Обжалование предписание инспекции труда кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование предписание инспекции труда кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 219 "Срок обращения с административным исковым заявлением в суд" КАС РФ"При этом, руководствуясь положениями части 7 статьи 219 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, установив, что представителем Республиканской клинической психиатрической больницы в установленном законом порядке предписание обжаловано вышестоящему должностному лицу - руководителю Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Ш., на что ответа не последовало, и учитывая отсутствие недобросовестного поведения со стороны административного истца, который, не получив ответа на возражение, в кратчайший срок обратился в Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики с иском об оспаривании предписания, пришел к выводу о восстановлении срока на обращение с административным иском в суд."
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 N 88а-476/2023 по делу N 2а-4242/2020 (УИД 78RS0022-01-2020-003064-77)
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Государственным инспектором труда было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, обязывающее истца внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка.
Решение: Удовлетворено.Отменяя решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и исходя из того, что установленные трудовой инспекцией нарушения не носят очевидного и бесспорного характера, не свидетельствуют о нарушении конкретных норм трудового законодательства, а само предписание направлено на фактические разрешение возникшего между З. и работодателем индивидуального трудового спора, пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого предписания незаконным, посчитав, что оно вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Государственным инспектором труда было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, обязывающее истца внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка.
Решение: Удовлетворено.Отменяя решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и исходя из того, что установленные трудовой инспекцией нарушения не носят очевидного и бесспорного характера, не свидетельствуют о нарушении конкретных норм трудового законодательства, а само предписание направлено на фактические разрешение возникшего между З. и работодателем индивидуального трудового спора, пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого предписания незаконным, посчитав, что оно вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательность административных актов: на примере расследования несчастных случаев на производстве (пределы и сравнительно-правовые аспекты)
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Кодекс административного судопроизводства РФ <12> позволяет оспаривать решения (акты) государственной инспекции труда в порядке административного судопроизводства. Такие административные акты, принятые в форме распоряжений о проведении дополнительного расследования, заключений, предписаний, и другие подобные по своей правовой природе решения, изданные в процессе или по итогам расследования несчастного случая на производстве, могут быть оспорены в трехмесячный срок (ст. 219 КАС РФ).
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Кодекс административного судопроизводства РФ <12> позволяет оспаривать решения (акты) государственной инспекции труда в порядке административного судопроизводства. Такие административные акты, принятые в форме распоряжений о проведении дополнительного расследования, заключений, предписаний, и другие подобные по своей правовой природе решения, изданные в процессе или по итогам расследования несчастного случая на производстве, могут быть оспорены в трехмесячный срок (ст. 219 КАС РФ).
Вопрос: Предписание государственной инспекции труда нужно оспаривать по нормам ГПК РФ или КАС РФ?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Подборки и консультации Горячей линии
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Подборки и консультации Горячей линии
Статья: Проблемы разграничения подсудности и компетенции гражданских, арбитражных и административных дел
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 12)В заключение отметим, что в соответствии с КАС РФ должны разрешаться требования о гражданско-правовых последствиях в отношении заявителя действий, решений, бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, оспариваемых при рассмотрении административных дел. В то время как в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры о праве гражданском, т.е. споры субъектов, находящихся в равном положении и имеющих противоположные интересы относительно предмета притязания. При этом как минимум одна из спорящих сторон должна заявлять о возникновении у нее права на предмет притязания вне связи с оспариванием по делу постановления органа публичной власти. Например, это дела, касающиеся нарушения органами власти прав конкретного лица по жилищному учету, предоставлению жилых помещений, прав на перепланировку и переустройство жилых помещений; трудовые дела, связанные с оспариванием работодателями предписаний трудовых инспекций в ситуациях, касающихся нарушения прав конкретного работника; дела о предоставлении конкретному лицу земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 12)В заключение отметим, что в соответствии с КАС РФ должны разрешаться требования о гражданско-правовых последствиях в отношении заявителя действий, решений, бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, оспариваемых при рассмотрении административных дел. В то время как в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры о праве гражданском, т.е. споры субъектов, находящихся в равном положении и имеющих противоположные интересы относительно предмета притязания. При этом как минимум одна из спорящих сторон должна заявлять о возникновении у нее права на предмет притязания вне связи с оспариванием по делу постановления органа публичной власти. Например, это дела, касающиеся нарушения органами власти прав конкретного лица по жилищному учету, предоставлению жилых помещений, прав на перепланировку и переустройство жилых помещений; трудовые дела, связанные с оспариванием работодателями предписаний трудовых инспекций в ситуациях, касающихся нарушения прав конкретного работника; дела о предоставлении конкретному лицу земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры должны рассматриваться по правилам КАС РФ.
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры должны рассматриваться по правилам КАС РФ.
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: проблемы и пути их решения в практике Смоленского областного суда
(Штейнле А.Л.)
("Судья", 2017, N 3)- об оспаривании предписания трудовой инспекции.
(Штейнле А.Л.)
("Судья", 2017, N 3)- об оспаривании предписания трудовой инспекции.
"Трудовое право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Колобова С.В., Сергеенко Ю.С.)
("Юстицинформ", 2018)- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Колобова С.В., Сергеенко Ю.С.)
("Юстицинформ", 2018)- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Статья: Участие прокурора в трудовых спорах: судебная практика
(Бондарева С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2018, N 10)Примечание. Вопрос о том, как оспариваются предписания ГИТ (по правилам ГПК РФ или КАС РФ), был подробно рассмотрен в статье "Судебное обжалование предписаний инспекции труда" на с. 56 журнала N 10, 2017.
(Бондарева С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2018, N 10)Примечание. Вопрос о том, как оспариваются предписания ГИТ (по правилам ГПК РФ или КАС РФ), был подробно рассмотрен в статье "Судебное обжалование предписаний инспекции труда" на с. 56 журнала N 10, 2017.
Статья: Оспариваем результаты проведенной проверки
(Павелин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 6)Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ - при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).
(Павелин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 6)Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ - при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).
Статья: Не согласны с результатами проверки инспекции по труду? Обжалуйте
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 3)Обратите внимание! Для обжалования в судебном порядке предписания трудового инспектора, выданного в случае выявления очевидного нарушения работодателем трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, в ответ на обращение профсоюза, работника или другого лица в трудовую инспекцию по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (например, комиссии по трудовым спорам), за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда, установлен срок 10 дней (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 3)Обратите внимание! Для обжалования в судебном порядке предписания трудового инспектора, выданного в случае выявления очевидного нарушения работодателем трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, в ответ на обращение профсоюза, работника или другого лица в трудовую инспекцию по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (например, комиссии по трудовым спорам), за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда, установлен срок 10 дней (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Статья: Судебное обжалование предписаний инспекции труда
(Ломакина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2017, N 10)Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового Кодекса.
(Ломакина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2017, N 10)Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового Кодекса.
Статья: Невыплата заработной платы: чем рискует работодатель?
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 10)Чтобы проконтролировать исполнение выданного работодателю предписания, трудовая инспекция может провести внеплановую проверку. Как сказано выше, работодатель может обжаловать предписание ГИТ в суде в течение 10 дней с момента его получения (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 10)Чтобы проконтролировать исполнение выданного работодателю предписания, трудовая инспекция может провести внеплановую проверку. Как сказано выше, работодатель может обжаловать предписание ГИТ в суде в течение 10 дней с момента его получения (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).