Обжалование тарифа на тепловую энергию
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование тарифа на тепловую энергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 64 "Основания освобождения от доказывания" КАС РФ"Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из закрепленного в части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципа преюдиции, признав установленным вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по состоявшемуся ранее административному делу N 2а-107/2021 по иску ФКУ "Управление Черноморского флота" об оспаривании приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021 - 2023 годы" обстоятельством, что ФКУ "Управление Черноморского флота" относится к организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности, является ресурсоснабжающей организацией."
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2025 по делу N А60-37036/2024
Требование: О взыскании убытков, понесенных при исполнении концессионного соглашения на эксплуатацию котельных.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Данное регулирование не исключает возможность оспаривания теплоснабжающей организацией установленного для нее экономически обоснованного тарифа, в случае если она действительно была вынуждена понести разумные и документально подтвержденные затраты, не учтенные при установлении такого тарифа.
Требование: О взыскании убытков, понесенных при исполнении концессионного соглашения на эксплуатацию котельных.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Данное регулирование не исключает возможность оспаривания теплоснабжающей организацией установленного для нее экономически обоснованного тарифа, в случае если она действительно была вынуждена понести разумные и документально подтвержденные затраты, не учтенные при установлении такого тарифа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охраняемые законом интересы, или Эссе о пользе изучения доктрины
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Впервые с проблемой понимания защиты законного интереса мы столкнулись при обжаловании судебного акта, вынесенного арбитражным судом по делу об оспаривании нормативного акта об установлении тарифов на тепловую энергию.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Впервые с проблемой понимания защиты законного интереса мы столкнулись при обжаловании судебного акта, вынесенного арбитражным судом по делу об оспаривании нормативного акта об установлении тарифов на тепловую энергию.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Поскольку нормативным правовым актом устанавливаются тарифы на услуги для данных организаций, очевиден их правовой интерес участия в деле об оспаривании такого акта. К примеру, по делу об оспаривании нормативного акта, которым установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую для населения и предприятий данного муниципального образования, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются следующие заинтересованные организации: коммерческая организация - производитель тепловой энергии, а также муниципальное предприятие - получатель и перепродавец тепловой энергии конкретным потребителям.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Поскольку нормативным правовым актом устанавливаются тарифы на услуги для данных организаций, очевиден их правовой интерес участия в деле об оспаривании такого акта. К примеру, по делу об оспаривании нормативного акта, которым установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую для населения и предприятий данного муниципального образования, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются следующие заинтересованные организации: коммерческая организация - производитель тепловой энергии, а также муниципальное предприятие - получатель и перепродавец тепловой энергии конкретным потребителям.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. В случае принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. В случае принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N АПЛ19-243
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N АКПИ19-21, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 534>Судом первой инстанции правильно отмечено, что положения оспариваемой нормы относятся к методам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и применяются в равной мере ко всем субъектам, осуществляющим регулируемый вид деятельности, ввиду чего не могут рассматриваться как противоречащие пункту 8 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", а также пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении".
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N АКПИ19-21, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 534>Судом первой инстанции правильно отмечено, что положения оспариваемой нормы относятся к методам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и применяются в равной мере ко всем субъектам, осуществляющим регулируемый вид деятельности, ввиду чего не могут рассматриваться как противоречащие пункту 8 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", а также пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении".
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрациейДовод заявителя о том, что тарифы на тепловую энергию являются регулируемыми, а общество "ОГК-1" самостоятельно их не формирует, поэтому увеличение указанных тарифов не является результатом деятельности названного общества и не может повлиять на усиление его доминирующего положения, отклонен судом апелляционной инстанции обоснованно. Именно заключение оспариваемой сделки повлекло изменение тарифов, что отразилось на увеличении затрат конечных потребителей тепловой энергии, не имеющих возможности выбора другого поставщика..."
Статья: Особенности пересмотра в гражданском и арбитражном процессе судебных актов по новым обстоятельствам в случае признания недействующими тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов их потребления
(Степанов В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)В то же время в судебной практике встречается и спорный подход, что самой по себе отмены акта об установлении тарифа или норматива недостаточно для пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов. Так, в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г. по делу N 2-2609/3-2019 со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 отмечается, что применение судом тарифов, которые впоследствии признаны недействующими, не может служить основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку имеется иной механизм урегулирования возникших правоотношений. В соответствии с позицией суда снижение тарифов ресурсоснабжающей организации посредством принятия заменяющего нормативного правового акта основанием для отмены обжалуемого судебного акта являться не может, поскольку не опровергает выводов суда о том, что на дату рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по новым обстоятельствам иные тарифы на тепловую энергию утверждены не были <7>.
(Степанов В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)В то же время в судебной практике встречается и спорный подход, что самой по себе отмены акта об установлении тарифа или норматива недостаточно для пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов. Так, в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г. по делу N 2-2609/3-2019 со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 отмечается, что применение судом тарифов, которые впоследствии признаны недействующими, не может служить основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку имеется иной механизм урегулирования возникших правоотношений. В соответствии с позицией суда снижение тарифов ресурсоснабжающей организации посредством принятия заменяющего нормативного правового акта основанием для отмены обжалуемого судебного акта являться не может, поскольку не опровергает выводов суда о том, что на дату рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по новым обстоятельствам иные тарифы на тепловую энергию утверждены не были <7>.
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)4) субъективная сторона нарушения (вина) - отношение субъекта нарушения к совершаемым действиям (бездействию), образующим объективную сторону нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которое всегда выражается в форме умысла и никогда в форме неосторожности. На основе анализа материалов дела апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя нет признаков виновного поведения, направленного на нарушение порядка ценообразования тарифа на передачу тепловой энергии, результатом которых явились или могли явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Указанные обстоятельства являются самостоятельным (достаточным) основанием для признания незаконными оспариваемого решения ответчика и вынесенных на его основания предписаний (в связи с отсутствием вины лица, в отношении которого вынесено решение).
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)4) субъективная сторона нарушения (вина) - отношение субъекта нарушения к совершаемым действиям (бездействию), образующим объективную сторону нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которое всегда выражается в форме умысла и никогда в форме неосторожности. На основе анализа материалов дела апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя нет признаков виновного поведения, направленного на нарушение порядка ценообразования тарифа на передачу тепловой энергии, результатом которых явились или могли явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Указанные обстоятельства являются самостоятельным (достаточным) основанием для признания незаконными оспариваемого решения ответчика и вынесенных на его основания предписаний (в связи с отсутствием вины лица, в отношении которого вынесено решение).
Статья: К вопросу о возможности оспаривания в судебном порядке нормативных тарифных предписаний, прекративших действие или не вступивших в силу
(Усольцева З.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В качестве одной из особенностей тарифных предписаний можно отметить то, что они, как правило, устанавливают действие тарифа на определенный срок (например, распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 23 июня 2021 г. N 100-Р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 год" <1>) и утрачивают силу в результате истечения срока действия. Нормативные тарифные предписания также могут утратить силу вследствие отмены (замены) акта компетентным органом, в том числе при издании нового нормативного акта, устанавливающего новые тарифы на коммунальные ресурсы или услуги.
(Усольцева З.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В качестве одной из особенностей тарифных предписаний можно отметить то, что они, как правило, устанавливают действие тарифа на определенный срок (например, распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 23 июня 2021 г. N 100-Р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 год" <1>) и утрачивают силу в результате истечения срока действия. Нормативные тарифные предписания также могут утратить силу вследствие отмены (замены) акта компетентным органом, в том числе при издании нового нормативного акта, устанавливающего новые тарифы на коммунальные ресурсы или услуги.