Обследование зданий сооружений и участков местности
Подборка наиболее важных документов по запросу Обследование зданий сооружений и участков местности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания и порядок объявления подсудимого в розыск
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности при осуществлении розыска подсудимого могут проводиться в том числе следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности при осуществлении розыска подсудимого могут проводиться в том числе следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Статья: История одного дела, или Снова по болевым точкам уголовного преследования судей
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Судья К. в порядке ст. 91 - 92 УПК РФ не задерживалась, хотя при ее фактическом задержании 18 октября 2020 г. явно обнаруживались основания, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. После завершения оперативного эксперимента на месте происшествия были проведены такие оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ), зафиксированные на видео, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с изъятием документов, предметов и материалов, опросы свидетелей М. и П., участвовавших в качестве представителей общественности, опросы других очевидцев, осмотры изъятых документов и предметов, в том числе денежных средств. Затем К. была отпущена, поскольку п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей требует немедленно освободить судью после установления его личности, в том числе и при задержании на месте преступления (а личность К., разумеется, была известна заранее). Статья 449 УПК РФ также не говорит, что делать с задержанным на месте преступления судьей, т.е. можно ли помещать его в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. Теоретически его свободу можно кратковременно ограничить, однако в дальнейшем избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу или хотя бы возбудить уголовное дело в течение этого времени невозможно. Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, "ст. 449 УПК РФ теоретически допускает процессуальное задержание названных в ней субъектов при их физическом задержании на месте преступления. Однако эта норма фактически блокируется правилами о получении согласия на задержание от компетентных государственных органов. Совершенно очевидно, что сжатый срок задержания (не более 48 часов) практически стопроцентно исключает реальную возможность получения такого согласия" <7>.
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Судья К. в порядке ст. 91 - 92 УПК РФ не задерживалась, хотя при ее фактическом задержании 18 октября 2020 г. явно обнаруживались основания, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. После завершения оперативного эксперимента на месте происшествия были проведены такие оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ), зафиксированные на видео, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с изъятием документов, предметов и материалов, опросы свидетелей М. и П., участвовавших в качестве представителей общественности, опросы других очевидцев, осмотры изъятых документов и предметов, в том числе денежных средств. Затем К. была отпущена, поскольку п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей требует немедленно освободить судью после установления его личности, в том числе и при задержании на месте преступления (а личность К., разумеется, была известна заранее). Статья 449 УПК РФ также не говорит, что делать с задержанным на месте преступления судьей, т.е. можно ли помещать его в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. Теоретически его свободу можно кратковременно ограничить, однако в дальнейшем избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу или хотя бы возбудить уголовное дело в течение этого времени невозможно. Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, "ст. 449 УПК РФ теоретически допускает процессуальное задержание названных в ней субъектов при их физическом задержании на месте преступления. Однако эта норма фактически блокируется правилами о получении согласия на задержание от компетентных государственных органов. Совершенно очевидно, что сжатый срок задержания (не более 48 часов) практически стопроцентно исключает реальную возможность получения такого согласия" <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, занимаемых разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам - осуществляемое с согласия собственника исполнительно-разыскное действие, предусматривающее визуальный внутренний осмотр помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств с целью проверки нахождения в них разыскиваемых должника, его имущества, ребенка.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, занимаемых разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам - осуществляемое с согласия собственника исполнительно-разыскное действие, предусматривающее визуальный внутренний осмотр помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств с целью проверки нахождения в них разыскиваемых должника, его имущества, ребенка.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
Статья: Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Опрос сотрудников оперативных подразделений ОВД по контролю за оборотом наркотиков, которые работают на выявление преступлений в этой сфере, показал, что мероприятия, подразумевающие нарушение целостности предмета, с целью обнаружения наркотических средств, проводят в рамках оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" <8>, однако обязательным условием его реализации сотрудниками является наличие оперативной информации о, например, перевозке наркотического вещества в труднодоступном месте в автомобиле, так как ввиду ее отсутствия данные действия могут быть восприняты как незаконные. Альтернативным инструментарием, позволяющим проведение таких мероприятий для целей уголовного производства, является осуществление обыска и личного обыска в порядке ст. 182 и ст. 184 УПК РФ.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Опрос сотрудников оперативных подразделений ОВД по контролю за оборотом наркотиков, которые работают на выявление преступлений в этой сфере, показал, что мероприятия, подразумевающие нарушение целостности предмета, с целью обнаружения наркотических средств, проводят в рамках оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" <8>, однако обязательным условием его реализации сотрудниками является наличие оперативной информации о, например, перевозке наркотического вещества в труднодоступном месте в автомобиле, так как ввиду ее отсутствия данные действия могут быть восприняты как незаконные. Альтернативным инструментарием, позволяющим проведение таких мероприятий для целей уголовного производства, является осуществление обыска и личного обыска в порядке ст. 182 и ст. 184 УПК РФ.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
Статья: О проблеме проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)В настоящей статье рассматриваются проблемы проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" ("обследование") и использования института понятых в оперативно-разыскной деятельности.
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)В настоящей статье рассматриваются проблемы проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" ("обследование") и использования института понятых в оперативно-разыскной деятельности.
Статья: Изъятие документов и его обжалование
(Голубев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, - это порядок изъятия электронных документов и был ли он соблюден. В Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.04.2014 N 199, установлены четкие правила изъятия электронных носителей информации.
(Голубев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, - это порядок изъятия электронных документов и был ли он соблюден. В Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.04.2014 N 199, установлены четкие правила изъятия электронных носителей информации.
Статья: Тактические рекомендации при допросах по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенным с использованием сети Интернет
(Мысливцева Т.Ю.)
("Российский следователь", 2023, N 2)Так, при расследовании рассматриваемой категории преступлений, при следственной ситуации, когда виновный задержан сотрудниками полиции при попытке сбыть наркотические средства посредством тайника-закладки и изъятии наркотических средств в ходе осмотра места происшествия, а также при личном досмотре задержанного, допросу подлежат, помимо виновного, сотрудники, которые выявили преступление, понятые, специалист, участвующие в осмотре, а также сотрудник, который производит личный досмотр в рамках административного производства, а также участвующие в ходе личного досмотра понятые и сотрудники полиции. Если же наркотическое средство изъято в рамках проводимых в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" мероприятий (чаще всего это проверочная закупка или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), необходимо допросить сотрудников, которые проводили ОРМ, и приглашенных ими очевидцев и других участвующих лиц. В любом случае допросу подлежат лица, участвующие в обысках, а также ближайшее окружение подозреваемых, обвиняемых, лица, проживающие с ними в одном помещении, арендодатели жилища, в котором проживал виновный, и другие.
(Мысливцева Т.Ю.)
("Российский следователь", 2023, N 2)Так, при расследовании рассматриваемой категории преступлений, при следственной ситуации, когда виновный задержан сотрудниками полиции при попытке сбыть наркотические средства посредством тайника-закладки и изъятии наркотических средств в ходе осмотра места происшествия, а также при личном досмотре задержанного, допросу подлежат, помимо виновного, сотрудники, которые выявили преступление, понятые, специалист, участвующие в осмотре, а также сотрудник, который производит личный досмотр в рамках административного производства, а также участвующие в ходе личного досмотра понятые и сотрудники полиции. Если же наркотическое средство изъято в рамках проводимых в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" мероприятий (чаще всего это проверочная закупка или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), необходимо допросить сотрудников, которые проводили ОРМ, и приглашенных ими очевидцев и других участвующих лиц. В любом случае допросу подлежат лица, участвующие в обысках, а также ближайшее окружение подозреваемых, обвиняемых, лица, проживающие с ними в одном помещении, арендодатели жилища, в котором проживал виновный, и другие.
Статья: О противодействии коррупции в российских таможенных органах
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Особую роль в противодействии коррупции в таможенных органах играют подразделения, на которые возложено осуществление ОРД: радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, оперативно-розыскные подразделения оперативных таможен, таможен и таможенных постов; подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды; оперативно-аналитические, организационно-инспекторские, подразделения оперативных учетов, организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений, подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте, по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, специальные отряды быстрого реагирования. Ими используются конфиденциальное содействие граждан, проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <7>. Соответствующие подразделения имеются в региональных таможенных управлениях, оперативных таможнях, таможнях, таможенных постах.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Особую роль в противодействии коррупции в таможенных органах играют подразделения, на которые возложено осуществление ОРД: радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, оперативно-розыскные подразделения оперативных таможен, таможен и таможенных постов; подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды; оперативно-аналитические, организационно-инспекторские, подразделения оперативных учетов, организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений, подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте, по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, специальные отряды быстрого реагирования. Ими используются конфиденциальное содействие граждан, проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <7>. Соответствующие подразделения имеются в региональных таможенных управлениях, оперативных таможнях, таможнях, таможенных постах.
Статья: Обеспечение прокурором допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности
(Сильнов М.А.)
("Законность", 2022, N 6)- оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых была получена соответствующая информация, предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со ст. 6 Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом;
(Сильнов М.А.)
("Законность", 2022, N 6)- оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых была получена соответствующая информация, предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со ст. 6 Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом;