Оценка фактического воздействия нормативно-правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка фактического воздействия нормативно-правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование отдельных аспектов системы государственного контроля и надзора для повышения эффективности государственного управления
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)- Методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - ОФВ) <8>;
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)- Методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - ОФВ) <8>;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Положения ч. 5 комментируемой статьи логически завершают механизм пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, который сформирован ч. 3 и 4 данной статьи и ст. 11 и 12 рассматриваемого Федерального закона. По истечении 6-летнего срока действия нормативного правового акта уполномоченный орган (уполномоченная организация) представляет доклад о достижении целей введения обязательных требований или проводит оценку фактического воздействия нормативного правового акта в соответствии со ст. 12 Федерального закона и в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" <1>, представляет указанные материалы в Правительственную комиссию по проведению административной реформы или ее подкомиссию (см. комментарий к ст. 12 данного Федерального закона).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Положения ч. 5 комментируемой статьи логически завершают механизм пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, который сформирован ч. 3 и 4 данной статьи и ст. 11 и 12 рассматриваемого Федерального закона. По истечении 6-летнего срока действия нормативного правового акта уполномоченный орган (уполномоченная организация) представляет доклад о достижении целей введения обязательных требований или проводит оценку фактического воздействия нормативного правового акта в соответствии со ст. 12 Федерального закона и в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" <1>, представляет указанные материалы в Правительственную комиссию по проведению административной реформы или ее подкомиссию (см. комментарий к ст. 12 данного Федерального закона).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных федеральным законом.
Статья: Место и роль государственного контроля (надзора) в механизме правового регулирования
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<17> Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" // СЗ РФ. 2021. N 3. Ст. 586.
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<17> Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" // СЗ РФ. 2021. N 3. Ст. 586.
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)- Постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <12>.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)- Постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <12>.
Статья: Эффективность административных актов таможенных органов
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)<5> Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023); Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023); Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2019 г. N 18 "О реализации пилотного проекта по оценке фактического воздействия принятых решений Евразийской экономической комиссии". URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 10.03.2023); Приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830 "Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023).
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)<5> Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023); Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023); Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2019 г. N 18 "О реализации пилотного проекта по оценке фактического воздействия принятых решений Евразийской экономической комиссии". URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 10.03.2023); Приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830 "Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023).
Интервью: Бизнес недооценил свое право регуляторного квазивето
("Закон", 2021, N 5)Член Подкомиссии по "регуляторной гильотине" и Подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по административной реформе.
("Закон", 2021, N 5)Член Подкомиссии по "регуляторной гильотине" и Подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по административной реформе.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<4> Например, оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в соответствии с Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83, или научной правовой экспертизы концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемой Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (данный вид экспертизы способен выявить как "ретроспективные", так и "перспективные" пробелы).
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<4> Например, оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в соответствии с Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83, или научной правовой экспертизы концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемой Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (данный вид экспертизы способен выявить как "ретроспективные", так и "перспективные" пробелы).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что зачастую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении причиненного вреда окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами. Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты. На это, в частности, было обращено внимание в Плане проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2019 год, утв. Протоколом Минэкономразвития России от 02.11.2018 N 31-МО.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что зачастую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении причиненного вреда окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами. Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты. На это, в частности, было обращено внимание в Плане проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2019 год, утв. Протоколом Минэкономразвития России от 02.11.2018 N 31-МО.
Статья: Эффективность правового регулирования финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Объекты оценки фактического воздействия нормативных актов регулятора обычно не затрагивают финансовый рынок, что свидетельствует о сложностях выявления эффективности его правового регулирования. Вместе с тем обязанность оценки фактического воздействия закреплена в Руководстве по надлежащей правовой процедуре для Совета по международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО). Так, установлено, что Правление данной организации обязано проводить анализ после внедрения каждого нового стандарта МСФО или существенной поправки к нему. Оценка фактического воздействия нормативного правового акта осуществляется после двух лет его применения, что позволяет получить достаточно объективную картину эффективности правового регулирования. Важно отметить, что Совет может принять решение о проведении оценки в ответ на изменения в финансовом положении или на жалобу в отношении качества стандарта от любого заинтересованного лица. Правление рассматривает комментарии, полученные от заинтересованных лиц в ходе консультаций, чтобы обобщить их и представить Совету, который делает собственные выводы и предлагает направления для совершенствования применяемых инструментов <3>.
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Объекты оценки фактического воздействия нормативных актов регулятора обычно не затрагивают финансовый рынок, что свидетельствует о сложностях выявления эффективности его правового регулирования. Вместе с тем обязанность оценки фактического воздействия закреплена в Руководстве по надлежащей правовой процедуре для Совета по международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО). Так, установлено, что Правление данной организации обязано проводить анализ после внедрения каждого нового стандарта МСФО или существенной поправки к нему. Оценка фактического воздействия нормативного правового акта осуществляется после двух лет его применения, что позволяет получить достаточно объективную картину эффективности правового регулирования. Важно отметить, что Совет может принять решение о проведении оценки в ответ на изменения в финансовом положении или на жалобу в отношении качества стандарта от любого заинтересованного лица. Правление рассматривает комментарии, полученные от заинтересованных лиц в ходе консультаций, чтобы обобщить их и представить Совету, который делает собственные выводы и предлагает направления для совершенствования применяемых инструментов <3>.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)<38> См.: Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 года N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 6. Ст. 965.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)<38> См.: Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 года N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 6. Ст. 965.
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)<22> См. п. 21 Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)<22> См. п. 21 Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454.
Статья: Правовая концепция "умного регулирования" финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2023, N 2)В настоящее время в отношении ОФВ на финансовом рынке Банком России не принято нормативных актов, однако существует правовое регулирование ОФВ в рамках государственного надзора (контроля), которое не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, устанавливаемых Банком России <18>. Так, ОФВ регулируется, в частности, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" (далее - Постановление N 2454), а также Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Постановление N 2454 предусматривает в качестве одного из возможных этапов процедуры оценки применения обязательных требований проведение ОФВ.
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2023, N 2)В настоящее время в отношении ОФВ на финансовом рынке Банком России не принято нормативных актов, однако существует правовое регулирование ОФВ в рамках государственного надзора (контроля), которое не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, устанавливаемых Банком России <18>. Так, ОФВ регулируется, в частности, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования" (далее - Постановление N 2454), а также Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Постановление N 2454 предусматривает в качестве одного из возможных этапов процедуры оценки применения обязательных требований проведение ОФВ.