Обыск осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обыск осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов" УК РФ"Кроме того, как установлено судом, свидетель ФИО109 пояснил об использовании гаража N В.И.Н., что согласуется с данными протокола обыска в гараже и обнаружении там 21 патрона калибра 9x18 мм, признанных заключением эксперта боеприпасами, показаниями осужденного о нахождении его в гаражном боксе, когда на оружие "Вепрь" и "Сайга" было установлено оборудование, протоколом обыска в жилище В.И.Н., где были обнаружены карабины, в конструкцию которых согласно заключению эксперта-баллиста внесены изменения самодельным способом и 10 патронов калибра 9x39 мм, являющихся по заключению эксперта боеприпасами, в связи с чем суд пришел к верному выводу о виновности В.И.Н. в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 182 "Основания и порядок производства обыска" УПК РФ"Отсутствие согласия всех собственников квартиры на проведение обыска - исходя из положений ст. 182 УПК РФ, вопреки доводам жалобы осужденного Х., не является основанием для признания данного следственного действия незаконным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обыск: режимное мероприятие и следственное действие
(Валов С.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)В целях обеспечения режима в исправительных учреждениях и в местах содержания под стражей сотрудникам УУИС предоставлено право производить обыски осужденных, подозреваемых (обвиняемых), их вещей, помещений, а также право изымать запрещенные вещи и документы <10>. Цель проведения режимного обыска определена предельно точно: обнаружение и изъятие запрещенных в УУИС вещей, предметов и продуктов питания, перечень которых определен ПВР для каждого вида УУИС, а также изъятие вещей, предметов и продуктов питания, не принадлежащих подозреваемым (обвиняемым) и осужденным <11>.
(Валов С.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)В целях обеспечения режима в исправительных учреждениях и в местах содержания под стражей сотрудникам УУИС предоставлено право производить обыски осужденных, подозреваемых (обвиняемых), их вещей, помещений, а также право изымать запрещенные вещи и документы <10>. Цель проведения режимного обыска определена предельно точно: обнаружение и изъятие запрещенных в УУИС вещей, предметов и продуктов питания, перечень которых определен ПВР для каждого вида УУИС, а также изъятие вещей, предметов и продуктов питания, не принадлежащих подозреваемым (обвиняемым) и осужденным <11>.
Статья: Особенности правоприменения по делам о правонарушениях экстремистской направленности
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)7. При решении вопроса о том, есть ли в действиях лица состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, в случае наличия у такого лица запрещенной символики в виде татуировки, необходимо учитывать совокупность всех обстоятельств дела. Так, представляется возможным наказывать по этой статье в следующих случаях: а) если такая татуировка находится на таком участке тела, который является свободно просматриваемым, б) при целенаправленных жестах, направленных на ознакомление с татуировкой других лиц. В случае обнаружения татуировки сотрудниками правоохранительных органов (например, при личном обыске осужденного) и отсутствия любого из двух вышеперечисленных случаев содеянное не должно образовывать состав административного правонарушения.
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)7. При решении вопроса о том, есть ли в действиях лица состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, в случае наличия у такого лица запрещенной символики в виде татуировки, необходимо учитывать совокупность всех обстоятельств дела. Так, представляется возможным наказывать по этой статье в следующих случаях: а) если такая татуировка находится на таком участке тела, который является свободно просматриваемым, б) при целенаправленных жестах, направленных на ознакомление с татуировкой других лиц. В случае обнаружения татуировки сотрудниками правоохранительных органов (например, при личном обыске осужденного) и отсутствия любого из двух вышеперечисленных случаев содеянное не должно образовывать состав административного правонарушения.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
(ред. от 07.04.2025)5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья: Организационно-правовые риски, которые могут возникнуть при организации деятельности подразделений, осуществляющих обеспечение режима и надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации объединенного типа
(Назарова А.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)В частности, речь идет не только и не столько о недопущении визуальных контактов между различными категориями осужденных (осужденных и заключенных), но и о невербальном их общении. Как показывает практика функционирования локальных, локально-профилактических участков, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, помещений штрафных изоляторов и помещений камерного типа, обеспечить полную изоляцию содержащихся там осужденных и заключенных, устранить их информационные контакты не удавалось <5>. В то же время, анализируя имеющиеся схемы планируемого учреждения объединенного типа, возможно сделать вывод о риске возникновения в нем рассмотренной выше проблемы, так как там планируются к проектированию здания общего назначения. Это дает основание полагать, что присутствует риск нарушения положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <6> (далее - УИК РФ), предусматривающих раздельное содержание осужденных. Это в первую очередь может выражаться в том, что лица, осуществляющие хозяйственное обслуживание, являющиеся дневальными данных помещений, будут взаимодействовать с осужденными других режимов, иного пола. Вызывает вопросы и проведение культурно-массовых мероприятий в едином помещении, так как остаются вопросы о форме их проведения: они будут проводиться в рамках целого учреждения объединенного типа (что влечет нарушение раздельного содержания осужденных) или в зависимости от действующего деления, что повлечет необходимость тщательного и продуманного построения распорядка дня осужденных, содержащихся в каждом участке учреждения объединенного типа, проведения в отношении содержащихся в данном учреждении лиц режимных мероприятий. В частности, при неправильном распределении мужчин и женщин в дежурной смене учреждения или при некомплекте кого-либо пола сотрудников в режимном подразделении могут возникнуть трудности с проведением обыска, например, осужденных женщин либо помещений их проживания.
(Назарова А.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)В частности, речь идет не только и не столько о недопущении визуальных контактов между различными категориями осужденных (осужденных и заключенных), но и о невербальном их общении. Как показывает практика функционирования локальных, локально-профилактических участков, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, помещений штрафных изоляторов и помещений камерного типа, обеспечить полную изоляцию содержащихся там осужденных и заключенных, устранить их информационные контакты не удавалось <5>. В то же время, анализируя имеющиеся схемы планируемого учреждения объединенного типа, возможно сделать вывод о риске возникновения в нем рассмотренной выше проблемы, так как там планируются к проектированию здания общего назначения. Это дает основание полагать, что присутствует риск нарушения положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <6> (далее - УИК РФ), предусматривающих раздельное содержание осужденных. Это в первую очередь может выражаться в том, что лица, осуществляющие хозяйственное обслуживание, являющиеся дневальными данных помещений, будут взаимодействовать с осужденными других режимов, иного пола. Вызывает вопросы и проведение культурно-массовых мероприятий в едином помещении, так как остаются вопросы о форме их проведения: они будут проводиться в рамках целого учреждения объединенного типа (что влечет нарушение раздельного содержания осужденных) или в зависимости от действующего деления, что повлечет необходимость тщательного и продуманного построения распорядка дня осужденных, содержащихся в каждом участке учреждения объединенного типа, проведения в отношении содержащихся в данном учреждении лиц режимных мероприятий. В частности, при неправильном распределении мужчин и женщин в дежурной смене учреждения или при некомплекте кого-либо пола сотрудников в режимном подразделении могут возникнуть трудности с проведением обыска, например, осужденных женщин либо помещений их проживания.
Статья: Личный досмотр физического лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), - проблемы правового регулирования и практика применения
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)На сегодняшний день в российском законодательстве содержится более 15 видов различного рода досмотровых мероприятий физического лица и вещей, находящихся при нем. К ним, в частности, относятся: досмотровые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) (12 видов досмотров и осмотров, которые носят как принудительный характер, например осмотр задержанного лица, предусмотренный ч. 16 ст. 14 Федерального закона N 3-ФЗ, так и добровольный характер, например осмотр, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ); наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных (п. 266 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <2>); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ); личный обыск, предусмотренный ст. 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); личный обыск подозреваемых и обвиняемых при задержании и заключении под стражу (Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 <5>, Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 <6>); обыск осужденных и досмотр их вещей (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <7>, далее - УИК РФ); личный таможенный досмотр (ст. 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <8>, далее - ТК ЕАЭС) и т.д.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)На сегодняшний день в российском законодательстве содержится более 15 видов различного рода досмотровых мероприятий физического лица и вещей, находящихся при нем. К ним, в частности, относятся: досмотровые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) (12 видов досмотров и осмотров, которые носят как принудительный характер, например осмотр задержанного лица, предусмотренный ч. 16 ст. 14 Федерального закона N 3-ФЗ, так и добровольный характер, например осмотр, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ); наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных (п. 266 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <2>); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ); личный обыск, предусмотренный ст. 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); личный обыск подозреваемых и обвиняемых при задержании и заключении под стражу (Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 <5>, Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 <6>); обыск осужденных и досмотр их вещей (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <7>, далее - УИК РФ); личный таможенный досмотр (ст. 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <8>, далее - ТК ЕАЭС) и т.д.