Обстоятельства непреодолимой силы и административная ответственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Обстоятельства непреодолимой силы и административная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Решение Московского городского суда от 19.10.2022 по делу N 7-18210/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ за нарушение условий госконтракта по оборонному заказу.
Решение: Отказано.
Избранная стороной защиты позиция относительно обстоятельств совершения противоправного деяния и представленные доказательства с учетом требований приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению обязательств по договору поставки товара в рамках государственного оборонного заказа, не свидетельствуют о необоснованности привлечения фио к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.55 данного Кодекса.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Как снизить риски в сделках с иностранным поставщиком
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 10)
Экономические санкции сами по себе обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), освобождающими вас от договорной и административной ответственности, не являются. Форс-мажором могут быть обстоятельства, которые вы из-за санкций не смогли преодолеть, чтобы выполнить свои договорные обязательства. Например, если из-за блокирующих санкций иностранным компаниям запрещено проведение любых операций с вашей организацией. Чтобы подтвердить форс-мажор, нужно обратиться в Торгово-промышленную палату РФ за получением соответствующего сертификата.
Статья: Презумпция вины юридического лица в совершении административного правонарушения
(Ермолаева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)
Утверждение о том, что у юридического лица имелась возможность для выполнения нормативно установленных предписаний, на практике просто констатируется в постановлениях о привлечении к административной ответственности. Действительно, если лицо действовало в обычных условиях, никаких форс-мажорных ситуаций во время или до совершения противоправного деяния не происходило, то закономерно презюмировать, что у организации имелась возможность соблюдать нормативные требования и не допустить совершения правонарушения, а иными словами - ничего не мешало юридическому лицу соблюдать закон. В постановлениях о привлечении к административной ответственности либо в судебных актах по жалобам на указанные постановления встречается такая формулировка: "Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обществом обязанностей, возложенных на него законодательством, не установлено" <14>. Фактически и здесь мы сталкиваемся с отрицательным фактом, доказать который нельзя. Его можно либо констатировать, что, как правило, и происходит, либо опровергнуть путем представления доказательств о наличии препятствий для соблюдения нормативных требований.

Нормативные акты

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
1. Непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, -
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)
При этом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.29 КоАП, либо судье, рассматривающему жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение, при оценке документов, составленных государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающих причинение вреда вследствие непреодолимой силы, необходимо учитывать, что к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.п.).