Обязанность покупателя вернуть некачественный товар

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность покупателя вернуть некачественный товар (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Таким образом, требованиями действующего законодательства предусмотрено, что, отказываясь от договора, покупатель, кроме права требования уплаченной за товар суммы, приобретает корреспондирующую обязанность вернуть продавцу некачественный товар."
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2021 N 304-ЭС21-23579 по делу N А27-23355/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по возврату уплаченной за товар денежной суммы.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку доказано нарушение поставщиком требований к качеству товара; покупатель обязан вернуть товар.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты повторной судебной экспертизы, проанализировав условия договора, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по поставке товара надлежащего качества, отсутствие доказательств того, что дефекты товара возникли по вине покупателя, вследствие нарушения им правил эксплуатации или хранения, либо вследствие действий третьих лиц или непреодолимой силы, руководствуясь статьями 309, 395, 469, 470, 475, 476, 506, 513, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обоснованности иска о взыскании стоимости продукции и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами с момента возникновения обязанности возвратить денежные средства, полученные за некачественный товар.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договораИз закона следует общая обязанность покупателя вернуть поставщику некачественный товар при его замене или возврате поставщиком денежных средств согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, поскольку в ином случае товар будет признан неосновательным обогащением покупателя (ст. 1102 ГК РФ) и истребован поставщиком.
Путеводитель по сделкам. Комиссия. Общая информация9. Права и обязанности продавца товара возникают у комиссионера (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Соответственно, требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, покупатель предъявляет именно комиссионеру (если иное не установлено договором купли-продажи). При возврате некачественного товара комитенту комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, поскольку договор комиссии не исполнен в полном объеме по вине комитента, передавшего комиссионеру для реализации некачественный товар (п. 2 ст. 991 ГК РФ).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)
Таким образом, обязанность покупателя по доставке крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов к месту проведения проверки его качества законом не установлена. Напротив, данная обязанность возложена и осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец, не возвратив продавцу некачественный крупногабаритный товар, злоупотребил своим правом и лишил ответчика возможности организовать проверку качества товара, Судебная коллегия Верховного Суда признала противоречащим приведенным нормам права.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)
Исходя из преамбулы, п. 6 ст. 5, пп. 1, 3, 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, покупатель вправе, обратившись к импортеру, потребовать возврата стоимости технически сложного товара в случае обнаружения в нем недостатков в течение 15 дней со дня передачи его потребителю (в случае обнаружения существенных недостатков - по истечении указанного срока) при условии возврата товара ненадлежащего качества импортеру, на котором лежит обязанность по приему такого товара у потребителя.