Обжалование решения комиссии по урегулированию конфликта интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения комиссии по урегулированию конфликта интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.05.2024 по делу N 33а-2984/2024 (УИД 56RS0015-01-2023-001178-11)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об установлении факта наличия конфликта интересов, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования и депутата.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что между органом местного самоуправления в лице главы муниципального образования и директором общества, являющимся одновременно депутатом, без проведения конкурентных процедур были заключены договоры аренды муниципального имущества, которое использовалось в коммерческой деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.Принятое комиссией по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов решение от 17 августа 2023 года, которым в отношении Ч.В.В. не установлены нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, не свидетельствует о законности оспариваемого решения, так как Совет депутатов не связан результатами проверки, проводимой комитетом по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области, комиссией по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, поскольку к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об установлении факта наличия конфликта интересов, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования и депутата.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что между органом местного самоуправления в лице главы муниципального образования и директором общества, являющимся одновременно депутатом, без проведения конкурентных процедур были заключены договоры аренды муниципального имущества, которое использовалось в коммерческой деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.Принятое комиссией по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов решение от 17 августа 2023 года, которым в отношении Ч.В.В. не установлены нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, не свидетельствует о законности оспариваемого решения, так как Совет депутатов не связан результатами проверки, проводимой комитетом по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области, комиссией по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, поскольку к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2023 N 88а-17922/2023 (УИД 31RS0016-01-2022-001812-23)
Категория: 1) Споры с органами власти; 2) Споры с органами прокуратуры.
Требования: 1) О признании незаконным решения комиссии об установлении факта заключения трудового договора в нарушение ст. 12 Закона о противодействии коррупции; 2) О признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельства: Гражданин ссылается на то, что его трудоустройство не влечет коррупционных проявлений и возможности возникновения конфликта публичных и частных интересов, в период замещения должности государственной гражданской службы он не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении филиала, где сейчас трудоустроен.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Кроме того, выводы суда об ошибочности указаний в оспариваемом решении Комиссии на наличие коррупционных рисков в связи с трудоустройством В.В.В. в Обществе применительно к приведенному в законе понятию конфликта интересов, обоснованы лишь тем, что В.В.В. трудоустраивался в Общество, а не на государственную гражданскую (муниципальную) службу. Такая позиция суда апелляционной инстанции не согласуется с приведенным выше регулированием. Трудоустройство бывшего государственного гражданского служащего в хозяйственное общество, а не на государственную гражданскую (муниципальную) службу само по себе не исключает наличие коррупционных рисков.
Категория: 1) Споры с органами власти; 2) Споры с органами прокуратуры.
Требования: 1) О признании незаконным решения комиссии об установлении факта заключения трудового договора в нарушение ст. 12 Закона о противодействии коррупции; 2) О признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельства: Гражданин ссылается на то, что его трудоустройство не влечет коррупционных проявлений и возможности возникновения конфликта публичных и частных интересов, в период замещения должности государственной гражданской службы он не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении филиала, где сейчас трудоустроен.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Кроме того, выводы суда об ошибочности указаний в оспариваемом решении Комиссии на наличие коррупционных рисков в связи с трудоустройством В.В.В. в Обществе применительно к приведенному в законе понятию конфликта интересов, обоснованы лишь тем, что В.В.В. трудоустраивался в Общество, а не на государственную гражданскую (муниципальную) службу. Такая позиция суда апелляционной инстанции не согласуется с приведенным выше регулированием. Трудоустройство бывшего государственного гражданского служащего в хозяйственное общество, а не на государственную гражданскую (муниципальную) службу само по себе не исключает наличие коррупционных рисков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Таким образом, неточность нормативных положений и наличие пробелов в законодательстве, раскрывающем вопросы урегулирования конфликта интересов, может повлечь как нарушение прав государственного служащего на объективное рассмотрение случаев конфликта, так и нарушение государственных и общественных интересов. Круг используемых способов урегулирования конфликта интересов достаточно узок, в связи с чем малоэффективен. При этом закрепленные способы практически не имеют законодательной регламентации по их реализации <18>. Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне новые эффективные способы урегулирования конфликта интересов, а именно: делегирование полномочий государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, другому служащему; отстранение государственного служащего на постоянной либо временной основе от выполнения функций, которые послужили причиной возникновения или предпосылкой для возникновения конфликта интересов; ограничение на время урегулирования конфликта допуска служащего к соответствующим сведениям, если конфликт связан с их использованием; дополнительное изучение решений и действий государственного служащего; введение особого контроля за исполнением государственным служащим должностных обязанностей в конфликтной ситуации. Стоит уделить внимание и отсутствию должной правовой регламентации в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Необходимо разрешить вопросы, касающиеся принципов их деятельности, а также установить порядок обжалования вынесенных ими решений.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Таким образом, неточность нормативных положений и наличие пробелов в законодательстве, раскрывающем вопросы урегулирования конфликта интересов, может повлечь как нарушение прав государственного служащего на объективное рассмотрение случаев конфликта, так и нарушение государственных и общественных интересов. Круг используемых способов урегулирования конфликта интересов достаточно узок, в связи с чем малоэффективен. При этом закрепленные способы практически не имеют законодательной регламентации по их реализации <18>. Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне новые эффективные способы урегулирования конфликта интересов, а именно: делегирование полномочий государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, другому служащему; отстранение государственного служащего на постоянной либо временной основе от выполнения функций, которые послужили причиной возникновения или предпосылкой для возникновения конфликта интересов; ограничение на время урегулирования конфликта допуска служащего к соответствующим сведениям, если конфликт связан с их использованием; дополнительное изучение решений и действий государственного служащего; введение особого контроля за исполнением государственным служащим должностных обязанностей в конфликтной ситуации. Стоит уделить внимание и отсутствию должной правовой регламентации в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Необходимо разрешить вопросы, касающиеся принципов их деятельности, а также установить порядок обжалования вынесенных ими решений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи ИП, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <7>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <8>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи ИП, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <7>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, на паритетных началах. Комиссия образуется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, на паритетных началах. Комиссия образуется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
Статья: Некоторые аспекты процедуры привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В случае когда материалы проверки направляются для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, окончательное решение принимается по итогам заседания данной комиссии и при учете ее рекомендаций.
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В случае когда материалы проверки направляются для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, окончательное решение принимается по итогам заседания данной комиссии и при учете ее рекомендаций.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи индивидуальным предпринимателем, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <3>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <4>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи индивидуальным предпринимателем, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <3>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <4>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Бывший служащий имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Бывший служащий имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае одновременного наличия следующих обстоятельств: