Обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности участия граждан в формировании муниципального заказа
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Особенностью общественных обсуждений муниципальных закупок является фактически обязательный характер проведения обсуждений всех муниципальных закупок. Так, согласно ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4> (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные закупки осуществляются за счет средств местного бюджета. А одним из обязательных случаев проведения общественных обсуждений и публичных слушаний является проект бюджета и отчет о его исполнении, следовательно, общественные обсуждения муниципальных закупок являются обязательными во всех случаях (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 131-ФЗ). Таким образом, граждане, принимая участие в общественном обсуждении проекта бюджета, косвенно участвуют и в общественном обсуждении муниципальных закупок.
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Особенностью общественных обсуждений муниципальных закупок является фактически обязательный характер проведения обсуждений всех муниципальных закупок. Так, согласно ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4> (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные закупки осуществляются за счет средств местного бюджета. А одним из обязательных случаев проведения общественных обсуждений и публичных слушаний является проект бюджета и отчет о его исполнении, следовательно, общественные обсуждения муниципальных закупок являются обязательными во всех случаях (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 131-ФЗ). Таким образом, граждане, принимая участие в общественном обсуждении проекта бюджета, косвенно участвуют и в общественном обсуждении муниципальных закупок.
Статья: Взаимодействие населения с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития комфортной городской среды
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В отличие от публичных слушаний, общественное обсуждение не является обязательным этапом для принятия какого-либо решения (кроме случаев, когда осуществляется закупка на сумму не менее 1 млрд руб., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2019 N 1635 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3>), однако оно является важным инструментом выявления мнения граждан по наиболее значимым вопросам, например, по проекту генерального плана муниципального образования. Общественное обсуждение может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате. Для проведения в дистанционном формате могут использоваться средства массовой информации или интернет-ресурсы.
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В отличие от публичных слушаний, общественное обсуждение не является обязательным этапом для принятия какого-либо решения (кроме случаев, когда осуществляется закупка на сумму не менее 1 млрд руб., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2019 N 1635 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3>), однако оно является важным инструментом выявления мнения граждан по наиболее значимым вопросам, например, по проекту генерального плана муниципального образования. Общественное обсуждение может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате. Для проведения в дистанционном формате могут использоваться средства массовой информации или интернет-ресурсы.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по осуществлению должностными лицами Федерального казначейства (управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации) контроля в части планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд"
(утв. Казначейством России 25.04.2019)3.7. В случае внесения закупок с НМЦК более 1 млрд рублей (если закупки осуществлялись с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в план-график закупок, проверить наличие сведений о проведении обязательного общественного обсуждения закупок в специализированном разделе ЕИС, за исключением случаев осуществления закупок, предусмотренных пунктом 2 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 835. В отношении таких закупок следует установить:
(утв. Казначейством России 25.04.2019)3.7. В случае внесения закупок с НМЦК более 1 млрд рублей (если закупки осуществлялись с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в план-график закупок, проверить наличие сведений о проведении обязательного общественного обсуждения закупок в специализированном разделе ЕИС, за исключением случаев осуществления закупок, предусмотренных пунктом 2 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 835. В отношении таких закупок следует установить:
Готовое решение: Как провести общественное обсуждение закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Где проводится общественное обсуждение закупок
(КонсультантПлюс, 2025)3. Где проводится общественное обсуждение закупок
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Одной из перспективных и специфических форм общественного контроля государственных и муниципальных закупок является общественное обсуждение, однако данная форма контроля не является достаточно эффективной. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2019 г. N 1635 <6> общественное обсуждение государственных закупок обязательно, в случае если сумма контракта превышает 1 млрд руб. Если обратиться к законопроекту N 1100997-7 <7>, "общественное обсуждение проводится при начальной цене контракта два миллиарда рублей". Таким образом, если будет принят данный законопроект, то общественное обсуждение не будет охватывать весь объем государственных и муниципальных закупок, что дает возможность осуществлять нецелевые государственные и муниципальные закупки. Если обратиться к статистике, предоставленной Минфином России, то в 2019 г. средняя цена контракта по государственным и муниципальным закупкам составляет 2,4 млн руб. <8> Автором было проанализировано региональное законодательство и сделан вывод, что в настоящее время не зафиксирована сумма начальной цены контракта, при которой проводится обязательное общественное обсуждение. Например, Законом ХМАО - Югры от 24 октября 2013 г. N 101-оз <9> и Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 8 апреля 2014 г. N 78 <10> установлена начальная сумма контракта 500 млн руб., Законом Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2014 г. N 18-оз <11> начальная сумма контракта составляет 300 млн руб.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Одной из перспективных и специфических форм общественного контроля государственных и муниципальных закупок является общественное обсуждение, однако данная форма контроля не является достаточно эффективной. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2019 г. N 1635 <6> общественное обсуждение государственных закупок обязательно, в случае если сумма контракта превышает 1 млрд руб. Если обратиться к законопроекту N 1100997-7 <7>, "общественное обсуждение проводится при начальной цене контракта два миллиарда рублей". Таким образом, если будет принят данный законопроект, то общественное обсуждение не будет охватывать весь объем государственных и муниципальных закупок, что дает возможность осуществлять нецелевые государственные и муниципальные закупки. Если обратиться к статистике, предоставленной Минфином России, то в 2019 г. средняя цена контракта по государственным и муниципальным закупкам составляет 2,4 млн руб. <8> Автором было проанализировано региональное законодательство и сделан вывод, что в настоящее время не зафиксирована сумма начальной цены контракта, при которой проводится обязательное общественное обсуждение. Например, Законом ХМАО - Югры от 24 октября 2013 г. N 101-оз <9> и Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 8 апреля 2014 г. N 78 <10> установлена начальная сумма контракта 500 млн руб., Законом Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2014 г. N 18-оз <11> начальная сумма контракта составляет 300 млн руб.
Статья: Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Таким образом, обязательные общественные обсуждения закупок - важный инструмент общественного контроля системы государственных закупок, в том числе и муниципального уровня. Несмотря на значительные изменения процедуры их проведения в 2019 г., обновленные Правила осуществления общественного обсуждения закупок, по мнению автора, требуют дополнения о пороговом значении НМЦК и изменения порядка применения результатов обсуждений. Особое внимание законодателю необходимо обратить на повышение уровня заинтересованности участия граждан и общественных организаций в обязательных общественных обсуждениях закупок.
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Таким образом, обязательные общественные обсуждения закупок - важный инструмент общественного контроля системы государственных закупок, в том числе и муниципального уровня. Несмотря на значительные изменения процедуры их проведения в 2019 г., обновленные Правила осуществления общественного обсуждения закупок, по мнению автора, требуют дополнения о пороговом значении НМЦК и изменения порядка применения результатов обсуждений. Особое внимание законодателю необходимо обратить на повышение уровня заинтересованности участия граждан и общественных организаций в обязательных общественных обсуждениях закупок.
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Еще одним предметом обсуждения в сфере градостроительства могут быть закупки. Статьей 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено общественное обсуждение закупок. Такая процедура проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и обязательна при начальной (максимальной) цене контракта два миллиарда рублей и более, за исключением следующих случаев:
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Еще одним предметом обсуждения в сфере градостроительства могут быть закупки. Статьей 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено общественное обсуждение закупок. Такая процедура проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и обязательна при начальной (максимальной) цене контракта два миллиарда рублей и более, за исключением следующих случаев:
Статья: Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Наиболее значимыми предметами закупок, подлежащими общественному обсуждению, являются выполнение строительных работ в области гражданского строительства, а также услуги транспорта и складского хозяйства. Подавляющее большинство обязательных общественных обсуждений проводилось в отношении закупок, способом определения поставщика по которым являлся электронный аукцион. В среднем с начала 2017 г. их количество составило более 80% по отношению к другим способам определения поставщика.
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Наиболее значимыми предметами закупок, подлежащими общественному обсуждению, являются выполнение строительных работ в области гражданского строительства, а также услуги транспорта и складского хозяйства. Подавляющее большинство обязательных общественных обсуждений проводилось в отношении закупок, способом определения поставщика по которым являлся электронный аукцион. В среднем с начала 2017 г. их количество составило более 80% по отношению к другим способам определения поставщика.
Статья: Проблемы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствует механизм реализации общественных обсуждений практики организации, проведения и исполнения государственных и муниципальных закупок. Так, общественные обсуждения практики организации, проведения и исполнения публичных закупок осуществляются в рамках общественных советов при органах власти. Например, в рамках заседаний Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области члены указанного общественного совета поднимали наиболее проблемные вопросы, связанные с развитием конкуренции, к которым, в частности, относились вопросы, связанные с так называемыми сомнительными закупками, а также с закупками в строительной отрасли <4>.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствует механизм реализации общественных обсуждений практики организации, проведения и исполнения государственных и муниципальных закупок. Так, общественные обсуждения практики организации, проведения и исполнения публичных закупок осуществляются в рамках общественных советов при органах власти. Например, в рамках заседаний Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области члены указанного общественного совета поднимали наиболее проблемные вопросы, связанные с развитием конкуренции, к которым, в частности, относились вопросы, связанные с так называемыми сомнительными закупками, а также с закупками в строительной отрасли <4>.