Обзор услуги без госконтракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Обзор услуги без госконтракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2021 N 307-ЭС21-6521 по делу N А56-26264/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате проведения экспертизы.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления; стороны контракт на проведение экспертизы не заключали.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды указали на то, что по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления (пункт 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате проведения экспертизы.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления; стороны контракт на проведение экспертизы не заключали.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды указали на то, что по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления (пункт 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Неосновательное обогащение, не связанное с другими правоотношениями: Организация (ИП) хочет взыскать стоимость товаров (работ, услуг) или компенсацию расходов, понесенных без договора
(КонсультантПлюс, 2024)Если Ответчик указывает, что работы (услуги) не подлежат оплате, поскольку выполнены (оказаны) в отсутствие заключенного госконтракта (п. 4 ст. 1109 ГК РФ), Организация (ИП) может предоставить документы, свидетельствующие о невозможности отказа от выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015, п. 22 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
(КонсультантПлюс, 2024)Если Ответчик указывает, что работы (услуги) не подлежат оплате, поскольку выполнены (оказаны) в отсутствие заключенного госконтракта (п. 4 ст. 1109 ГК РФ), Организация (ИП) может предоставить документы, свидетельствующие о невозможности отказа от выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015, п. 22 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Взыскание стоимости поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (суммы неосновательного обогащения) при отсутствии государственного (муниципального) контрактаСпецифика правоотношений между сторонами состоит в предоставлении заказчику услуг теплоснабжения, а не в возмещении убытков. Исполнитель является единственной ресурсоснабжающей организацией по поставке отопления, горячего и холодного водоснабжения, стоимость услуг регулируется тарифами. Таким образом, к правоотношениям применяется ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заказчик мог осуществить закупку у единственного поставщика. Исполнитель вправе требовать оплатить оказанные услуги при отсутствии контракта (Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2015 по делу N 309-ЭС15-26, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Согласно п. 20 Обзора по Закону N 44-ФЗ, по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Согласно п. 20 Обзора по Закону N 44-ФЗ, по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В соответствии с п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ), по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления. Такой подход применим как в случае, когда государственный контракт заключен в отсутствие закупочных процедур, так и в случае, когда стороны контракта превысили согласованные объем и/или цену контракта в нарушение требований закона о допустимых изменениях контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В соответствии с п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ), по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления. Такой подход применим как в случае, когда государственный контракт заключен в отсутствие закупочных процедур, так и в случае, когда стороны контракта превысили согласованные объем и/или цену контракта в нарушение требований закона о допустимых изменениях контракта.