Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Подборка наиболее важных документов по запросу Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как учитываются потребности детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов при организации дистанционного обучения?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для среднего общего образования - два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для среднего общего образования - два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Нормативные акты
показать больше документовСитуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания - для ребенка (поступающего) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания - для ребенка (поступающего) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3.2. Комментируемой статьей закреплены особенности приема на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия руководствуется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. Приказом Минобрнауки от 20.09.2013 N 1082, согласно которому комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Кроме того, рекомендации для осуществления деятельности такой комиссии содержатся в Письме Минобрнауки от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3.2. Комментируемой статьей закреплены особенности приема на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия руководствуется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. Приказом Минобрнауки от 20.09.2013 N 1082, согласно которому комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Кроме того, рекомендации для осуществления деятельности такой комиссии содержатся в Письме Минобрнауки от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий".
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок получения данного образования составляет не более пяти лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен (п. 17 ФГОС, утв. Приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 N 287; п. п. 1, 16.5 ФОП, утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок получения данного образования составляет не более пяти лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен (п. 17 ФГОС, утв. Приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 N 287; п. п. 1, 16.5 ФОП, утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться очно, создаются условия для получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Законодательством г. Москвы, в частности, предусмотрено, что детям-инвалидам, осваивающим общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставляются средства компьютерной техники и связи и программное обеспечение <1>. При освоении основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, на период получения образования также предоставляются средства компьютерной техники связи и программное обеспечение за счет средств бюджета г. Москвы. Аналогичные гарантии материально-технического обеспечения предусмотрены в отношении лиц, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий <2>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться очно, создаются условия для получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Законодательством г. Москвы, в частности, предусмотрено, что детям-инвалидам, осваивающим общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставляются средства компьютерной техники и связи и программное обеспечение <1>. При освоении основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, на период получения образования также предоставляются средства компьютерной техники связи и программное обеспечение за счет средств бюджета г. Москвы. Аналогичные гарантии материально-технического обеспечения предусмотрены в отношении лиц, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий <2>.
Ситуация: Каков порядок получения образования в школе-интернате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "школа-интернат" является устаревшим. Ранее под школой-интернатом понималась школа, создаваемая для обучения, воспитания и проживания детей без ограниченных возможностей здоровья, не имеющих медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате, нуждающихся в помощи государства, в том числе детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей одиноких матерей, отцов, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если в районе их проживания отсутствуют образовательные организации (п. п. 5, 13, 27 Типового положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 612).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "школа-интернат" является устаревшим. Ранее под школой-интернатом понималась школа, создаваемая для обучения, воспитания и проживания детей без ограниченных возможностей здоровья, не имеющих медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате, нуждающихся в помощи государства, в том числе детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей одиноких матерей, отцов, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если в районе их проживания отсутствуют образовательные организации (п. п. 5, 13, 27 Типового положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 612).