Обязательный аудит и ПБУ 18
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит и ПБУ 18 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок применения кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учете?
(Консультация эксперта, 2026)Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, вправе признавать доходы и расходы по мере их оплаты (погашения задолженности), то есть кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
(Консультация эксперта, 2026)Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, вправе признавать доходы и расходы по мере их оплаты (погашения задолженности), то есть кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Разниц, подлежащих учету в соответствии с ПБУ 18/02, нет.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Разниц, подлежащих учету в соответствии с ПБУ 18/02, нет.
Нормативные акты
Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 N ИС-учет-18
<Об изменениях Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н>В случае, когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального аудитора); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); основной государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП).
<Об изменениях Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н>В случае, когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального аудитора); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); основной государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП).
Административная практика
Решение Московского УФАС России от 09.07.2024 по делу N 077/07/00-8877/2024
Нарушение: ст. 6 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ПАО "О" (далее - Организатор закупки) при проведении закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету (РСБУ) за 2024 год (реестровый N 240002228200114, далее - Закупка),
Нарушение: ст. 6 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ПАО "О" (далее - Организатор закупки) при проведении закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету (РСБУ) за 2024 год (реестровый N 240002228200114, далее - Закупка),
Решение Чукотского УФАС России от 06.03.2024 N 087/07/3.2-17/2024
Обстоятельства: По мнению Заявителя, по результатам Итогового протокола победителем неправомерно определен другой участник (Идентификационный номер заявки N 209).
Решение: Признать жалобу необоснованной.- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (статьи, новости и разъяснения);
Обстоятельства: По мнению Заявителя, по результатам Итогового протокола победителем неправомерно определен другой участник (Идентификационный номер заявки N 209).
Решение: Признать жалобу необоснованной.- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (статьи, новости и разъяснения);
Статья: Обязательная аудиторская проверка
(Букач Е.)
("Новая бухгалтерия", 2007, N 12)В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.
(Букач Е.)
("Новая бухгалтерия", 2007, N 12)В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.
Статья: "МаркИтплейс" и "конвертАция": почтовые расходы в бухучете
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Если вы применяете в бухучете кассовый метод признания доходов и расходов, то стоимость запасов спишите только после их получения и оплаты. При этом аванс (предоплату) в расходы не включайте (п. 18 ПБУ 10/99, ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете N 402-ФЗ).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Если вы применяете в бухучете кассовый метод признания доходов и расходов, то стоимость запасов спишите только после их получения и оплаты. При этом аванс (предоплату) в расходы не включайте (п. 18 ПБУ 10/99, ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете N 402-ФЗ).
Статья: Модернизация ОС и ПБУ 18/02 (учет временных разниц по ПБУ 18/02, возникающих при амортизации модернизированных ОС линейным методом)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2016, N 13)Не применять ПБУ 18/02 могут организации, которые вправе вести упрощенный бухучет, составлять упрощенную бухотчетность <5>. Такая возможность есть, в частности, у коммерческих малых предприятий <6>. Если, конечно, они не являются микрофинансовыми, а их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту <7>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2016, N 13)Не применять ПБУ 18/02 могут организации, которые вправе вести упрощенный бухучет, составлять упрощенную бухотчетность <5>. Такая возможность есть, в частности, у коммерческих малых предприятий <6>. Если, конечно, они не являются микрофинансовыми, а их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту <7>.
Статья: Упростить бухгалтерский учет не просто (проблемы малых предприятий)
(Степанов С.В.)
("Налоговая политика и практика", 2010, N 6)В отчет о кассовой прибыли также включен показатель выручки, выступающий критерием субъекта малого предпринимательства. В связи с этим графу 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" Книги учета доходов и расходов целесообразно разделить на две части - 4а "Выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав" и 4б "Внереализационные доходы". Выручку для целей обязательного аудита обсуждать преждевременно, поскольку Государственной Думой уже принят в 1-м чтении законопроект о ее повышении до уровня, практически несовместимого с применением УСН [9].
(Степанов С.В.)
("Налоговая политика и практика", 2010, N 6)В отчет о кассовой прибыли также включен показатель выручки, выступающий критерием субъекта малого предпринимательства. В связи с этим графу 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" Книги учета доходов и расходов целесообразно разделить на две части - 4а "Выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав" и 4б "Внереализационные доходы". Выручку для целей обязательного аудита обсуждать преждевременно, поскольку Государственной Думой уже принят в 1-м чтении законопроект о ее повышении до уровня, практически несовместимого с применением УСН [9].
"Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для торговых организаций"
(Ракитина М.Ю., Арутюнова О.Л., Шарова С.В.)
("Статус-Кво 97", 2003)Нельзя забывать и о том, что аудиторы не смогут дать организации положительное заключение о достоверности ее отчетности, если в бухгалтерском учете не отражены все необходимые показатели, в частности отложенный налог на прибыль. Поэтому предприятиям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, скорее всего придется применять ПБУ 18/02. Хотя бы частично. Применить же новое Положение полностью в сегодняшних условиях просто нереально: слишком велика разница между двумя учетами. И в этом убеждены большинство специалистов.
(Ракитина М.Ю., Арутюнова О.Л., Шарова С.В.)
("Статус-Кво 97", 2003)Нельзя забывать и о том, что аудиторы не смогут дать организации положительное заключение о достоверности ее отчетности, если в бухгалтерском учете не отражены все необходимые показатели, в частности отложенный налог на прибыль. Поэтому предприятиям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, скорее всего придется применять ПБУ 18/02. Хотя бы частично. Применить же новое Положение полностью в сегодняшних условиях просто нереально: слишком велика разница между двумя учетами. И в этом убеждены большинство специалистов.
Статья: Современный взгляд на применение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" в системе бухгалтерского учета организаций
(Кемаева С.А., Лодыгина Е.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 15)Важно отметить, что требования ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" применимы как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям (далее - НКО), которые ведут деятельность, приносящую доход, если такая деятельность предусмотрена учредительными документами НКО [9].
(Кемаева С.А., Лодыгина Е.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 15)Важно отметить, что требования ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" применимы как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям (далее - НКО), которые ведут деятельность, приносящую доход, если такая деятельность предусмотрена учредительными документами НКО [9].
Статья: Обновление форм бухгалтерской отчетности
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 7)В случае когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту (это нужно отметить в специальном поле), в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются:
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 7)В случае когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту (это нужно отметить в специальном поле), в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются:
Статья: Отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты
(Кварандзия А.А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2012, N 2)Расчет оценочных показателей следует производить как можно ближе ко времени подготовки аудиторского заключения по результатам проведения обязательного аудита, чтобы в полной мере учесть корректирующие СПОД.
(Кварандзия А.А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2012, N 2)Расчет оценочных показателей следует производить как можно ближе ко времени подготовки аудиторского заключения по результатам проведения обязательного аудита, чтобы в полной мере учесть корректирующие СПОД.
Статья: Постоянные и временные разницы и активы будут учитываться по-новому
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2019, N 2)Лишены возможности вести упрощенный бухучет, а значит, обязаны следовать правилам ПБУ 18/02 (конечно, при ведении коммерческой деятельности и наличии выручки) такие экономические субъекты:
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2019, N 2)Лишены возможности вести упрощенный бухучет, а значит, обязаны следовать правилам ПБУ 18/02 (конечно, при ведении коммерческой деятельности и наличии выручки) такие экономические субъекты:
Статья: Ответы на вопросы читателей о сдаче бухгалтерской отчетности при УСН
(Журавлева В.В.)
("Упрощенка", 2015, N 2)Форму отчетности вы можете выбрать самостоятельно - общую или сокращенную. Бланки приведены в Приложениях N N 1 и 5 к Приказу N 66н соответственно. Только еще раз повторим, что сокращенные, упрощенные, формы доступны лишь субъектам малого предпринимательства. Кроме того, нужно знать об исключениях. Так, упрощенные способы ведения бухучета и упрощенную бухгалтерскую отчетность не могут применять организации, перечисленные в п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Например, к таковым относятся акционерные общества на УСН, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
(Журавлева В.В.)
("Упрощенка", 2015, N 2)Форму отчетности вы можете выбрать самостоятельно - общую или сокращенную. Бланки приведены в Приложениях N N 1 и 5 к Приказу N 66н соответственно. Только еще раз повторим, что сокращенные, упрощенные, формы доступны лишь субъектам малого предпринимательства. Кроме того, нужно знать об исключениях. Так, упрощенные способы ведения бухучета и упрощенную бухгалтерскую отчетность не могут применять организации, перечисленные в п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Например, к таковым относятся акционерные общества на УСН, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.