношения, несмотря на то, что в последующем полученное согласие приведет к смене статуса объекта жилищных правоотношений, не придает таким отношениям между субъектами признака гражданско-правовых, а значит, нет оснований признать действия по подаче таких заявлений односторонней сделкой, так как в данном случае орган, давая согласие или отказывая в совершении действий, о которых запрашивает заинтересованное лицо, совершает публично-правовые функции, ведь речь идет о технической безопасности, определенных строительных нормах и правилах, нарушение которых может произойти. Как обращает внимание С.И. Суслова, соглашаясь с утверждением В.А. Белова, "носитель публичного требования предъявляет его потому, что необходимо должен такое предъявить", а не как в частноправовых отношениях, где обладатель права имеет к этому возможность, которую, естественно, вправе и не реализовывать" <9>.
Ситуация: Как выбрать управляющую компанию многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения или за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения или за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
Статья: Муниципальный жилищный контроль
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
Статья: Отключение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.