Одн тсж
Подборка наиболее важных документов по запросу Одн тсж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Холодное водоснабжение: Организация ВКХ хочет взыскать задолженность за холодную воду, поставленную на общедомовые нужды свыше нормативов потребления
(КонсультантПлюс, 2025)Между Организацией ВКХ и Абонентом заключен договор холодного водоснабжения (отпуска холодной воды) или смешанный договор водоснабжения и водоотведения. По мнению Организации ВКХ, Абонент - исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания МКД, ТСЖ, ЖСК и т.п.) не оплатил (полностью или в части) сверхнормативное потребление холодной воды на общедомовые нужды (ОДН).
(КонсультантПлюс, 2025)Между Организацией ВКХ и Абонентом заключен договор холодного водоснабжения (отпуска холодной воды) или смешанный договор водоснабжения и водоотведения. По мнению Организации ВКХ, Абонент - исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания МКД, ТСЖ, ЖСК и т.п.) не оплатил (полностью или в части) сверхнормативное потребление холодной воды на общедомовые нужды (ОДН).
Перспективы и риски арбитражного спора: Холодное водоснабжение: Организация ВКХ хочет взыскать с Абонента - исполнителя коммунальных услуг оплату за холодную воду, потребленную им на общедомовые нужды свыше нормативов потребления в отсутствие договора
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Организации ВКХ, Абонент не оплатил воду, поставленную свыше нормативов потребления на общедомовые нужды в дома, находящиеся под его управлением.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Организации ВКХ, Абонент не оплатил воду, поставленную свыше нормативов потребления на общедомовые нужды в дома, находящиеся под его управлением.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты банкротства ТСЖ
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)В-третьих, отрицательно сказываются на финансовом положении ТСЖ несовершенства правового регулирования, в частности несовпадение положений нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг, с положениями нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения ТСЖ с РСО <5>. К примеру, сумма платы РСО за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, у ТСЖ может быть выше, чем сумма, которую заплатят собственники помещений за эту услугу ТСЖ. Так как по общему правилу распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН) за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД. Поэтому размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в МКД, оплачивает ТСЖ <6>.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)В-третьих, отрицательно сказываются на финансовом положении ТСЖ несовершенства правового регулирования, в частности несовпадение положений нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг, с положениями нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения ТСЖ с РСО <5>. К примеру, сумма платы РСО за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, у ТСЖ может быть выше, чем сумма, которую заплатят собственники помещений за эту услугу ТСЖ. Так как по общему правилу распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН) за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД. Поэтому размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в МКД, оплачивает ТСЖ <6>.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Из современной судебной практики усматривается наличие споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и т.д.), возникающих при заключении договора ресурсоснабжения для поставки ресурса на общедомовые нужды (далее также - ОДН).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Из современной судебной практики усматривается наличие споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и т.д.), возникающих при заключении договора ресурсоснабжения для поставки ресурса на общедомовые нужды (далее также - ОДН).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"38(2). Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее - энергосервисный договор на общедомовые нужды), с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо о наделении указанных организации, товарищества или кооператива полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"38(2). Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее - энергосервисный договор на общедомовые нужды), с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо о наделении указанных организации, товарищества или кооператива полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
Статья: Разбирательство между ресурсоснабжающей и управляющей компаниями дошло до Верховного Суда
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Руководствуясь п. 26 Правил, суды указали, что принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает только установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице товарищества собственником жилья и УК и не освобождает последнее от погашения сформировавшейся задолженности, в том числе в части оплаты стоимости тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, так как в данном случае не происходит перемены лиц в спорном обязательстве. С учетом изложенного ответчик как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей обязан оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом. Аналогичные выводы изложены в судебных актах по делу N А09-14290/2016. Постановлениями Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2017 по делу N А54-477/2017 и от 27.06.2017 по делу N А09-14290/2016 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения (Определением Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 310-ЭС17-14933 по делу N А09-14290/2016 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Руководствуясь п. 26 Правил, суды указали, что принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает только установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице товарищества собственником жилья и УК и не освобождает последнее от погашения сформировавшейся задолженности, в том числе в части оплаты стоимости тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, так как в данном случае не происходит перемены лиц в спорном обязательстве. С учетом изложенного ответчик как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей обязан оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом. Аналогичные выводы изложены в судебных актах по делу N А09-14290/2016. Постановлениями Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2017 по делу N А54-477/2017 и от 27.06.2017 по делу N А09-14290/2016 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения (Определением Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 310-ЭС17-14933 по делу N А09-14290/2016 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Вопрос: По вопросу увеличения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
Вопрос: Как учитывается отрицательная разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальными приборами учета собственников помещений в МКД ("отрицательный ОДН") при расчетах между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
Вопрос: Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
Статья: К вопросу о смене управляющих организаций по управлению многоквартирными домами
(Смирнова И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Одни авторы (Т.С. Саяпина и др.) отмечают удобство такого управления для собственников, поскольку членство и управление осуществляют одни и те же лица, вследствие чего легче решать различные ситуации, связанные собственно с управлением общим имуществом, более прозрачными становятся механизмы расходования денежных средств на общедомовые нужды. Другие авторы (Р.А. Курбанов, Е.В. Богданов и др.) среди преимуществ выделяют: прямое управление имуществом и оказание коммунальных услуг, защиту собственников перед ресурсоснабжающими организациями, возможность ведения коммерческой деятельности и др. Бесспорно, что управление общим имуществом товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами доказывает свое преимущество по сравнению с непосредственным управлением.
(Смирнова И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Одни авторы (Т.С. Саяпина и др.) отмечают удобство такого управления для собственников, поскольку членство и управление осуществляют одни и те же лица, вследствие чего легче решать различные ситуации, связанные собственно с управлением общим имуществом, более прозрачными становятся механизмы расходования денежных средств на общедомовые нужды. Другие авторы (Р.А. Курбанов, Е.В. Богданов и др.) среди преимуществ выделяют: прямое управление имуществом и оказание коммунальных услуг, защиту собственников перед ресурсоснабжающими организациями, возможность ведения коммерческой деятельности и др. Бесспорно, что управление общим имуществом товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами доказывает свое преимущество по сравнению с непосредственным управлением.