Обязанность физического лица получать корреспонденцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность физического лица получать корреспонденцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2024 N 88-10868/2024 (УИД 78RS0008-01-2021-008064-94)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура увольнения истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Таким образом, направление извещений в адрес местонахождения исполнительного органа юридического лица, но на имя физического лица его руководителя, не свидетельствует о надлежащем уведомлении самого юридического лица, в данном случае профсоюзного органа, указывает на нарушение правил отправки почтовой корреспонденции регистрируемого почтового отправления в части указания его надлежащего адресата, так как в такой ситуации у физического лица отсутствует обязанность обеспечить безусловное получение почтовой корреспонденции. То есть ответчик в нарушение положений статьи 373 Трудового кодекса не направил в профсоюзный орган Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Действие" проект приказа о возможном расторжении трудового договора с членом профсоюза ФИО1 по указанному основанию и копии документов, являющихся основанием для принятия такого решения, работодателем в установленном порядке не было получено мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура увольнения истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Таким образом, направление извещений в адрес местонахождения исполнительного органа юридического лица, но на имя физического лица его руководителя, не свидетельствует о надлежащем уведомлении самого юридического лица, в данном случае профсоюзного органа, указывает на нарушение правил отправки почтовой корреспонденции регистрируемого почтового отправления в части указания его надлежащего адресата, так как в такой ситуации у физического лица отсутствует обязанность обеспечить безусловное получение почтовой корреспонденции. То есть ответчик в нарушение положений статьи 373 Трудового кодекса не направил в профсоюзный орган Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Действие" проект приказа о возможном расторжении трудового договора с членом профсоюза ФИО1 по указанному основанию и копии документов, являющихся основанием для принятия такого решения, работодателем в установленном порядке не было получено мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Предоставление сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
(КонсультантПлюс, 2025)...порядок, на который ссылается регистрирующий орган, применяется в отношении физических лиц, запрашивающих сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей, в целях обеспечения контроля и защиты интересов индивидуальных предпринимателей. В то время как конкурсный управляющий является специальным субъектом, наделенным... определенными полномочиями, которым корреспондирует безусловная обязанность по исполнению, в том числе органами государственной власти. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что порядок предоставления сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя, предусмотренный пунктом 5 статьи 6 Закона о государственной регистрации, не распространяется на конкурсного управляющего..."
(КонсультантПлюс, 2025)...порядок, на который ссылается регистрирующий орган, применяется в отношении физических лиц, запрашивающих сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей, в целях обеспечения контроля и защиты интересов индивидуальных предпринимателей. В то время как конкурсный управляющий является специальным субъектом, наделенным... определенными полномочиями, которым корреспондирует безусловная обязанность по исполнению, в том числе органами государственной власти. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что порядок предоставления сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя, предусмотренный пунктом 5 статьи 6 Закона о государственной регистрации, не распространяется на конкурсного управляющего..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые пробелы процессуального порядка уведомления, извещения и обмена процессуальными документами в гражданском судопроизводстве
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В целях определения правовых позиций по вопросу доставки корреспонденции следует обратить внимание на то, что в ряде случаев может отсутствовать вина лица, получателя корреспонденции. Это может быть обусловлено нарушением порядка доставки корреспонденции. При этом у ответчика, физического лица, отсутствует обязанность обеспечить безусловное получение почтовой корреспонденции. Следует ли в данной ситуации оценивать поведение лица как надлежащее или он поступает недобросовестно и неосмотрительно, что должно повлечь для него наступление неблагоприятных правовых последствий?
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В целях определения правовых позиций по вопросу доставки корреспонденции следует обратить внимание на то, что в ряде случаев может отсутствовать вина лица, получателя корреспонденции. Это может быть обусловлено нарушением порядка доставки корреспонденции. При этом у ответчика, физического лица, отсутствует обязанность обеспечить безусловное получение почтовой корреспонденции. Следует ли в данной ситуации оценивать поведение лица как надлежащее или он поступает недобросовестно и неосмотрительно, что должно повлечь для него наступление неблагоприятных правовых последствий?
Статья: Финансовый суверенитет в доктрине финансового права дореволюционного и советского периодов: историко-правовое исследование
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Признаком государства являются не столько налоги сами по себе, сколько право государства устанавливать и взимать обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, т.е. платежи, за уплату которых конкретное лицо не получает какого-либо встречного предоставления в силу того, что соответствующие денежные средства взимаются в публичном интересе, т.е. в интересах всего общества. Государство вправе обеспечивать поступление налогов посредством применения в установленных законом случаях мер государственного принуждения. С правом государства получать причитающиеся ему денежные средства в виде налогов корреспондирует обязанность налогоплательщиков (организаций и физических лиц) уплачивать соответствующие суммы. Право взимать налоги и самостоятельно распоряжаться поступившими в результате этого деньгами является неотъемлемым признаком суверенитета.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Признаком государства являются не столько налоги сами по себе, сколько право государства устанавливать и взимать обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, т.е. платежи, за уплату которых конкретное лицо не получает какого-либо встречного предоставления в силу того, что соответствующие денежные средства взимаются в публичном интересе, т.е. в интересах всего общества. Государство вправе обеспечивать поступление налогов посредством применения в установленных законом случаях мер государственного принуждения. С правом государства получать причитающиеся ему денежные средства в виде налогов корреспондирует обязанность налогоплательщиков (организаций и физических лиц) уплачивать соответствующие суммы. Право взимать налоги и самостоятельно распоряжаться поступившими в результате этого деньгами является неотъемлемым признаком суверенитета.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Алгоритмы в механизме реализации конституционных прав и свобод: вызовы цифровой эпохи
(Пибаев И.А., Симонова С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В правовых актах Европейского союза право на объяснение рассматривается как неотъемлемая часть правового статуса субъектов персональных данных. Гарантирование данного права осуществляется с привязкой к юридически значимым решениям, принимаемым исключительно на основе автоматизированной обработки данных и профилирования. В частности, положения Общего регламента защиты персональных данных наделяют физических лиц правом получать объяснение таких решений в целях их последующего оспаривания <24>.
(Пибаев И.А., Симонова С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В правовых актах Европейского союза право на объяснение рассматривается как неотъемлемая часть правового статуса субъектов персональных данных. Гарантирование данного права осуществляется с привязкой к юридически значимым решениям, принимаемым исключительно на основе автоматизированной обработки данных и профилирования. В частности, положения Общего регламента защиты персональных данных наделяют физических лиц правом получать объяснение таких решений в целях их последующего оспаривания <24>.
Вопрос: Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение материалов, если в кассовых чеках не указаны покупатель и реквизиты организации.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.08.2023 N 16-17/095445@)Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.08.2023 N 16-17/095445@)Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
Статья: Право на неприкосновенность частной жизни в трудовом правоотношении: теоретические проблемы правового регулирования
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия рассматриваются в качестве принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (п. 7 ст. 3 Закона об информации). Также запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 8 ст. 9 Закона об информации).
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия рассматриваются в качестве принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (п. 7 ст. 3 Закона об информации). Также запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 8 ст. 9 Закона об информации).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи (указание на физическое лицо - пользователя услуг связи включено указанным выше Законом 2016 г. N 288-ФЗ) отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в ч. 7 данной статьи, а также закрепляет корреспондирующую обязанность оператора связи обеспечить соответствующему физическому лицу такую возможность.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи (указание на физическое лицо - пользователя услуг связи включено указанным выше Законом 2016 г. N 288-ФЗ) отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в ч. 7 данной статьи, а также закрепляет корреспондирующую обязанность оператора связи обеспечить соответствующему физическому лицу такую возможность.
Статья: Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)С предусмотренным пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве правом финансового управляющего получать информацию об имуществе гражданина корреспондирует обязанность должника сообщать управляющему по его требованию любые сведения о составе своих активов, их месте нахождения, о своих обязательствах, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом (пункт 9 статьи 213.9). А согласно нормам статьи 213.4 Закона о банкротстве физическое лицо должно представить в материалы дела данные о совершенных им в течение трех лет до даты подачи заявления о признании его банкротом сделках на сумму, превышающую триста тысяч рублей.
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)С предусмотренным пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве правом финансового управляющего получать информацию об имуществе гражданина корреспондирует обязанность должника сообщать управляющему по его требованию любые сведения о составе своих активов, их месте нахождения, о своих обязательствах, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом (пункт 9 статьи 213.9). А согласно нормам статьи 213.4 Закона о банкротстве физическое лицо должно представить в материалы дела данные о совершенных им в течение трех лет до даты подачи заявления о признании его банкротом сделках на сумму, превышающую триста тысяч рублей.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ответы на запросы (обращения) субъекта КИ - физического лица о предоставлении сведений о запрете (снятии запрета) направляются квалифицированными БКИ субъекту КИ - физическому лицу с использованием ЕПГУ в день получения запроса в случае, если субъект КИ - физическое лицо запросил сведения о запрете (снятии запрета) из всех квалифицированных БКИ с использованием ЕПГУ, или через МФЦ в день получения обращения в случае, если субъект КИ - физическое лицо запросил сведения о запрете (снятии запрета) из всех квалифицированных БКИ в таком МФЦ (ч. 11).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ответы на запросы (обращения) субъекта КИ - физического лица о предоставлении сведений о запрете (снятии запрета) направляются квалифицированными БКИ субъекту КИ - физическому лицу с использованием ЕПГУ в день получения запроса в случае, если субъект КИ - физическое лицо запросил сведения о запрете (снятии запрета) из всех квалифицированных БКИ с использованием ЕПГУ, или через МФЦ в день получения обращения в случае, если субъект КИ - физическое лицо запросил сведения о запрете (снятии запрета) из всех квалифицированных БКИ в таком МФЦ (ч. 11).
Статья: Недостоверные данные в сведениях о доходах получателей дивидендов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Ни эмитент, ни реестродержатель не вправе требовать от акционеров актуализацию персональных данных, в том числе для целей осуществления выплаты дивидендов. Обязанность по представлению актуальной и достоверной информации лежит на физическом лице, владельце ценных бумаг. Однако указанная обязанность владельцев ценных бумаг не корреспондирует с ответственностью за ее неисполнение. Держатель реестра и эмитент не несут ответственности за действия или бездействие владельцев ценных бумаг, влекущие несоответствие фактических персональных данных и данных об акционере, содержащихся в системе ведения реестра акционеров владельцев ценных бумаг.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Ни эмитент, ни реестродержатель не вправе требовать от акционеров актуализацию персональных данных, в том числе для целей осуществления выплаты дивидендов. Обязанность по представлению актуальной и достоверной информации лежит на физическом лице, владельце ценных бумаг. Однако указанная обязанность владельцев ценных бумаг не корреспондирует с ответственностью за ее неисполнение. Держатель реестра и эмитент не несут ответственности за действия или бездействие владельцев ценных бумаг, влекущие несоответствие фактических персональных данных и данных об акционере, содержащихся в системе ведения реестра акционеров владельцев ценных бумаг.
Статья: Вычет "агентского" НДС
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)На покупателей (получателей) имущества, составляющего муниципальную казну, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагаются обязанности налоговых агентов, предусматривающие исчисление, удержание и уплату в бюджет соответствующей суммы НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)На покупателей (получателей) имущества, составляющего муниципальную казну, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагаются обязанности налоговых агентов, предусматривающие исчисление, удержание и уплату в бюджет соответствующей суммы НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Статья: Надлежащее извещение лиц, участвующих в обособленных спорах в рамках дел о несостоятельности (банкротстве)
(Мачучина О.А., Скороходов П.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)Постоянное извещение участников дела о банкротстве путем направления почтовой корреспонденции влияет как на нагрузку аппарата суда, так и на финансовую нагрузку бюджетной системы.
(Мачучина О.А., Скороходов П.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)Постоянное извещение участников дела о банкротстве путем направления почтовой корреспонденции влияет как на нагрузку аппарата суда, так и на финансовую нагрузку бюджетной системы.