Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Общий порядок проведения выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)...по результатам проведенной в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение... в соответствии с которым налогоплательщику доначислен НДС... Налогоплательщику направлены требования об уплате... сумм налога, пеней, штрафных санкций в добровольном порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)...по результатам проведенной в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение... в соответствии с которым налогоплательщику доначислен НДС... Налогоплательщику направлены требования об уплате... сумм налога, пеней, штрафных санкций в добровольном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСм. Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Варм"Вместе с тем - исходя из природы деятельности налоговых органов, как непосредственно связанной с налоговым контролем в отношении налогоплательщиков, - проверка нижестоящего налогового органа, которая позволяет определить, насколько эффективны, законны и обоснованны принимаемые им решения, устранить недостатки в его работе и улучшить механизм взимания налогов для наиболее полной реализации публичной функции налога, по сути, невозможна без обращения к ранее проведенным мероприятиям налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика, в том числе без анализа его налоговой и бухгалтерской отчетности и фактических обстоятельств осуществляемой им предпринимательской или иной экономической деятельности. Соответственно, как сам процесс контроля за деятельностью налогового органа в рамках повторной выездной налоговой проверки (в силу того, что перечень возможных мероприятий, а также способ, методы и порядок их проведения аналогичны элементам выездной налоговой проверки, проводимой в общем порядке), так и результаты и последствия этого контроля неизбежно отражаются на налогоплательщике, затрагивая его права и законные интересы.
"По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Варм"Вместе с тем - исходя из природы деятельности налоговых органов, как непосредственно связанной с налоговым контролем в отношении налогоплательщиков, - проверка нижестоящего налогового органа, которая позволяет определить, насколько эффективны, законны и обоснованны принимаемые им решения, устранить недостатки в его работе и улучшить механизм взимания налогов для наиболее полной реализации публичной функции налога, по сути, невозможна без обращения к ранее проведенным мероприятиям налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика, в том числе без анализа его налоговой и бухгалтерской отчетности и фактических обстоятельств осуществляемой им предпринимательской или иной экономической деятельности. Соответственно, как сам процесс контроля за деятельностью налогового органа в рамках повторной выездной налоговой проверки (в силу того, что перечень возможных мероприятий, а также способ, методы и порядок их проведения аналогичны элементам выездной налоговой проверки, проводимой в общем порядке), так и результаты и последствия этого контроля неизбежно отражаются на налогоплательщике, затрагивая его права и законные интересы.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева"Характерно, что в Постановлении Конституционного Суда вообще не упоминается о практике приостановления налоговых проверок, которая является основным мотивом в жалобах заявителей. Такая позиция избавляет от необходимости оценки законной компетенции налоговых органов, анализ которой неминуемо приводит к негативным выводам. Однако Конституционный Суд пошел еще дальше, предоставив, по сути, налоговым органам полный карт-бланш в определении сроков и продолжительности выездной налоговой проверки и вовсе избавив их даже от формальности приостановительного акта. В поисках конституционного смысла (?) Конституционный Суд без всякого на то основания отменил для рассматриваемого случая общий порядок календарного исчисления сроков, установленных статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и пришел к отождествлению сроков проведения выездной налоговой проверки только и исключительно с суммой периодов нахождения проверяющего на территории налогоплательщика. В эти сроки, по его мнению, не должны засчитываться периоды проведения встречных проверок и периоды оформления результатов проверки. А почему, собственно, не должны, если очевидно, что встречные проверка и оформление результатов - это сущностные составляющие налоговой проверки? Каких-либо аргументов не приводится, не должны - и все. Между тем законодатель явно не отождествляет понятия "сроки налоговой проверки" и "период нахождения налогового органа на территории налогоплательщика", когда устанавливает, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого. Ясно же, что сроки проведения проверки шире времени "фактического нахождения". В противном случае эта оговорка не имела бы смысла.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева"Характерно, что в Постановлении Конституционного Суда вообще не упоминается о практике приостановления налоговых проверок, которая является основным мотивом в жалобах заявителей. Такая позиция избавляет от необходимости оценки законной компетенции налоговых органов, анализ которой неминуемо приводит к негативным выводам. Однако Конституционный Суд пошел еще дальше, предоставив, по сути, налоговым органам полный карт-бланш в определении сроков и продолжительности выездной налоговой проверки и вовсе избавив их даже от формальности приостановительного акта. В поисках конституционного смысла (?) Конституционный Суд без всякого на то основания отменил для рассматриваемого случая общий порядок календарного исчисления сроков, установленных статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и пришел к отождествлению сроков проведения выездной налоговой проверки только и исключительно с суммой периодов нахождения проверяющего на территории налогоплательщика. В эти сроки, по его мнению, не должны засчитываться периоды проведения встречных проверок и периоды оформления результатов проверки. А почему, собственно, не должны, если очевидно, что встречные проверка и оформление результатов - это сущностные составляющие налоговой проверки? Каких-либо аргументов не приводится, не должны - и все. Между тем законодатель явно не отождествляет понятия "сроки налоговой проверки" и "период нахождения налогового органа на территории налогоплательщика", когда устанавливает, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого. Ясно же, что сроки проведения проверки шире времени "фактического нахождения". В противном случае эта оговорка не имела бы смысла.
Вопрос: В каких случаях налоговый орган вправе запросить у ИП как плательщика НДФЛ и НДС книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций?
(Консультация эксперта, 2024)Данные книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по НДФЛ (п. 2 ст. 54 НК РФ и п. 2 Порядка учета). Оснований для истребования книги в рамках камеральной проверки декларации по НДФЛ ни ст. 88, ни нормы гл. 23 НК РФ не содержат. Следовательно, истребовать ее налоговый орган вправе только при проведении выездной проверки по этому налогу. При этом истребование производится по правилам ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Данные книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по НДФЛ (п. 2 ст. 54 НК РФ и п. 2 Порядка учета). Оснований для истребования книги в рамках камеральной проверки декларации по НДФЛ ни ст. 88, ни нормы гл. 23 НК РФ не содержат. Следовательно, истребовать ее налоговый орган вправе только при проведении выездной проверки по этому налогу. При этом истребование производится по правилам ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ).
Статья: Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Из материалов дела следовало, что проверка осуществлялась по месту нахождения налогоплательщика. Следовательно, у инспекторов был доступ ко всем первичным документам общества. Налоговый орган при проведении выездной проверки в общем порядке имеет право произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ) и т.д. В таких обстоятельствах направление ООО требований о представлении документов само по себе противоречит порядку проведения проверки. Довод инспекции о том, что предоставление доступа к программе и помещениям с документами не исключает факта сокрытия документов, суд округа проигнорировал (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 N Ф08-833/2021 по делу N А32-48817/2018, Определением Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 308-ЭС21-8996 отказано в передаче дела для пересмотра).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Из материалов дела следовало, что проверка осуществлялась по месту нахождения налогоплательщика. Следовательно, у инспекторов был доступ ко всем первичным документам общества. Налоговый орган при проведении выездной проверки в общем порядке имеет право произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ) и т.д. В таких обстоятельствах направление ООО требований о представлении документов само по себе противоречит порядку проведения проверки. Довод инспекции о том, что предоставление доступа к программе и помещениям с документами не исключает факта сокрытия документов, суд округа проигнорировал (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 N Ф08-833/2021 по делу N А32-48817/2018, Определением Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 308-ЭС21-8996 отказано в передаче дела для пересмотра).
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Что же касается срока проверки, то, конечно же, несмотря на то, что установление данного срока защищает налогоплательщика, норма, его устанавливающая, все же является не охранительной, а регулятивной. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности <1>, наделяют компетенцией. Статья 89 НК РФ посвящена порядку проведения выездной налоговой проверки и установлению срока проверки - это элемент наделения компетенцией по осуществлению выездной налоговой проверки в определенные сроки.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Что же касается срока проверки, то, конечно же, несмотря на то, что установление данного срока защищает налогоплательщика, норма, его устанавливающая, все же является не охранительной, а регулятивной. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности <1>, наделяют компетенцией. Статья 89 НК РФ посвящена порядку проведения выездной налоговой проверки и установлению срока проверки - это элемент наделения компетенцией по осуществлению выездной налоговой проверки в определенные сроки.
Вопрос: Каков порядок администрирования страховых взносов налоговыми органами?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Выездная налоговая проверка проводится в общем случае на территории плательщика и регламентируется ст. 89 НК РФ.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Выездная налоговая проверка проводится в общем случае на территории плательщика и регламентируется ст. 89 НК РФ.
Статья: Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Концептуальным изменением в процедуре предпроверочного анализа становится внедрение системы АИС "Налог-3", организующей общее информационное пространство проверки налогоплательщиков. Если ранее работа по формированию плана выездных налоговых проверок носила спонтанный характер, когда в отношении налогоплательщиков, обладающих определенной совокупностью налоговых рисков, проводились отдельные самостоятельные мероприятия налогового контроля, не имеющие четкого системного ограничения по времени и кругу исследуемых данных, то с начала 2021 г. ФНС РФ устанавливает четкие требования по порядку и срокам проведения предпроверочного анализа.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Концептуальным изменением в процедуре предпроверочного анализа становится внедрение системы АИС "Налог-3", организующей общее информационное пространство проверки налогоплательщиков. Если ранее работа по формированию плана выездных налоговых проверок носила спонтанный характер, когда в отношении налогоплательщиков, обладающих определенной совокупностью налоговых рисков, проводились отдельные самостоятельные мероприятия налогового контроля, не имеющие четкого системного ограничения по времени и кругу исследуемых данных, то с начала 2021 г. ФНС РФ устанавливает четкие требования по порядку и срокам проведения предпроверочного анализа.
Готовое решение: Налоговый учет доначисленных налогов, пеней, штрафов по результатам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Куда уплачивать доначисленный налог на прибыль по результатам выездной налоговой проверки при зарегистрированных обособленных подразделениях
(КонсультантПлюс, 2025)Куда уплачивать доначисленный налог на прибыль по результатам выездной налоговой проверки при зарегистрированных обособленных подразделениях
Вопрос: О сроках проведения и приостановления выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-02-08/82666)Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац второй пункта 9 статьи 89 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-02-08/82666)Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац второй пункта 9 статьи 89 Кодекса).
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Оценивая риски получения неудобных мотивированных мнений, налогоплательщики могут отказываться от участия в налоговом мониторинге либо ограничивать свое участие в нем лишь онлайн-взаимодействием. Однако надо учитывать, что сам факт проведения налогового мониторинга дает налоговым органам полномочия самостоятельно выдавать мотивированные мнения, т.е. в отсутствие со стороны участников налогового мониторинга какого-либо запроса. В таких случаях мотивированные мнения выполняют контрольную функцию, состоящую в том, чтобы пресекать налоговые правонарушения по фактам выявленных ошибок, расхождений и неточностей в данных бухгалтерского/налогового учета организации, и фиксировать для нее правильный порядок действий. Причем к мнениям, выдаваемым без заявления налогоплательщика, применяются те же самые правила о проведении выездных налоговых проверок.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Оценивая риски получения неудобных мотивированных мнений, налогоплательщики могут отказываться от участия в налоговом мониторинге либо ограничивать свое участие в нем лишь онлайн-взаимодействием. Однако надо учитывать, что сам факт проведения налогового мониторинга дает налоговым органам полномочия самостоятельно выдавать мотивированные мнения, т.е. в отсутствие со стороны участников налогового мониторинга какого-либо запроса. В таких случаях мотивированные мнения выполняют контрольную функцию, состоящую в том, чтобы пресекать налоговые правонарушения по фактам выявленных ошибок, расхождений и неточностей в данных бухгалтерского/налогового учета организации, и фиксировать для нее правильный порядок действий. Причем к мнениям, выдаваемым без заявления налогоплательщика, применяются те же самые правила о проведении выездных налоговых проверок.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Процедуры налогового контроля (налоговое контрольное производство) осуществляются, как правило, в виде проведения налоговых проверок. В зависимости от порядка осуществления действующий НК РФ выделяет две основные разновидности налоговых проверок - камеральные и выездные. Камеральная проверка предполагает изучение имеющихся в распоряжении налогового органа документов без выезда в место нахождения налогоплательщика. Напротив, выездная налоговая проверка, будучи наиболее подробно урегулированной законодательством, предполагает более углубленную проверку деятельности налогоплательщика в месте его нахождения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Процедуры налогового контроля (налоговое контрольное производство) осуществляются, как правило, в виде проведения налоговых проверок. В зависимости от порядка осуществления действующий НК РФ выделяет две основные разновидности налоговых проверок - камеральные и выездные. Камеральная проверка предполагает изучение имеющихся в распоряжении налогового органа документов без выезда в место нахождения налогоплательщика. Напротив, выездная налоговая проверка, будучи наиболее подробно урегулированной законодательством, предполагает более углубленную проверку деятельности налогоплательщика в месте его нахождения.